Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Это время называют эпохой «Великих реформ», а его самого Царем-Освободителем. Александру II предстояло стать одним из крупнейших реформаторов России. Он признал необходимость реформ в государственных интересах и встал на путь радикальных преобразований. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Личность Александра II …………………………………………………....6-8
Глава 2. «Великие реформы» Александра II ……………………………………....9-29
2.1. Необходимость и предпосылки проведения реформ…………………....9-10
2.2. Отмена крепостного права…………………………………………….....10-16
2.3. Земская реформа……………………………………………………….....16-18
2.4. Городская реформа……………………………………………………….18-19
2.5. Судебная реформа………………………………………………………....19-22
2.6. Военная реформа……………………………………………………….....22-24
2.7. Финансовая реформа……………………………………………………...24-26
2.8. Реформы в области просвещения и печати……………………………...26-28
2.9. Церковная реформа……………………………………………………….28-29
Глава 3. Итоги и уроки реформ……………………………………………………30-32
Заключение. Значение реформ Александра II……………………………………33-34
Примечания…………………………………………………………………………35-36
Список используемых источников и литературы………………………………...37-38

Файлы: 1 файл

Александр 2 и его реформы.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Саратовский государственный  социально-экономический университет

Кафедра экономической  и политической истории России

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

 

Александр II и его реформы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………….3-5

Глава 1. Личность Александра II …………………………………………………....6-8

    

Глава 2. «Великие реформы» Александра II ……………………………………....9-29

        2.1. Необходимость и предпосылки проведения реформ…………………....9-10

 

        2.2. Отмена крепостного права…………………………………………….....10-16

 

        2.3. Земская реформа……………………………………………………….....16-18

 

        2.4. Городская реформа……………………………………………………….18-19

 

       2.5. Судебная реформа………………………………………………………....19-22

 

       2.6. Военная реформа……………………………………………………….....22-24

 

       2.7. Финансовая реформа……………………………………………………...24-26

     2.8. Реформы в области просвещения и печати……………………………...26-28

 

      2.9. Церковная реформа……………………………………………………….28-29

 

Глава 3. Итоги и уроки реформ……………………………………………………30-32

 

Заключение. Значение реформ Александра II……………………………………33-34

Примечания…………………………………………………………………………35-36

Список используемых источников и литературы………………………………...37-38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ВВЕДЕНИЕ

       Александра II  в ряду исторических личностей России занимает, бесспорно, видное место, а годы его правления(1855-1881 года XIX века) считают переломным и судьбоносным моментов в истории России.

Это время называют эпохой «Великих реформ», а его самого  Царем-Освободителем. Александру II предстояло стать одним из крупнейших реформаторов России. Он признал необходимость реформ в государственных интересах и встал на путь радикальных преобразований. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры.

    Проведенные им реформы в XIX в, безусловно, грандиозны и масштабны, а самое главное остаются, актуальны и по сей день. Александр II – второй крупный русский реформатор России после Петра I. Но, в отличие, от Петра I все свои реформы он осуществлял не кровью, а демократично. Александр II, автор первой перестройки в России. Личность Александра II и проведенные им реформы, до сих пор вызывает интерес, нетолько, в нашей стране, но и за рубежом. Недавно во Франции вышла книга Эдварда Радзинского « Александр II. Между надеждой и террором», во всем мире книга называется «Последний великий русский царь», эта книга очень популярна и вызывает огромный интерес во всем мире.(1)

    Эпохальное значение имело решение Александра II о необходимости полной и единовременной отмены крепостной зависимости помещичьих крестьян (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем.

