Аграрная политика СССР 1953-1964 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Определение цели: изучение темы аграрная политика СССР в 1953-1964 гг, с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Определение задач исследования:
- изучить состояние аграрного сектора и задачи партии Советского правительства в деревне в начале 1953 – 1964 гг.
- рассказать о социальных аспектах реализации советской аграрной политики в 1953-1964 гг.
- изучить состояние здравоохранения, образования, культпросветработы;
- изложить об основных изменениях в сельском хозяйстве в рассматриваемый период.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………5
1.Экономическое состояние деревни в 1953-1964 гг. ……………………….…8
1.1.Сельское хозяйство к началу 1950-х гг: противоречия и трудности развития …………………………………………………………………………...8
1.2.Преобразования в области сельского хозяйства …………………… ……18
2. Социальная сфера деревни в 1953-1964 гг………………………………… 27
2.1. Медицинское обслуживание в деревне в 1953-1964 гг.………………..…32
2.2.Культурная жизнь страны и народное образование в деревне .. …...……35
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников …………………………………………..52

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА!!!! (2).docx

— 98.28 Кб (Скачать файл)

 В  1964 году за счет фондов укрепления  и расширения хозяйства в совхозах страны было осуществлено строительство сотен клубов, за счет нецентрализованных источников финансирования намечалось строительство еще десятков клубов по стране.

Увеличение  числа клубных учреждений всех ведомств наблюдается в 50-е годы по всей стране – с 125,4 тысяч в 1950 г. до 128,6 тысяч  в 1960 г. Причем девять десятых из них  приходилось на сельскую местность. Это во многом было связано с началом осуществления в 1954 г. программы по развитию сельского хозяйства и, в частности, с освоением целинных и залежных земель. С началом освоения целинных и залежных земель в сельскую местность устремился большой поток добровольцев. Новых жителей областей необходимо было не только обеспечить нормальными жилищно-бытовыми условиями, но и охватить культурно-просветительной работой. При этом основное количество клубных учреждений приходилось на сельскую местность – в 1950 году 95%, а в 1960 году – 94%. Во время посевных и уборочных работ учреждения культуры не могли охватить все сельское население культурно-просветительной работой, поэтому в полеводческих и тракторных бригадах, на фермах совхозов и колхозов создавались красные уголки, многие из которых превращались в своеобразные филиалы сельских клубов. Районные Дома культуры и колхозные клубы, библиотеки направляли сюда книжные передвижки, снабжали газетами и журналами. Важным звеном культурно-просветительной работы в селе являлись сельские библиотеки. В 50-х годах также наблюдался их количественный рост: если в 1951 году в СССР было 129 тысяч библиотек с книжным фондом 302 млн. экземпляров, то в 1956 г. – соответственно 144 тысячи библиотек и 653 млн. экземпляров, то есть число библиотек в стране выросло на 11%, а число книг и журналов в них стало в 2 раза больше. С началом освоения целинных и залежных земель в целях улучшения культурно-просветительной работы в сельских районах страны в апреле 1954 года Президиум ЦК профсоюза работников культуры принял решение направить в новые МТС и совхозы 150 библиотек с комплектом по 100 книг в каждой. В районы освоения целинных земель ранее было направлено свыше 100 библиотек Но и этого количества библиотек было недостаточно для охвата всего населения просветительной работой. Тогда как в РСФСР в 1950 году одна сельская библиотека приходилась на 4–6, а в 1954 г. – на 2 сельских Совета. Данные об увеличении количества литературы в библиотеках страны говорят об увеличении не только количественных, но и улучшении качественных показателей работы библиотек. Литература, находившаяся в книжных фондах библиотек страны, была самой разнообразной. По библиотекам системы Министерства культуры РСФСР на 1 января 1959 г. общественно-политическая литература составляла 14%, литература по естествознанию и математике – 3%, по сельскому хозяйству – 10%, техническая литература – 2%, художественная – 49%, детская – 22%.

Перед библиотеками была поставлена задача пропаганды научно-атеистической, общественно-политической, сельскохозяйственной литературы. Однако выдача литературы по названным темам составляла: политической – 4%, технической – 2,5%, естественнонаучной – 3%. Низкий процент выдачи научной  и политической литературы объясняется  как отсутствием интереса к ней  у читателей, так и плохо проводившейся  пропагандой этих книг библиотекарями. Для исправления данных недостатков  в апреле 1955 года выходит постановление  Совета министров СССР «О мероприятиях по улучшению использования научной  и технической литературы», в  котором указывалось, что в библиотеках  необходимо создавать специальные  стенды и плакаты научной и  политической тематики, вести с читателями разъяснительные беседы. Значительные изменения в политической пропаганде произошли после XX съезда КПСС, что  не могло не оказать влияния на работу библиотек. После съезда вышло  несколько постановлений областного Управления культуры об очищении книжных  фондов библиотек от устаревшей и  «политически вредной литературы». Согласно «Инструкции Министерства культуры СССР», исключение устаревшей литературы должно было производиться  не реже одного раза в год. Исключению подлежали устаревшие в идейно-политическом, научно-производственном отношении  книги, брошюры и другие издания. Например, изъятию подлежала агитационно-массовая литература и популярные брошюры, изданные до XX съезда КПСС, в которых, как указывалось, «догматически излагались важнейшие вопросы революционной теории и практики коммунистического строительства». Но, несмотря на неоднократные указания Управления культуры, работа по очищению книжных фондов библиотек районов и городов проводилась неудовлетворительно. Не совсем хорошо обстояло дело в библиотеках страны с обслуживанием детей.

