Александр II. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха.
Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти.

Файлы: 1 файл

Курсовая по истроии.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

3

 

 

Введение

Именем Александра 2 неразрывно связана эпоха Великих реформ, давших мощный толчок бурному развитию России во второй половине 19 века. С момента смерти императора не утихают споры вокруг его личности – мужественного человека и обладающего неограниченной властью российского самодержца, не только провозгласившего своей целью добиться процветание «матушки России», но и нашедшего в себе силы и политическую волю осуществить то, что не могли достичь русские монархи от Екатерины 2 до Николая 1 – уничтожить позорное для великой страны крепостное право.

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха.

Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти.

 

 

 

Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.

В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: "повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее... ", говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. " В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности."

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной службы с низших сословий. В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880 г.). В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.). В 1864 году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до вершин Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878 гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

 

 

 

 

2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60 70Х

19 февраля 1861 г., после обсуждения  в Главном комитете и Государственном Совете, Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян. В воскресенье, 5 марта, в российских церквях провозгласили: «Крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей». 23 марта 1861 г. Александр 2 писал своему дяде прусскому королю Вильгельму: «У меня сознание, что я выполнил великий долг». Это главное дело царствования и всей жизни Александра 2 дало основание современникам назвать его царем-освободителем.

Основные положения крестьянской реформы:

- Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) право свободно распоряжаться имуществом.

- В селах вводилось крестьянское самоуправление.

- Земля оставалась собственностью помещиков.

- Помещик был обязан предоставить крестьянам усадьбы и полевые наделы.

- Крестьяне должны были заключать с помещиками уставные грамоты, в которых определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

- За землю крестьяне должны были внести выкуп. Крестьяне платили 20-25% стоимости, а государство –75-80%, давая крестьянам ссуду на 49 лет под 6% годовых. Собственником земли становилась община. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину. Барщина составляла для мужчин до 40 и для женщин - 30 дней в году.

- Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, заключать сделки, переходить в другие сословия.

Крестьяне получили наделы от 1 до 7 десятин земли на душу мужского пола. Причем, у помещика должно было остаться не менее 1/3 всей удобной земли. В реальности крепостные крестьяне часто пользовались большим количеством земли, теперь помещик отрезал от бывшей крестьянской земли лучшие участки, чтобы оставить себе 1/3 всей принадлежавшей ему ранее земли. Вот эти «отрезки» и вызывали наибольшее возмущение крестьян. Нередко бывало, что стоимость земли по выкупу превышала ее действительную стоимость. Дворовые крестьяне освобождались вообще без земли и еще два года находились в зависимости от владельца. Многие крестьяне были недовольны такими условиями освобождения, поэтому 60% уставных грамот так и не было подписано.

Оценивая крестьянскую реформу, важно подчеркнуть следующее:

1. 43 млн. крепостных были освобождены. По мнению большинства современных  историков, крестьянская реформа  стала результатом компромисса  между помещиками, крестьянами и  правительством. Причем интересы  помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы.

3. Реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г, — восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии.

4. С  освобождением крестьян уходил  в прошлое старый административный  строй, основанный на крепостном  праве и сословном преобладании  дворянства.

5. В  деревню проникают капиталистические отношения. Быстро растет аренда земель крестьянами. Усилилась имущественная дифференциация.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ.

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

- суд делается устным и гласным;

- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;

- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

- дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях;

- Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. По делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

- устраняется канцелярская тайна;

- для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации;

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат [1, c. 89].

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ.

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными.

Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

Информация о работе Александр II. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. и их значение