Начавшиеся освобождением крестьян в 1861 г., эти реформы продолжаются вплоть до проведения военной реформы в 1874 г. В 1964 году были проведены судебная  и  земская реформы, в 1970 городская реформа и многие другие. В 1874 году вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной службы с низших сословий. В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин, основаны 3 университета. В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий. Проводилась постепенная отмена ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. В царствование Александра II были основаны и учреждены: Музей русского искусства (Третьяковская галерея) в 1856 году; Русское общество пароходства и торговли в 1857 году; Русское музыкальное общество в 1859 году; Госбанк в 1860 году; Мариинский театр в Санкт-Петербурге в 1860 году; первая русская консерватория в 1862 году; Русское телеграфное агентство; Русское историческое общество в 1866 году; первая в России электростанция в 1879 году.(2)

       И это не полный список преобразований, которые провел в жизнь Александр II. Это были реформы  до сели невиданные в отсталой и феодальной России. Замечу, что ни одна страна в мире не имела подобного опыта проведения таких широкомасштабных  реформ, охватывающих все стороны жизни общества.

      Цель данной курсовой работы заключается в анализе государственной и политической деятельности Александра II. А также на основе изученных материалов и источников рассказать о его грандиозных и всемасштабных реформах, перевернувших весь уклад феодальной России, которые стали поворотным моментом в истории нашего государства. Показать значимость этих реформ для экономического и политического развития России. Проведенные им реформы поставили Россию в один ряд с  развитыми мировыми державами. Поэтому изучение реформ проведенных Александром II представляется актуальным и в наши дни.

        Задачи работы: познакомится с личностью Александра II, изучить в целом его государственную деятельность, рассмотреть и проанализировать его реформы, а также постараться определить их значение для истории и развития России.

       Источниками для написания курсовой работы являются: книги «Правители России», «Внутренняя политика  российского самодержавия»  автор В.А. Федоров и книги Л.М. Ляшенко «Александр II, или история трех одиночеств» и «Царь-Освободитель. Жизнь и деятельность Александра II.», в которых подробно описывается биография Александра II и поэтапно изложена  его государственная деятельность. В них раскрываются причины  побудившие Александра II  провести такие всемасштабные реформы, и о тех препятствиях, которые помешали осуществить эти реформы до конца.

     Чтобы наиболее  полно раскрыть суть и содержание реформ Александра II я использовала работы: Н.Д, Давыдова «Судебные реформы 1866г.», В.А. Нардова «Городское самоуправление в России в 60-х нач. 90-х годов XIX века», В.Г.Чернухи «Правительственная политика в отношении печати 60-70 годы XIXвека», Л.Г. Захаровой «Великие реформы !860-1870-х годов: поворотный пункт Российской истории.», в которых дается  подробное описание и значение каждой из реформ. Для полного представления  политической  и экономической ситуации, которая сложилась в России в начале царствования Александра II и во время проведения им реформ я использовала различные учебники по экономической истории России и  истории Отечества (« История Отечества» Л.А.Кацва, «История России»  учебник для ВУЗов под редакцией Мунчаева Ш.М., Устинова В.М., «Учебник русской истории» Платонова С.Ф.) и другие, в, которых рассматриваются реформы Александра II, их суть, причины проведения, а также последствия и значения для экономического развития России.

    Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.  В первой главе рассказывается о личности Александра II и первых годах его царствования. Во второй главе дается  оценка социально-экономической ситуации в России, приводятся предпосылки необходимости радикальных реформ в стране. А также подробно рассматриваются реформы проведенные Александром II, особенно  отмена крепостного права, потому что, на мой взгляд, эта реформа является самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие. В третьей главе я попытаюсь оценить последствия, итоги и первые результаты «Великих реформ» Александра II. Выводы о значении  реформ, проведенных в годы царствования, Александра II изложены в заключении.

       

        Глава 1.  Личность Александра II

 

       Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве  17 апреля 1818 г. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан К.К.Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего "наставника" В. А. Жуковского, который предварительно составил глубоко обдуманный план учения цесаревича, утвержденный Николаем. По этому плану целью всего учения было — сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным. Сам знаменитый М. М. Сперанский вел с ним "беседы о законах", послужившие, по-видимому, поводом к составлению его "Руководства к познанию законов". Домашние кабинетные занятия Александра Николаевича дополнялись образовательными поездками. Из них особенно памятно большое путешествие по России и Западной Сибири в 1 837 г.

