Александр II Николаевич (Освободитель)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:34, реферат

Описание работы

Александр II Николаевич (Освободитель) (17.04.1818-1.03.1881), российский император (коронован 26 августа 1856 в Кремле). Его воспитателями в юности были глубоко православный поэт В.А. Жуковский, но также масон М.М. Сперанский и выкрест Е.Ф. Канкрин. Будучи наследником, командовал гвардейскими частями, а во время Крымской войны — всеми войсками столицы. При вступлении на престол объявил амнистию декабристам, петрашевцам и др., списал недоимки с крестьян, а также упразднил “военные поселения”. Основные усилия Александра II были направлены на проведение реформ, давно назревших в России, прежде всего — крестьянской. Надо признать, что подготовка преобразований была организована продуманно и по-деловому: создавались разного рода комитеты, велось обсуждение различных проектов, как кабинетное, так и открытое в печати. Поначалу деятельно занимался подготовкой реформ и император, однако он не имел твердых установок и целей, колебался, в разное время поддаваясь различным влияниям, что сказалось на всем ходе преобразований, прежде всего по самому важному вопросу — о земле.

Файлы: 1 файл

ALEKSANDR_II_NIKOLAEVICh.docx

— 47.81 Кб (Скачать файл)

Община несла солидарную ответственность  по долгам, но только "непроизводственным" имуществом. Фискальная функция видимо была основной причиной учреждения общины. Выкуп по инициативе помещика был  преобладающей формой, несмотря на ее вроде бы меньшую выгодность - одна из причин на то была простая - помещикам  были нужны деньги, а государство  приостановило выдачу кредитов под  залог земель. Так же стоит отметить, что на момент реформы помещиками было заложено 2/3 (65.5%) душ, а их долги  государству составляли 425.5 млн руб (при общем объеме выкупных ссуд в районе 900 млн руб) - что заметно облегчало реформу.

При выкупе 315 млн рублей долга были переоформлены в долг крестьянских хозяйств в счет выкупных платежей, а остальное помещики выплатили (или не выплатили) сами. В основном все. В 1881 невыкупленные земли были выкуплены принудительно. Выкуп  был закончен досрочно указом 5 ноября 1905 года (понятно по каким поводам), в соответствии с которым выкупные платежи прекращались с 1 января 1907 года (распространенное мнение, связывающее  это со столыпинской реформой неверно). По фактам в основном все.

Теперь комментарии:

Во-первых - из планово-убыточной операции правительство ухитрилось не вложив ни копейки денег (кроме как в  начале для покрытия кассового разрыва), сделать довольно прибыльный бизнес - По состоянию на 1881 год несмотря на 16-17 млн недоимок, чистый профит составил 40 млн ры.

Во-вторых - еще одной из причин распространенности принудительного  выкупа был метод оценки: на плохих землях крестьяне довольно часто  уходили на заработки и расчитанная  от оброка стоимость там заметно  превышала реальную стоимость земли. Так что мнение о "грабительском" характере реформы имеют под собой серьезные основания.

В-третьих - именно реформа создала  и закрепила сельскую общину в  ее предреволюционном виде (столыпинская реформа была половинчатой и значительного  влияния на разрушение общины оказать  не успела) и создала и проблемы с эффективностью с/х и направила  остроту земельного вопроса против власти и землевладельцев.

Короче говоря - imho именно этой реформой (а именно проявленной фискальной жадностью и стремлением наилучшим  образом обеспечить поместное дворянство) правительство заложило под себя хорошую бомбу, которая и рванула  в 1917.

Историческое значение крестьянской реформы 1861 года в  
России  
Крестьянская реформа 1861 года в России создала условия для беспрепятственного превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типа товарного производства. Для дальнейшего социально-экономического развития России XIX века падение крепостного права имело огромное значение - оно знаменовало собой начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи.  
Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало разложению этого класса, создавало необходимые условия для развития капиталистического сельского хозяйства. Падение крепостного права явилось толчком для развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять машины, агротехнику, что требовало наемной рабочей силы. Превращению помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в производство, промышленность, строительство. Таким образом, выкупная операция представляла собой особую форму первоначального накопления.  
Крестьянская реформа 1861 года явилась началом важных изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.[17]  
Отмена крепостного права сыграла важную роль в деле превращения России в буржуазную монархию. Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 года открыла широкие возможности для развития капитализма, но не уничтожила до конца феодальные социально-экономические отношения. Сохранились громадные помещичьи латифундии, поземельная община, надельные крестьянские земли. В социальной сфере сохранился сословный строй, а в политической самодержавие, которое являлось надежным защитником помещиков. Крупное помещичье землевладение давало возможность эксплуатировать крестьянство полукрепостническими методами. По сути, также имело место освобождение крестьян от земли, потому что от тех наделов, которыми владели крестьяне, были сделаны громадные отрезки, а тысячи крестьян были совсем обезземелены - посажены на четвертной или нищенский надел. Получив мизерные наделы, крестьяне оставались в фактической зависимости от помещиков. Пережитки феодально-крепостнических отношений существовали еще долгое время и тормозили экономическое развитие страны. Но, тем не менее, начало капитализма было положено, и после отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло собой предпосылку расширения внутреннего рынка, без чего невозможен рост капиталистической промышленности.  
Что касается государственных крестьян, то анализ реформы, проведенной правительством в их отношении, дает основание утверждать, что Правительство, боясь массового восстания, всячески затягивало завершение подготовки закона о государственных крестьянах. Несмотря на то что обеспеченность государственных крестьян землей была намного выше, нежели помещичьих и даже удельных, нельзя не признать, что значительная часть их не получила достаточных наделов. Этот факт и обусловил крестьянские волнения в ряде губерний в период составления и выдачи владенных записей. И только на основании закона 12 июня 1886 г. государственные крестьяне переводились на выкуп, а оброчная подать, уплачиваемая ими, преобразовывалась в выкупные платежи. При этом выкупные платежи увеличивались по сравнению с оброчной податью на 45%. Этот закон, вызванный к жизни чисто фискальными соображениями (необходимостью покрытия дефицитов в бюджете), представлял собой самый неприкрытый грабеж крестьян. 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ОКРАИНАХ РОССИИ. РЕФО