6 июля 1957 г. вышел приказ министра культуры  «О работе органов культуры  по культурному обслуживанию  молодежи и комсомольцев, прибывших  на уборку урожая в районы  освоения целинных и залежных  земель в 1957 г.». Согласно приказу  во всех полевых станах создавались  библиотеки–передвижки за счет  сельских и районных библиотек,  организовывалась доставка в полевые станы газет и журналов. Вскоре библиотеки–передвижки стали организовываться не только на целинных и залежных землях, но и во многих тракторных и полеводческих бригадах страны. Процесс снижения числа массовых библиотек наблюдался по всей стране – со 136 тысяч в 1960 г. до 127 тысяч в 1964 году. Это произошло в связи с проводившимся укрупнением и объединением мелких библиотек в филиалы или передвижки крупных библиотек. В документах отмечается, что некоторые ведомства открывали и закрывали библиотеки без согласия отделов культуры и сельских Советов, поэтому в одних населенных пунктах имелось несколько библиотек, а в других - ни одного.. Подобные нарушения часто приводили к тому, что библиотечные фонды пополнялись нерегулярно, культурно-просветительная работа в библиотеках проводилась слабо. Но, несмотря на сокращение числа библиотек, книжный фонд сельских и городских библиотек продолжал расти: с 1956 года по 1964 год число библиотек в СССР уменьшилось на 12% и составило 127 тысяч библиотек. За этот же период число книг, брошюр и журналов в библиотеках СССР выросло на 12% – с 887 млн. экземпляров до 1002 млн. экземпляров.Интересно, что в целом по стране в 1956 году городские библиотеки, составлявшие всего 19% от общего числа, имели 50% литературы. Такая ситуация сохранялась до 1964 года, когда в библиотеках городов, составлявших 28% от числа всех массовых библиотек страны, находилось 52% книг и журналов от общего числа.

Коллегия  Министерства культуры РСФСР в феврале 1960 г. приняла решение распространить народный почин по всем областям и районам РСФСР.В 1961 году строительство культпросветучреждений продолжалось, и всего за 1960–1961 гг. за счет государственных, колхозных средств и активного участия в строительстве общественности области построили тысячи Домов культуры, клубов, библиотек, красных уголков.

Успешное  завершение первого этапа движения за подъем культуры села было приурочено к XXII съезду КПСС. Строительство клубных  учреждений продолжалось. Увеличение сети клубных учреждений произошло  в основном за счет их строительства  в сельской местности: в то время  как в городах их число сократилось  с 97 до 85, в селах число клубных  учреждений увеличилось с 1505 до 1566. Таким образом, к концу изучаемого периода в стране имелась достаточно широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Эти учреждения культуры обслуживали тысячи работников колхозов и  совхозов.

Расширение  сети культурно-просветительных учреждений не только в городах, но и в сельской местности способствовало развитию культурного уровня населения страны.

В реализации школьного образования очень важным вопросом было материально-техническое обеспечение школ. Соответственно, ни о каком учебном процессе нельзя говорить, если элементарно нет и помещения для занятий, обустроенных учебных кабинетов, учебников и учебных пособий. При проведении реформы в образовании учитывали и этот аспект системы, поэтому в целом проводились мероприятия по улучшению материально-технической базы в школах. В таком аспекте очень важно рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением школ необходимыми материально-техническими средствами.

Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы  народного образования в СССР»  провозглашал введение в СССР вместо всеобщего обязательного семилетнего  образования всеобщеобязательное  восьмилетнее образование. Закон ставил задачу осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах  и сельской местности путем обучения детей и молодежи в средних  общеобразовательных школах (десятилетках) и средних специальных учебных  заведениях. Положения этого закона осуществлялись в школах-интернатах, которые получил широкое распространение  в это время.

Закон постановлял Совету Министров СССР и Совету Министров союзных республик осуществлять мероприятия по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации производственного обучения, а также проведение мероприятий по предоставлению учащимся старших классов средних школ учебных мест для прохождения профессионального обучения и производственной практики

Основа материальной базы для возможности осуществления политехнического образования была заложена в законе, который был издан в 1955 году. Согласно этому закону Министерства и ведомства СССР и союзных республик должны были предоставлять право передавать безвозмездно общеобразовательным школам оборудование неиспользуемое в производстве, но годное для целей политехнического обучения: станки, небольшие двигатели внутреннего сгорания, электромоторы, сельскохозяйственные машины, детали машин и другое оборудование.

