Александр II. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха.
Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти.

Файлы: 1 файл

Курсовая по истроии.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕФОРМЫ И РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей.

14 июля 74 года Александром II утверждено  было Положение о начальных  народных училищах. По этому положению  начальная народная школа поступала  под ближайшее руководство особых  училищных советов. Населению же земских губерний новое Положение давало возможность и право взять дело народного образования в свои руки, так как в числе других забот о населении земству поручена была, как мы уже знаем из земской реформы, и забота о народном образовании.

Ведущее место в системе образования занимали университеты. Они давали кадры чиновников всех звеньев, врачей, учителей. В них же развивалась наука. В тоже время в университетах в середине ХIX в. сосредотачиваются центры революционного движения. В университетском Уставе 1835г. содержались нормы, ограничивающие автономию университетов и корпоративные права студентов, к 60-м годам ХIX в. во многом не соблюдались. Для надзора за деятельностью университетов в Уставе 1735г. попечители университетов были наделены очень широкими полномочиями. Однако стеснение университетской свободы не наблюдалось, поскольку попечители были достаточно либеральными. В университетах появились студенческие объединения; в здания, на лекции допускались посторонние, включая даже женщин. Университеты издавали газеты и журналы, выходившие без всякой цензуры.

Тем не менее, фактическая либерализация не способствовала стабилизации настроений студенчества и либеральной профессуры и прекращение студенческих волнений. Всякое проявление патриотических настроений профессуры порицалось студентами. Правительство пыталось подавить выступления строгими мерами, которые не приводили к стабилизации обстановки среди студенчества.

Новый Общий устав императорских Российских университетов от 18 июня 1863 г. был направлен на предоставление большей автономии университетов в организации процессов обучения и развития науки, с одной стороны, и на усиление студенческой дисциплины – с другой. Были расширенны права университетского Совета в решении программно-методических вопросов, распределении денежных средств, издании научных трудов.

Одновременно усложнялся доступ в университеты посторонних лиц, умалчивал Устав и о возможных студенческих объединениях. Не упорядочил он и процесс обучения: платность обучения давало возможность пребывать в стенах университета тем, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако, несмотря на платность образования, доля студентов из малообеспеченных слоев была в Российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ.

Государственная роспись доходов и расходов не опубликовывалась и не считалась обязательной к исполнению. Такой порядок привел к тому, что ни одно государство, не зная ни доходов, ни расходов России, не могло согласиться дать ей денег взаймы, нужных на ведение Крымской войны. Россия была вынуждена покрывать свои военные издержки выпуском бумажных денег. При таких условиях государство было близко к банкротству.

Комиссия 1859 г. выработала целый ряд вполне разумных и неотложных правил. Самым важным из этих финансовых законов стал закон, установивший так называемое единство государственной кассы и опубликование в самом начале года общей государственной росписи доходов и расходов. В 1864 г. были открыты новые местные учреждения государственного контроля, так называемые контрольные палаты, через которые стали проходить все счета и оправдательные документы к ним. Двумя годами ранее была раскрыта тайна расходов и доходов страны. Правительство решило заменить тайну возможно полной откровенностью.С введением этих реформ Россия в первую очередь стала открытой для кредитов.

Структура доходов бюджета за десятилетия реформ не претерпела существенных изменений. Финансовое благополучие казны, как отмечалось, основывалось на литейном доходе, и в 1863–1865 гг., и в 1873–1875 гг. от 15% до 18% доходов приносили подати и оброки. Увеличилась доля таможенного дохода: в среднем с 7,2% до 9,5%. Несколько выросли (в пределах 1% по каждому виду дохода) доля сахарного и табачного доходов, лесного дохода, дохода от казенных железных дорог и платежей железнодорожных обществ. На платежи по государственным долгам и в 1863–1865 гг., и в 1873–1875 гг. приходилось свыше 15% государственных расходов. К середине 70-х годов относительное бюджетное равновесие было достигнуто. В долг жило не только государство, но и экономика страны. Для развития экономики страны и укрепления ее финансового положения необходимы были новые реформы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ.

Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Реформа растянулась на 12 лет, с 1862 по 1874 гг. и затронула все области военного дела – центральное и местное управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство, медицинскую службу и др.

Первым шагом в подготовке военной реформы стал ввод «Главных правил и мнений об обязанностях и духе военного звания» в 1862 г.

Одна из первых реформ – реорганизация центрального военного управления и создание местных органов управления в виде военных округов.

Основным недостатком существовавшей в то время системы военного управления являлась чрезмерная централизация, мешавшая возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Центральное управление Военного министерства к началу реорганизации включало в себя следующие департаменты: инспекторский, ведавший личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшиеся военному министру;

Генеральный штаб, занимавшийся вопросами дислокации, размещения войск, разработкой дислокационных карт, маршрутов, провиантский, осуществляющий снабжение армии; комиссариатский, в ведении которого было денежное и вещевое снабжение армии, а также устройство госпиталей и их снабжение; медицинский департамент ведал вопросами медицинского и ветеринарного обслуживания.Для более стабильного и быстрого развития были проведены реформы.

Эти реформы заключались в следующем:

- сокращение  численности армии на 40 %;

- создание  сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители  всех сословий;

- усовершенствование  системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;

- создание  гласных и состязательных военных  судов, военной прокуратуры;

- отмена  телесных наказаний (за исключением  розг для особых «оштрафованных») в армии;

- введение  всеобщей воинской повинности  в 1874 г. вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы.

По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. Однако правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию брало из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали: 1) единственный сын у родителей; 2) единственный кормилец в семье; 3) если старший брат призывника отбывает или отбыл службу.

Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках – 15 лет, в том числе 6 лет в строю и 9 лет в запасе; во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. 

Для получивших начальное образование срок действительной службы сократился до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНЗУРНОЙ РЕФОРМЫ.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя. Разработка цензурной реформы велась комиссией Д.А.Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей.

Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.Это было новшеством, так как ещё по цензурному уставу 1826 г. за цензурой должен был следить верховный цензурный комитет. Он следил: 1) за науками и воспитанием юношества; 2) за нравами и внутренней безопасностью; 3) за направлением общественного мнения. Цензура того времени запрещала говорить не только прямо, но и косвенно в печати не только о правительстве, но даже о властях, т.е. обо всей администрации, чтобы не пострадало от того должное к ним почтение, чтобы не ослабли чувства преданности, верности и добровольного подчинения.

Заключение

Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II.  Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток  рабочих  рук, открылись  новые сферы для  предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели  к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими  странами.

 

Библиографический список

  1. “История России с древности до наших дней” под редакцией М.Н.Зуева, Москва, “Высшая школа”, 1998 год.
  2. В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров “История России с древнейших времен до 1917 года”, Москва, издательство “Русское слово”, 1998 год.
  3. С. Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Москва,  издательство "Высшая школа", 1993 год.
  4. С. Ф. Платонов "Учебник русской истории", Санкт-Петербург,  фирма "Стройлеспечать", 1993 год.
  5. С. Ф. Платонов "Собрание сочинений", т. 1.
  6. “Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы” под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство “Простор”, 1994 год.
  7. В. А. Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт", 1993 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Александр II. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. и их значение