Проведение крестьянской реформы  в национальных окраинах России исходило из основных принципов "Положений" 19 февраля 1861 г. - предоставление личной свободы крестьянам и надельной  земли за повинности, с правом выкупа наделов.

 

В 1864 г. было отменено крепостное право  в 6 губерниях Закавказья, в которых  насчитывалось 506,6 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян. 13 октября 1864 г. было издано "Положение" об отмене крепостного  права в Тифлисской губернии, по которому крестьяне получали личную свободу, но земля оставалась в собственности  помещиков, выделявших крестьянам определенное законом количество полевой земли  и усадьбу за следующие повинности: внесение 1/4 урожая с пашен и виноградников  и 1/3 укоса трав с сенокосов. Кроме  того взималась плата по 3 руб. в  год за усадьбу в размере 0,5 десятины. При выделении крестьянам усадьбы  и наделов помещик имел право  сохранить за собой не менее половины всей земли в имении. Дворовые люди и арендаторы землей не наделялись. Создавались аналогичные российским органы крестьянского управления, но за помещиком на период временнообязанного положения крестьян сохранялось право вотчинной полиции. Выкуп наделов всецело зависел от воли помещика.

13 октября 1865 г. это "положение"  было распространено на Западную  Грузию (Кутаисскую губернию), а 1 декабря 1866 г. на Мингрелию.  В результате реформы 1864-1866 гг. грузинские крестьяне потеряли  свыше 20% своей прежней надельной  земли.

В 1870 г. было отменено крепостное право  в Абхазии, а в 1871 г. в Сванетии. Здесь крестьяне получали от 3 до 7 десятин земли на двор и обязаны  были за это в течение 4 лет "нести  службу, работу и прочие повинности" или внести выкупную плату в размере  от 50 до 120 руб. для мужчин в возрасте 1-50 лет и женщин 10-45 лет.

Крепостное право в Армении  и Азербайджане было отменено "Положением" 1870 г. В основу его были положены принципы закона 1864 г. для Грузии. Здесь  крестьяне получили в пользование  по 5 десятин на 1 душу мужского пола - значительно больше, чем в Грузии, Абхазии и Сванетии.

В 1912-1913 гг. были изданы законы об обязательном переводе бывших помещичьих крестьян Закавказья на выкуп. Однако перевод  на выкуп здесь не был завершен вплоть до 1917 г., когда на временно обязанном  положении продолжали оставаться еще 55% крестьян. Таким образом, в Закавказье дольше всего сохранялись феодальные отношения. Условия отмены крепостного  права здесь содержали больше крепостнических пережитков, что  объясняется относительной отсталостью  этого региона в социально-экономическом  отношении по сравнению с центральными регионами России.

Более благоприятными оказались условия  крестьянской реформы в Бессарабии. Основную массу сельского населения  в ней составляли царане (по-молдавски - земледельцы) - лично свободные, но сидевшие на помещичьих землях крестьяне, обязанные за нее выполнять в  пользу ее владельцев определенные феодальные повинности. Царан насчитывалось  до 400 тыс. человек обоего пола - примерно 60% населения Бессарабской области. "Положение" 14 июня 1868 г. о царанах  предоставляло им землю в подворное  пользование в размере от 8 до 13,5 десятин на двор. За 1 десятину царане обязаны были уплачивать от 1 руб. 20 коп. до 2 руб. 50 коп. в год оброка. Законом от 14 мая 1888 г. остававшиеся на временно обязанном положении 40% царан были переведены на обязательный выкуп.