      С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления страной. По достижении совершеннолетия 22 апреля 1834 (день принесения им присяги) наследник-цесаревич был введён своим отцом в состав основных государственных институтов империи: в 1834 в Сенат, в 1835 введён в состав Святейшего Правительствующего Синода, с 1841 член Государственного совета, в 1842 — Комитета министров. В 26 лет стал «полным генералом» и имел достаточно профессиональную военную подготовку. Воинская служба у будущего императора проходила довольно успешно. В 1836 году он уже стал генерал-майором, с 1844 года полный генерал, командовал гвардейской пехотой. С 1849 года Александр — начальник военно-учебных заведений, председатель Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848 годов. Во время Крымской войны 1853—1856 годов с объявлением Петербургской губернии на военном положении командовал всеми войсками столицы.

      В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно.

Двадцати трех лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской, с которой он познакомился во время большого заграничного путешествия по Европе в 1838-1839 гг.

       На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему

предстояло  войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26

августа, новый  манифест государя ознаменовался целым  рядом милостей. На три

года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты

и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание

преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным –

оставшимся  в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания

1831 года; отменен  прием в рекруты малолетних  евреев, был разрешен свободный выезд за границу.(3) Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных

реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II. 

     На престол Александр II вступил, в крайне трудный для России период, когда близилась к развязке изнурительная Крымская война, в ходе которой экономически отсталая Россия оказалась втянутой в неравное военное противостояние с Англией и Францией. Не смотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. В Париже собрались представители семи государств (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция), и 18 марта 1856 г. был заключен мирный трактат.  Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море - была устранена еще при жизни Александра II.(4)

    Первые годы царствования императора Александра II были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. По окончании войны экономическое и социальное неустройство в России обнажилось еще более, обрело острый характер. Александр II осознавал необходимость глубоких и разносторонних государственных преобразований, осуществление которых стало основным содержанием его царствования, что коренным образом изменило за 2,5 десятилетия облик России и положило начало капиталистической формации в стране.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2.     Реформы Александра II

 

      2.1.   Необходимость и предпосылки реформ                    

     По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние

недостатки  Российского государства. Нужны  были перемены, и страна с нетерпением  ожидала их.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Другого

выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой.

     В период правления Александра II необходимость перемен назрела во всех сферах экономической и политической жизни государства:

  • в экономике: крепостническое хозяйствование, тормозившее развитие капитализма, препятствовало ее позитивной динамике;
  • в политике: управлять огромной страной из единого центра в новых экономических и политических условиях было уже нерационально, назрела необходимость в земской реформе, которая бы обеспечила участие выборных от всех слоев общества;
  • в армии: огромная армия, построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие. Военная бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на оборону;
  • в судебной системе: перемены в экономике и социально-политической сфере требовали большей самостоятельности, а значит и правовой защищенности подданных – следовательно, назрел вопрос о реформе судебной системы,
  • национальных отношений: Россия не могла развиваться как конгломерат национально-религиозных групп, объединенных военной силой и наличием в некоторых случаях внешней опасности. К концу 60-х гг. империя обретает вполне цельные очертания – завоеван Кавказ, присоединено Закавказье, начинается завоевание Средней Азии, в 1867 г. Александр II продает США Аляску и определяет окончательные границы России на Дальнем Востоке. Встала задача создания российской нации – слияния народов в единую общность.
  •     Многие государственные и общественные деятели  понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее, а разряд отсталых  государств.  К середине Х1Х в окончательно созрели   предпосылки  для краха крепостнической системы.    Прежде всего, она  изжила  себя  экономически.   Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.  Крепостничество также мешало индустриальной модернизации  страны, т.к. препятствовало образованию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных  в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли. Социальные предпосылки  также обусловили крах крепостного права. Крестьяне открыто протестовали против него. Это выражалось в отказе крестьян от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги, поджоги помещичьих усадеб. Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылкой отмены крепостного права. Оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально- политической системы страны.  Россия утратила  международный авторитет.  Публицистические выступления подготовили общественное  мнение  страны к  безоговорочному освобождения крестьян.(5)

Информация о работе Александр II и его реформы