Аграрный вопрос и временное правительство в апреле – июле 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:43, реферат

Описание работы

Выбранный Временным правительством курс: "Все вопросы государственного переустройства решать только через Учредительное собрание", – очерчивает две важные группы проблем: проблема созыва Учредительного собрания и проблема регулировки жизни до созыва Учредительного собрания. Соответственно, и аграрные вопросы можно разделить на стратегические (подготовка земельной реформы) и тактические (подготовка земельного фонда к Учредительному собранию).

Файлы: 1 файл

Никита Тюков.docx

— 109.59 Кб (Скачать файл)

Более четко действовал министр  в отношении казенных земель и  угодий, но стоит отметить, что в  местах наибольшей аграрной напряженности  процент казенных земель был крайне невелик.

Политика правительства  вызывала активное давление на него извне. Самым главным рычагом здесь  был Совет рабочих и солдатских депутатов. Разногласия между ними по вопросам о мире, земле, в рабочем  вопросе постоянно давали о себе знать. Ведь именно при его поддержке Керенский свалил Милюкова и заставил кадетов перейти в оппозицию. Но позиция Совета по отношению к правительству была довольно интересна. Ведь до самого образования коалиционного правительств Совет выступал против такой идеи. Это отмечали многие современники. П.Н.Милюков писал: "Наиболее влиятельные руководители Совета, вместе с И.Г.Церетели, вовсе не были склонны нести ответственность за пользование правительственной властью в такую ответственную и трудную минуту" (21). В.М.Чернов довольно метко подметил "властебоязнь" "сибирских циммервальдовцев", и в первую очередь, Церетели (22). Правда, и он сам не был решительным сторонником коалиции. Как отмечал Керенский, 26 апреля "против вхождения социалистов в правительство решительно выступили не только некоторые либералы, но и некоторые меньшевики и с.-р. (особенно Чернов и Церетели), которые в равной степени не желали сотрудничать с Временным правительством" (23). 29 апреля Исполнительный комитет (ИК) Всероссийского совета рабочих и солдатских депутатов (ВСРиСД) отказался послать своих представителей во Временное правительство.

"Однако мысль руководящей  группы в правительстве (...) окончательно  остановилась на идее коалиции  с членами партий, входивших в  Совет, как на лучшем выходе  из создавшегося положения" (24). Как вспоминал А.Ф.Керенский, "24 апреля я заявил, что выйду из состава правительства, если Милюков не будет переведен на пост министра просвещения. Одновременно я потребовал немедленно ввести в правительство представителей социалистических партий" (25).

Только выход из правительства  Гучкова и выработка принципа ответственности министров-социалистов перед Советом рабочих и солдатских депутатов, а также давление со стороны Советов, иностранных социалистов, Керенского дали возможность коалиции появиться.

В советской историографии  традиционно принято деление  коалиционных правительств по принципу министры-социалисты, министры-капиталисты. Однако при более внимательном изучении проблемы можно легко выделить из состава правительства ряд групп, претендовавших на роль "лидеров  революции" (причем деление это  гораздо сложнее, чем традиционное), борьба между которыми определяла политику правительства и в аграрном вопросе.

Так, в первом Коалиционном правительство можно выделить три  группировки: кадетская фракция, группа Керенского, группа Чернова. Наиболее влиятельной и сложной была группа А.Ф.Керенского. Она состояла как бы из трех частей: "триумвирата", социалистов и "болота". Центральное ядро, получившее название "триумвирата", действительно держало в руках все руководство деятельностью "коалиции" (25а). "Болото" составляли правые министры-керенцы.

Керенский – социалист  весьма условный – полагал, "что  Временное правительство обладает верховной властью и что исполнительный комитет не в праве вмешиваться в его деятельность" (26). Поэтому социалистическая часть коалиции выглядела довольно странно, и, несмотря на присутствие в правительстве 4-х товарищей председателя СРиСД, оказалась довольно слабой и разношерстной.

Церетели – несомненно, один из лидеров Совета – как  было отмечено выше, страдал "властебоязнью", которая была присуща многим меньшевикам. Поэтому, оказавшись в правительстве и заняв малозначительный пост министра почт и телеграфов, он стал "замечательным специалистом по межпартийной тактике" (27) и верным сторонником коалиции. То же можно отнести и к М.И.Скобелеву. Его, как сказал Церетели, "пришлось отдать в правительство" (28). Четвертым "министром из исполкома" был В.М.Чернов, о котором будет сказано ниже. Вошедшие в правительство А.В.Пешехонов и П.Н.Переверзев относятся к столь правым социалистам, что их сложно присоединять к социалистической группе.

Кадетская группа (Шингарев, Шаховской, Мануйлов) после выхода из правительства П.Н.Милюкова составила небольшую, но весьма боевую оппозицию, которую по ряду вопросов поддерживал и премьер, князь Г.Е.Львов.