Удельные крестьяне в России получили свое название в 1797 г., когда  был образован Департамент уделов для управления землями и крестьянами, принадлежавшими императорскому дому. Ранее они назывались дворцовыми (принадлежавшими царскому дворцу). Это была тоже феодально зависимая  категория крестьян, обязанная помимо отбывания государственных повинностей  платить за предоставленные им в  пользование наделы оброк на содержание императорской семьи. К 1858 г. удельных крестьян насчитывалось свыше 2 млн. человек обоего пола. Они находились в 27 губерниях. На основании указов 20 июня 1858 г. и 26 августа 1859 г. они получали личную свободу и право "перехода в городские и другие свободные  сельские состояния". "Положение" 26 июня 1863 г. определяло поземельное  устройство, повинности, проведение выкупной операции, организацию сельского  и волостного самоуправления удельных крестьян. В течение двух лет (1863 - 1865) удельные крестьяне были переведены на выкуп. Фактически они продолжали платить тот же самый оброк, что  и до этого, но уже в виде выкупных платежей за землю в течение 49 лет.

При проведении аграрной реформы в  удельной деревне тоже были проведены  отрезки от крестьянских наделов, в  результате чего землевладение удельных крестьян сократилось на 3,5%. Однако удельные крестьяне получили в среднем  на 1 душу мужского пола по 4,9 десятины, т.е. в полтора раза больше, чем  бывшие помещичьи крестьяне. Цена выкупаемой земли дял удельных крестьян также  была завышена по сравнению с рыночной. Отрезки от наделов и завышенный выкуп вызвали многочисленные протесты удельных крестьян, требовавших безвозмездного предоставления им всей земли, которой  они пользовались до реформы. Наиболее значительными были выступления  удельных крестьян в Поволжье и на Урале, где условия реформы оказались  особенно неблагоприятными: здесь, при  сохранении в прежнем размере  повинностей, отрезки от наделов  достигали 20-30%.

Подготовка реформы в государственной  деревне началась в 1861 г. К этому  времени государственных крестьян насчитывалось свыше 19 млн. человек  обоего пола. Они хотя и считались  официально "свободными сельскими  обывателями", т.е. на них не давил  гнет крепостного права, однако они  находились в системе "государственного феодализма", при которой в  роли феодала выступало само государство. Оно предоставляло крестьянам в  пользование землю, за которую они  помимо подушной подати платили и  феодальную ренту в виде денежного  оброка.

24 ноября 1866 г. был издан закон  "О поземельном устройстве  государственных крестьян". Сельские  общества сохраняли земли, находившиеся  в их пользовании, но не свыше  8 десятин на 1 душу мужского пола  в малоземельных и 15 десятин  в многоземельных губерниях. Землепользование  каждого сельского общества фиксировалось  в так называемых "владенных  записях" - документах, подобных уставным  грамотам для помещичьих и  удельных крестьян. Проведение земельной  реформы 1866 г. в государственной  деревне также повлекло многочисленные  конфликты крестьян с казной, вызванные отрезками от наделов,  превышающими установленные законом  1866 г. нормы. Так, наделы государственных  крестьян в центрально-промышленных  губерниях сократились на 10%, а  в северных - на 44%. Но вместе с  тем в 12 центральных и средневолжских  губерниях была произведена прирезка  к наделам. В среднем государственные  крестьяне получили на 1 душу мужского  пола по 5,7 десятины. Но эта земля  признавалась собственностью казны.  Выкуп наделов был произведен  только через 20 лет - по закону  от 12 июня 1886 г. При этом выкупные платежи, которые обязаны были ежегодно вносить государственные крестьяне за предоставленную им надельную землю, выросли по сравнению с прежней оброчной податью за нее на 45%. Государство мотивировало это повышение возросшей рыночной ценой земли.

Буржуазные реформы 60—70-х  годов.

60-70-е гг. - это время коренных  преобразований в России, которые  затронули практически все наиболее  важные стороны жизни общества  и государства. За относительно  короткий срок в стране были  проведены реформы в области  экономики, управления, военного  дела, образования и культуры.

Александр II. В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела  канонада, внезапно умер Николай I. На престол  вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю  России под именем Освободителя.

Александр II вступил на престол  уже зрелым человеком — в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической  и политической программы. Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком  действия. Он понимал необходимость  компромиссов и уступок в интересах  государственной жизни. Воспитанный  на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковским, Александр II склонялся к мысли  о необходимости перемен в  политической сфере.

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный  выезд за границу. На многие государственные  посты Александр назначил новых  людей, умных и образованных. В  Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был  убежденным либералом.

Либеральный лагерь. При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и  методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все  свои надежды и чаяния либералы возлагали  на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия. Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению  революционные демократы были главным  образом разночинцами, хотя среди  них были и дворяне. В отличие  от либералов они не верили в реформы  и были сторонниками крестьянской революции. Идею революции они сочетали с  утопическим социализмом, выступали  с требованием безвозмездной  передачи всей земли крестьянам.

Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.— в эмиграции; основатель русской  вольной печати (альманах «Полярная  звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия

Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист 

Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856—1862 гг. один из руководителей журнала  «Современник»

Крупнейшим идейным центром  революционно-демократических сил  в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей — «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа. Главной  реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного  права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить  царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут  дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит  его снизу»,— отвечал царь недовольным  дворянам.

Информация о работе Александр II Николаевич (Освободитель)