Александр II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:51, реферат

Описание работы

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки; смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным - оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; был разрешен свободный выезд за границу . Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которым ознаменовалось царствование Александра II.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………2

Основная часть .

Александр II……………………………………………………………………………..3
Необходимость реформ……………………………………………………….…….....3
Крестьянская реформа……………………………………………………………….4-5
Судебная реформа………………………………..…………………………………..6-7
Земская реформа……………………………………………………………………...8-9
Городская реформа…………………………………………………………………....10
Военная реформа ……………………………………………………………………...11
Финансовые реформы…………………………………………………………………12
Реформы в области просвещения……………………………………………………..13
Реформы в области печати…………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………………...14

Список литературы.………………………………………………………………………........15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.07 Кб (Скачать файл)

 

Надзор за законностью  действий судебных учреждений осуществляли обер-прокуроры Сената, прокуроры  судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно  министру юстиции как генерал-прокурору.

 

Судебными уставами 1864 г. впервые  в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах  учреждались нотариальные конторы  со штатом нотариусов.

 

Действие судебных уставов 1864г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные  окраины Европейской России.

 

В связи с подготовкой  судебной реформы была проведена  и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичное  наказание по приговорам гражданских  и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколько  просмоленными концами), клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись  для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Принимались  розги к штрафным солдатам и матросам, ссыльным и заключенным в арестантские отделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Земская реформа

 

1 января 1864 г. был принят  закон «Положение о губернских  и уездных земских учреждениях». По этому закону создаваемые  земские учреждения состояли  из распорядительных (уездных и  губернских земских собраний) и  исполнительных (уездных и губернских  земских управ). И те, и другие  избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили  название «гласных» (имевших право  голоса). Количество уездных гласных  по разным уездам колебалось  от 10 до 96, а губернских – от 15 до 100. уездные и губернские управы  состояли из 4 – 6 членов.

 

Выборы в уездные земские  собрания проводились на трех избирательных  съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии:

1) уездных землевладельцев 

2) городских избирателей

3) выборных от сельских  обществ. 

В первую курию входили  все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, а также лица, обладавшие другой недвижимой собственностью стоимостью не менее чем на 15 тыс. рублей или же получавшие годовой  доход свыше 6 тыс. рублей. Второю курию  составляли  купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах, а также  владельцы городской недвижимости (в основном домовладельцы). По этой курии могли баллотироваться  дворяне и духовенство, если они  имели в городах недвижимость по установленной оценке.

 

Если по первым куриям выборы были прямыми, то по третьей, не предусматривавшей  имущественного ценза, многостепенными: сначала сельский доход выбирал  представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а  затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное  земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала цель провести в земстве наиболее состоятельных и «благонадежных»  гласных из крестьян и ограничить самостоятельность сельских и волостных  сходов при выборе представителей в  земства из своей среды.

 

Согласно «Положению»  о земстве представителями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводителями дворянства. Представители управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел.

 

Земства вводились только в великорусских губерниях, в  которых преобладало русское  дворянство. Из 78 губерний России «Положение»  о земских учреждениях распространялось на 34 губернии (менее их половины). Земская  реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или  почти не было дворянского землевладения, и национальные окраины России: Остзейские губернии (здесь было свое местное  управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную  Украину (в этих регионах среди землевладельцев  преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю  Азию. Всего предполагалось избрать  в 34 губерниях 13 тыс. гласных. Реально  было избранно 11,5 тыс., половину их составляли гласные первой курии, чем обеспечивалось преобладание в земствах дворянства.

 

 

 

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера деятельности земств ограничивалось исключительно  хозяйственными вопросами местного значения. Исполнение земствами местных  хозяйственно-административных функций  рассматривалось самим правительством даже не как право земств, а их обязанность: ранее этим занималась уездная и губернская администрация, а теперь заботы о местных делах  и расходы на них перекладывались  на земства. Члены и служащие земств привлекались к судебной ответственности, если они выходили за рамки своей компетенции.

 

Земства находились под контролем  центральной и местной власти – министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания, признав его «противным законам  или общим государственным пользам». Многие из постановлений земских  собраний не могли вступить в силу без утверждения губернатора  или министра внутренних дел. Для  выполнения своих постановлений (например, для взыскания недоимок по земским  сборам, исполнения натуральных земских  повинностей и т.п.) земства были вынуждены порой обращаться к  земской полиции, не зависевшей от земств.

 

Но и в предписанных законам пределах компетенция и  деятельность земств все более ограничивалось последующими законодательными актами и правительственными распоряжениями. Правительственные указы и циркуляры Министерства внутренних дел за 1868 – 1874 гг. ставили земства в еще большую зависимость от власти губернатора, ограничивали гласность и публичность их заседаний.

 

Однако, несмотря на эти ограничения  и стеснения, земства сыграли  огромную роль в решении местных  хозяйственных и культурных задач. Таким образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою жизнеспособность, приспособленность к местным  условиям и требованиям жизни. Вопреки  законодательным запретам земства  превратились в очаги общественной деятельности  либерального дворянства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Городская реформа

 

 

Подготовка городской  реформы началась в 1862 г. В 1864 г. проект реформы был подготовлен, но только 16 июня 1870 г. царь утвердил окончательный  вариант «Городового положения». По этому документу распорядительным органом городского управления осталась городская дума.

 

Депутаты (гласные) городской  думы избирались на основе имущественного ценза. В выборах гласных участвовали  только плательщики городских налогов, т.е. владельцы недвижимости (предприятий, банков, домов).