В.М.Чернова "группой" можно назвать лишь условно. Выступая по общеполитическим вопросам вместе с министрами-социалистами, он, тем не менее, стоял в правительстве несколько особняком. Причин здесь несколько. Во-первых, как отмечал сам Чернов, пост министра земледелия он должен был занять под давлением Всероссийского совета крестьянских депутатов (ВСКД) и Партии социалистов-революционеров (П.С.Р.) (29); его сложно отнести к сторонникам коалиции. Во-вторых, имея вне кабинета поддержку ВСРиСД, ВСКД и многих миллионов крестьян, "селянский министр" имел крайне плохие отношения с ведущими правительственными группировками. Давние идеологические разногласия с кадетами, практически по всем основным вопросам, дополнялись личной враждой с Керенским, который очень болезненно относился к партийному и общественному авторитету Чернова. Ведь при создании правительства, как писал П.Н.Милюков, "В.М.Чернов навязывался по необходимости: он был шефом там, где сам Керенский был только новичком, и его нельзя было оставить за кулисами" (30). Помимо этого предполагалось использовать авторитет Чернова для влияния на крестьян-солдат. Ему предлагали "авансом" объехать фронт для поднятия боевого духа. Он вспоминал: "Я ответил, что сам бесконечно рад перспективе такого объезда, как и объезда после этого наиболее типичных земледельческих районов с сильными крестьянскими организациями; но срок этого объезда для меня определится моментом, когда я смогу поехать не с пустыми руками, а вооруженный рядом временных мер, ставящих нашу земельную политику на твердые рельсы подготовляющейся и развертывающейся аграрной реформы" (31).

Министром земледелия в первом коалиционном правительстве стал В.М.Чернов. Назначение на этот пост вызвало немало споров. Кадеты не хотели отдавать пост, позволяющий держать и продовольствие, и земледелие. Однако политика Шингарева, совершенно не оправдавшая себя в земельном вопросе (последнее время он де-факто работал под диктовку социалистов), заставила их отдать земледелие. На совещании 3-го мая правительства, Временного комитета Государственной думы и Совета вопрос о назначении на этот пост Чернова вызвал оживленную дискуссию. Помимо П.С-Р, Чернова поддерживал Совет крестьянских депутатов. Против выступали кадеты и народные социалисты (32).

Вопрос этот решился лишь после того, как единогласно было решено создать особое министерство продовольствия (33).

Лидер партии социалистов-революционеров, В.М.Чернов занял пост министра земледелия не случайно. В отличие от Шингарева, этот профессиональный революционер довольно близко был знаком с аграрным вопросом. Он заложил основы аграрной концепции П.С-Р, был крупным аграрным публицистом. Кроме того, Чернов обладал огромным авторитетом среди крестьян. Однако лево-центристские взгляды и нежелание подчиняться правой линии коалиции делали его существование в правительстве нелегким.

Такая расстановка сил  обеспечивала преобладающее влияние  на политику правительства со стороны  группы Керенского. От Совета в правительство  вошло одно название. Единственным строптивцем оказывался Чернов, но он был необходим для влияния  на крестьян. Однако, явно механическое соединение социалистов и капиталистов под знаменем "коалиции", а также  позиция Керенского в вопросе  взаимоотношений Совета и Временного правительства грозили разрушить  этот блок.

Политика коалиционного  правительства была определена декларацией  от 5 мая. Ее аграрный раздел гласил: "Предоставляя Учредительному собранию решать вопрос о переходе земли в руки трудящихся и выполняя для этого подготовительные работы, Временное правительство примет все необходимые меры, чтобы обеспечить наибольшее производство хлеба для нуждающейся в нем страны и чтобы регулировать землепользование в интересах народного хозяйства и трудящегося населения" (34).

В.М.Чернов, которого поддерживал ВСКД, полагал, что надо устранить саму почву для конфликтов, создав широкую сеть местных органов земельного самоуправления с четко определенными законом правами для решения всех проблем, возникающих на местах в период до созыва У.С. При этом он предлагал при решении проблем на местах руководствоваться принципом "Вся земля – всему трудовому народу". Как говорил сам Чернов: "Ни для кого не тайна, что принцип, которым будет пользоваться Учредительное собрание при решении земельного вопроса: "вся земля – всему народу". Неизбежность такого решения признают даже те, кому оно более чем нежелательно. Поэтому мы, мне кажется, не узурпируем воли У.С.". (35)

В деятельности Чернова можно выделить два направления: разработка законов, регулирующих использование земельного фонда до Учредительного собрания, и разработка временных постановлений, инструкций, служащих юридической базой для местных земельных комитетов.

Подготовить земельный фонд к Учредительному собранию планировалось в первую очередь с помощью проекта "Об ограничении земельных сделок".