Таким образом, начиная с 50-х годов начинается не только понимание необходимости создания материально-технической базы, но и проводились реальные мероприятия, направленные на улучшение этой базы, как залог успешной учебно-педагогической деятельности.

При рассмотрении вопроса материально-технического обеспечения школ страны нельзя пропустить и проблему финансирования школьного образования. Именно от этого фактора и зависел во многом уровень преподавания в школах. Следует сразу отметить, что проблемы в финансировании школ в исследуемый период были очень злободневны. Так, некоторые ученые говорят о том, что «Политическое руководство определяло бюджет образования по остаточному принципу ».

Восьмилетняя  школа финансировалась за счет средств  сельских (поселковых) бюджетов в соответствии с утвержденными сметами. Колхозы, совхозы или учреждения, шефствующие  над школами, должны были оказывать  школам помощь в оборудовании, в  организации воспитательной работы и трудовой подготовки учащихся.

Однако, в последующее время, уже в 60-е  годы прослеживается тенденция к  постепенному увеличению расходов бюджета  на систему образования.

Развитие школьного образования в сельской местности было связано с преодолением многих трудностей. Необходимо было создавать материальную базу, изыскивать помещения, строить новые, налаживать производство учебного и хозяйственного оборудования, открывать при школах интернаты для далеко проживающих детей, создавать фонды всеобуча для оказания помощи нуждающимся, готовить педагогические кадры.

Для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся (бесплатное питание, обеспечение обувью, одеждой, учебниками и другими видами материальной помощи) при восьмилетних школах, а также при средних школах с производственным обучением, в составе которых имелись 1 – 8 классы, создавался фонд всеобуча, в порядке, установленном Положением об этом фонде. В стране фонд всеобуча был создан почти при каждой начальной, восьмилетней и средних школах. Его источниками являлись поступления из бюджета в размере не менее 1% от расходов на текущее содержание школ, привлечение средств колхозов, совхозов, кооперативных, общественных и профсоюзных организаций отчисление от фонда предприятий, доходы от вечеров, концертов. Фонд всеобуча шли также средства, полученные от реализации урожая с пришкольных участков и учебно-опытных хозяйств школ, а также продукции, изготовленной в учебно-производственных мастерских.

Для профессионального обучения и производительного труда учащихся каждая средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением прикреплялась к определенному колхозу либо совхозу. Руководители   совхозов, ремонтно-технических станций обязаны были нести ответственность за создание надлежащих условий для осуществления профессионального обучения и производительного труда учащихся. Они же были должны создавать для профессионального обучения учащихся учебные цеха или выделять постоянные рабочие места, разрабатывать вместе с директором школы планы и программы профессиональной подготовки; выделять агрономический персонал и квалифицированных рабочих для производственного обучения учащихся, а также предоставлять необходимые материалы и инструменты. После первоначальной профессиональной подготовки и получения учащимися соответствующей квалификации совхоза должны были предоставлять им возможность работать на производстве и совершенствовать свою квалификации.

В сельской местности производственная подготовка учащихся проводилась в мастерских РТС, на фермах, в ученических производственных бригадах, в колхозах и совхозах. Для профессионального и трудового обучения учащихся привлекались инженерно-технические работники, специалисты сельского хозяйства. Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда в школе устанавливались в зависимости от профиля социальной подготовки учащихся от местных условий. В сельских школах учебный год строился с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.

В сельских школах плохо были оборудованы учебные кабинеты, не всегда выделялось для практического обучения сельскохозяйственная техника, не были закреплены за школами постоянные земельные участки для производственного и трудового обучения учащихся. Руководители предприятий и учреждений, колхозов и совхозов не всегда с охотой выделяли лучших специалистов для проведения теоретического и практического производственного обучения.

Наиболее эффективной и приемлемой формой соединения обучения с производством, общественно полезным трудом учащихся, подготовкой их к практической деятельности являлись ученические производственные бригады, сельскохозяйственное опытничество и натуралистическая работа.

Производственные бригады являлись основной формой производственного обучения учащихся в сельских школах. В их состав входили учащиеся 7 – 11 классов в количестве от 30 до 85 человек. Производственные бригады и звенья повсеместно организовывались по соглашению между школами и колхозами, которые должны были создавать необходимые условия для работы: выделять земельные участки, семена, автогужевой транспорт, предоставлять возможность работать на фермах крупного рогатого скота, свинофермах, птицефабриках, обеспечивать агрономическим, зоотехническим персоналом.

Информация о работе Аграрная политика СССР 1953-1964 гг