Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Это время называют эпохой «Великих реформ», а его самого Царем-Освободителем. Александру II предстояло стать одним из крупнейших реформаторов России. Он признал необходимость реформ в государственных интересах и встал на путь радикальных преобразований. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Личность Александра II …………………………………………………....6-8
Глава 2. «Великие реформы» Александра II ……………………………………....9-29
2.1. Необходимость и предпосылки проведения реформ…………………....9-10
2.2. Отмена крепостного права…………………………………………….....10-16
2.3. Земская реформа……………………………………………………….....16-18
2.4. Городская реформа……………………………………………………….18-19
2.5. Судебная реформа………………………………………………………....19-22
2.6. Военная реформа……………………………………………………….....22-24
2.7. Финансовая реформа……………………………………………………...24-26
2.8. Реформы в области просвещения и печати……………………………...26-28
2.9. Церковная реформа……………………………………………………….28-29
Глава 3. Итоги и уроки реформ……………………………………………………30-32
Заключение. Значение реформ Александра II……………………………………33-34
Примечания…………………………………………………………………………35-36
Список используемых источников и литературы………………………………...37-38

Файлы: 1 файл

Александр 2 и его реформы.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Земства несли ответственность за народное образование, здравоохранение, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое. Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий.

Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы - земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.  

      Земства находились под контролем центральной  и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных  учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий. 

    Значение. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Земства сыграли большую роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем организации крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, в  устройстве почт, дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. было открыто 12 тыс. земских школ. За это время в  земских школах получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили    за свой счет 45 тыс. учителей. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,75 до 2,8%.(14)

 Однако реформа,  проведение которой заняло более  полутора десятка лет, распространялась  далеко не на всю территорию  империи, а главное, она не была завершена созданием общероссийского представительного органа. Введение земских учреждений в остальных местах затянулось до 1879 г

 

      2.4. Городская реформа

     В 1870 г. Земская реформа была дополнена «Городовым положением», на основании которого были образованы городские думы и управы. "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия). Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов. Оно занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. За деятельностью городских дум и управ наблюдает губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.(15)

   Значение. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом, реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов. Не только новый порядок управления, но вместе с тем и общая перемена в общественном строе повлияла благотворно на развитие городской жизни в России во второй половине XIX в. Города ожили и, пользуясь новым самоуправлением, приняли совсем иной вид.

       2.5.Судебная реформа 

       Из всех реформ того времени  она была самой последовательной  и одной из самых значительных. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное

отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и

гласность суда, независимость судей, адвокатура и  состязательный порядок судопроизводства. Страна была разделена на 108 судебных округов.

Видную роль в подготовке этой реформы играл известный  юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных поверенных"- адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены  окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники  и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

     Мировым судьям было подведомственно все население "мировых участков", кроме крестьян, которым были дарованы особые волостные суды для решения дел, возникающих в крестьянской среде. Для суда по делам более важным в губернских городах были открыты окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. Дела гражданские разбирались судьями (председателем и членами суда) без присяжных заседателей. По делам же уголовным (более важным) в состав суда обыкновенно входили присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из местного населения. На приговоры окружных судов можно было приносить жалобы в судебные палаты или же в Сенат. Для окончательного решения дел по жалобам на низшие инстанции были назначены кассационные департаменты Сената, которому принадлежал общий надзор за отправлением правосудия в государстве. Таким образом, новые суды были обособлены от администрации. Приняты меры к ускорению делопроизводства определением точных сроков для различных судебных действий. Император Александр с полным основанием мог сказать, что дает своему государству "суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных".

    Судебные уставы 1864 г. ввели новые порядки. Следствие о всяком деле поручается особому судебному следователю. Добытый им на "предварительном следствии" обвинительный материал поступает в суд. У обвиняемого при этом должен быть защитник из опытных адвокатов-юристов. На суде может присутствовать публика. Таким образом, суд производится устно и гласно. На основании судебного следствия присяжные выносят свой вердикт (после тайного совещания), а суд постановляет приговор. В гражданских делах тяжущиеся стороны (истец и ответчик или же их поверенные — адвокаты) представляют суду доказательства своей правоты и основания своих исков. Суд, оценив объяснения сторон, постановляет свое решение в пользу той, которую признает правой.

       Судебные уставы 1864 г. пользуются прекрасной славой как по высоким гуманным началам, положенным в их основу, так и по достоинству своего исполнения. Они дали государству хорошие суды, заслужившие любовь и доверие населения, и положили начало воспитанию нашего общества в чувствах законности. Одновременно с введением новых судебных установлений была значительно смягчена и система наказаний, существовавшая в России; именно были отменены разные виды телесных наказаний. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но, несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции. (16)

       Значение. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции. Она коснулась не только судов, но и других взаимодействующих с судами органов - прокуратуры и следственного аппарата. В ходе реформ учреждались: институт судебных следователей, адвокатура, суд присяжных, реорганизовывалась прокуратура. Только независимый, несменяемый судья мог реально обеспечить процедуру судопроизводства на началах гласности, состязательности, права подсудимого на защиту при участии присяжных заседателей. Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизнь заняло многие годы, а главное, она вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.

       2.6. Военная реформа

      В связи с общим обновлением русской общественной жизни стояла реформа воинской повинности.

В 1861-1874 годах была проведена  серия военных реформ. Она осуществлялась под руководством выдающегося военного организатора Д.А.Милютина.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью беднейших слоев населения т.к. богатые могли нанять себе рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись.

По новому закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.(17)

    Основное содержание реформ: сокращение численности армии на 40 %; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний (за исключением розог для особых "оштрафованных") в армии; перевооружение армии и флота, реконструкция казенных военных заводов.

      Для поднятия компетентности высшего военного руководства  военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Были ликвидированы военные поселения. В 60-х  началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров  создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания. Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки.(18)

     Значение; к концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу. Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе. Особенностью военных реформ явился их последовательный прогрессивный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.(19)

    2.7.Финансовая реформа

    Военные расходы, вызванные Восточной войной, и предпринятая правительством выкупная операция заставляли правительство выходить из рамок бюджета. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. Он составил огромную сумму 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительных казначейских билетов и т.п., что приводило колебаниям курса рубля. Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне правительство прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал ограничение передачи их из рук в руки и установления 49-летнего срока погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего долга и вызывали недовольство дворян – помещиков. В 1862 была сделана попытка провести денежную реформу на основе свободного обмена кредитных билетов на золото и серебро по твердому курсу. Однако реформа провалилась: сказались и дефицит государственного бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х годов. Рост инфляции продолжался. Перед правительством остро встала задача преобразований в системе финансов. Были предприняты некоторые финансовые реформы (1863). Установлен определенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Введено было "единство кассы", при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы. За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль. Таким образом, достигнута была большая правильность финансового управления и установлен больший порядок в ведении государственного хозяйства.

Информация о работе Александр II и его реформы