Первое действие в этом направлении было предпринято 17-го мая. Министр юстиции разослал старшим нотариусам телеграмму о приостановлении утверждения актов на земельные сделки (36). В то же время Чернов начал более активно воздействовать на занимавшееся законопроектом о земельных сделках совещание по устройству земельных комитетов. Уже 12 мая в совещание поступило три проекта: В.М.Чернова, Н.Н.Кутлера и министерства юстиции (37). 24 июля министры юстиции и земледелия внесли во временное правительство проект, который в своей концепции фактически повторял проект В. Чернова от 12 мая и гласил: "В целях обеспечения за Учредительным собранием возможно более полной свободы располагать по своему усмотрению наличным земельным фондом, Временное правительство постановляет: 1. Совершенные после 1 марта всякого рода акты как по добровольным сделкам, так и по принудительным продажам, кем бы они ни совершались и кого бы они ни касались, об установлении или переходе права собственности, залога или иного вещного права на внегородские земли, занятые с/х и лесными угодьями, не могут служить основанием к установлению для этих земель или для лиц, участвовавших в этих сделках, каких-либо изъятий и преимуществ при разрешении земельного вопроса" (38). Этот проект должен был стать защитой от распродажи земель иностранцам, фиктивных сделок и других изменений земельного фонда до Учредительного собрания.

Однако проект этот Временным правительством был отклонен. А 23-го июня министр юстиции отменил телеграмму от 17 мая и ситуация вновь зашла в тупик.

Похожее положение складывалось и с проектом "об упорядочении земельных отношений". Комиссия законодательных предположений при Главном земельном комитете подготовила проект к 12-му июня. По этому проекту "В целях сохранения земельного фонда в неприкосновенности нецелесообразного использования земли до решения Учредительным собранием все с/х земли объединяются под охраной народно-государственной власти и передаются в ведение земельных комитетов.

2. Эти комитеты должны определять: а) какое количество земли необходимо оставить в общественное пользование общин, товариществ и частных владельцев; б) какие хозяйства культурного типа и в каком размере должны быть сохранены в неприкосновенности; в) все остальные земли образуют арендный фонд, который распределяется земельными комитетами между с/х населением во временное пользование.

3. Из общего арендного фонда местные земельные комитеты в первую очередь удовлетворяют нужды местного трудового населения путем сдачи земель для общественной и товарищеской обработки.

4. Все договоры по долгосрочной аренде могут быть пересматриваемы, расторгаемы и изменяемы в интересах трудящегося населения.

5. Все виды посреднической аренды прекращаются земельными комитетами" (39).

Сами создатели преследовали две цели: "Во-первых, сохранить земельный фонд неприкосновенным до Учредительного собрания от распыления, от самовольных захватов отдельными группами населения, имевшими уже место, во-вторых, предоставить земельным комитетам право контроля и надзора за сельскохозяйственными землями, дабы в настоящее переходное время при крутом перевороте в социально-экономических отношениях не пострадали интересы народного хозяйства вообще и с/х в частности" (40).

29-го июня проект, с сильными изменениями, утвержден советом ГЗК. В нем уже отсутствовало положение о передаче всей земли в ведение земельных комитетов. Были сокращены границы арендного фонда, в него поступали земли, сданные владельцами в аренду, фактически поступившие в пользование местного населения и те, которые владельцы не могут обработать. Несмотря на сокращения, проект мог бы стать серьезным шагом вперед по сравнению с постановлением Временного правительства от 14-го апреля.

Данный проект занимал промежуточное положение в ряду мер по упорядочению земельных отношений, т.к. затрагивал и вопрос о сохранении земельного фонда, и вопрос о создании юридической базы для действий местных земельных комитетов. Однако жизнь требовала более тонкой системы регулирования, через временные постановления и инструкции.

В этот период проходила волна создания местных земельных комитетов. Так, за период с 30-го мая по 30-ое июня количество областных и губернских комитетов в Европейской России увеличилось в 6 раз (с б до 34) и составило 73 % от числа вообще созданных. С 15-го по 30-ое июня количество уездных комитетов выросло с 84 до 214, охватив 50% уездов. В то же время было создано около 50% волостных комитетов от числа вообще созданных в России (41). Ставя одной из задач расширение прав земельных комитетов, министерство и комиссия законодательных предположений фактически в каждый проект заложили конкретное направление деятельности земельных комитетов, подводя под него юридическую базу. Таким образом пытались упредить стихийное завоевывание прав комитетами, создать механизм для их нормальной деятельности.

Кроме разделов в вышеперечисленных постановлениях, было разработано немало "текущих" проектов. Так 26-го июня в докладе исполкому Всероссийского Совета крестьянских депутатов депутат Стадников, сообщая о разработанных в ГЗК проектах, акцентировал внимание на проекте об организации сенокосов и распределении сена, по которому земельные комитеты должны были получить право определять количество сена, необходимого для данного хозяйства, и распределять оставшуюся площадь сенокосов среди нуждающегося населения, и проекте временных правил об охране лесов и их рубке, по которым временное, до преобразования лесоохранительных комиссий, право заведовать лесами предоставлялось также земельным комитетам (42). Если учесть, что с 20-го мая по 1-ое июля (между 1-й и 2-й сессиями Главного Земельного Комитета) были разработаны также проекты "о возложении на земельные комитеты дел по рыболовству", "о контроле над скотом", где немалая часть обязанностей и прав передавалась земельным комитетам (43), то несложно понять, что новым, снабженным правилами деятельности земельным комитетам отводилась наиважнейшая роль в развитии и регулировании земельных отношений на местах, особенно в упреждении стихийных захватов.

Информация о работе Аграрный вопрос и временное правительство в апреле – июле 1917 года