Все они разделялись на три избирательных собрания:

1) наиболее крупных налогоплательщиков, которые совокупно платили треть  общей суммы налогов по городу;

2) средних плательщиков, тоже  плативших в общей сложности  треть всех налогов;

3) мелких плательщиков, которые  вносили оставшуюся треть общей  налоговой суммы.

 

Число гласных в городских  думах колебалось от 30 до 72. Особняком  стояли две думы - Москвы (180 гласных) и Петербурга (250). Исполнительным органом  городского управления стала городская  управа, которая избиралась городской  думой (на 4 года, как и сама дума). Во главе управы стоял городской  голова. Им по должности был председатель городской думы. Кроме него, в  управу входили 2 - 3 гласных.

 

«Городовое положение» 1870 г. было введено в 509 городах России. Сначала оно действовало только в коренных русских губерниях, а в 1875-1877 гг. царизм распространил его и на национальные окраины империи, кроме Польши, Финляндии и Средней Азии, где сохранилось дореформенное городское устройство.

 

Функции городского управления были хозяйственными: благоустройства  города (мощение улиц, водопровод, канализация), борьба с пожарами, попечение о  местной промышленности, торговле, здравоохранении, образовании. Тем не менее, городское управление строго контролировалось центральной властью. Городской голова утверждался губернатором (для уездного города) или министром внутренних дел (для губернского центра), которые могли отменить любое постановление городской думы. Специально для контроля за городским управлением в каждой губернии было создано губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.

 

Городские думы не имели принудительной власти. Реальную власть вершили правительственные  чиновники - градоначальники и губернаторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Военная реформа

 

 

Подготовку и проведение военной реформы в России осуществлял  Д.А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром.

 

В 1867 г. был принят новый  военно-судебный устав, построенный  на началах судебной реформы 1864 г. Вводились  три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военные  суды. На время войны учреждался  Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали  утверждению соответственно полкового  и окружного начальников, а в  последней инстанции – военного министра.

 

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных  заведений. В 1863 г. кадетские корпуса  были преобразованы в военные  гимназии. В 1864 г. были учреждены военные  училища, в которые поступали  воспитанники военных гимназий. Для  специальной подготовки военных  инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с  трехлетним сроком обучения. В практику вводилось квалификация офицерского  состава во время прохождения  службы

 

1 января 1874 г. Александр  II утвердил «Устав воинской повинности»  и специальный Манифест о нем.  Воинская повинность распространялась  на все мужское население, достигшие  20-летнего возраста, без различия  сословий, т.е. она приобретала  всесословный характер. Для регулярных  сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной  службы. Отслужившие этот срок увольнялись на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40- летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

 

От действительной службы освобождались в первую очередь  по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях  и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. Сроки действительной военной  службы значительно сокращались  в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую  школу, до полутора лет – гимназию и до полугода – для имевших  высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое.

 

 

В конце XIX в. в русской  армии были произведены следующие  изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в  запасе для всех родов войск, с  последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной  возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца  увеличился с 40 до 43 лет. Сохранялись  прежние льготы по семейному положению, но в 2 – 4 раза увеличились сроки  службы для лиц, окончивших средние  и высшие учебные заведения, а  также для вольноопределяющихся.

 

Военные реформы 1861 –1874 гг. сыграли  важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные  заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс  перевооружения армии затянулся  на несколько десятилетий.

 

 

8. Финансовые реформы

 

 

В 1860 г. Александр II повелел  отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп  частным лицам сбор налогов с  населения за соль, табак, вино. Вместо откупов была введена акцизная система, которая регулировала поступление  косвенных налогов в казну. В  том же 1860 г. был учрежден единый Государственный банк России (вместо прежнего многообразия кредитных учреждений) и упорядочен государственный бюджет: впервые в стране начала публиковаться  роспись доходов и расходов.

 

После этих реформ финансовая политика стала более рациональной, но сохранила общую сословную  направленность. Крестьяне, мещане и  ремесленники продолжали выплачивать  феодальную подушную подать, которую  ввел еще Петр I и от которой привилегированные  сословия (дворянство, духовенство, купечество) были освобождены. Государственный  бюджет, как и прежде, строился в  интересах защиты «верхов» от «низов»: больше 50% расходов шло на содержание армии и государственного аппарата и лишь 9% - на народное образование, медицину и социальное попечение.

 

Одним из главных средств  поднять экономическую мощь страны считалась постройка сети железных дорог, связывающих центральные  области европейской части России. В связи с ней иностранный  отпуск вырос в 10 раз, и почти также  увеличился ввоз товаров. Число торговых и промышленных предприятий заметно  увеличилось, а также число фабрик и заводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Реформы в области просвещения

 

 

Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа  системы народного образования. В 1860-1870-е гг. произошел поворот  в сторону развития и становления  женского образования. В 1860 г. было принято  Положение о женских училищах, которые могли создаваться в  любых губернских городах, и были аналогами мужских гимназий. Гораздо  сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они  не допускались, поэтому было разрешено  под контролем министерства народного  просвещения создавать Высшие женские  курсы университетского наподобие(в 1872 г. В Москве были созданы курсы Герье, 1878 г. - Бестужевские курсы в Петербурге).

 

Серьезные изменения произошли  в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты  новые документы: Положение о  начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий  с сокращенным сроком обучения - четыре года. (19 ноября 1864 г.). Тем самым  государственно - церковная монополия  на просвещение создавать учебные  заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов  министерства народного просвещения  создавать учебные заведения  могли земства, общественные организации, а также частные лица. В этих документах также закладывались  основы деления средней школы  на классическую (гуманитарную), которая подготавливала к поступлению в университет, и реальную (техническую), подготавливающую к поступлению в высшие технические учебные заведения.

Информация о работе Александр II