В.П. Мещерский в зеркале историографии: последний «поэт» крепостнической России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:49, доклад

Описание работы

В.П. Мещерский, несмотря на то, что его деятельность в эпоху контрреформ и в годы первой русской революции привлекала внимание исследователей, интереса к себе как к идеологу консерватизма, практически не вызывал. Между тем Мещерский и в глазах современников, и в оценках исследователей - один из признанных лидеров пореформенного российского консерватизма.

Файлы: 1 файл

Мещерский в зеркале историографии.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Свидетельством того, что интерес к «раннему» Мещерскому возрастает, является то, что к его личности и творчеству обратились представители молодого поколения историков. Так, петербургского исследователя А.С. Карцова заинтересовал вопрос, насколько семейные и дружеские связи издателя «Гражданина» предопределили те возможности влияния на принятие политических решений, которыми располагал Мещерский в царствование двух последних Романовых. С точки зрения А.С. Карцова, «служебная карьера В.П. Мещерского, подобно придворной, равным образом не обошлась без благотворного воздействия завязавшихся на семейной почве знакомств»34. Круг этих связей и отношений достаточно обширен, А.С. Карцов упоминает среди ближних и дальних родственников, а также среди лиц, вхожих в дом Мещерских на правах близких друзей, почти всю петербургскую политическую и интеллектуальную элиту - Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, С.Г. Строганова, П.А. Валуева, Д.Н. Блудова и других. Значение этих личных контактов, по мнению автора, не следует преуменьшать: «хотя В.П. Мещерский не сделал бюрократической карьеры, те родственные связи, которые он имел, несомненно способствовали его сближению с Александром III и Николаем II, придали особое значение издаваемому им с 1872 г. журналу "Гражданин" и содействовали превращению его редактора в одну из влиятельнейших фигур России конца ХIХ - начала ХХ века»35.

«Речи консерватора», программный сборник середины 1870-х  годов, привлек внимание О.В. Кишенковой и С.В. Петрова36.

В оценке О.В. Кишенковой, Мещерский - «подлинный патриот России», предложивший  модель реформирования России с консервативных позиций37. Задачу своего исследования автор определяет достаточно утилитарно: находя, что ситуация, в которой писались «Речи консерватора», напоминает нынешнюю, автор приглашает поразмышлять над тем, «что из этого наследия мы можем взять сегодня для определения путей преодоления кризиса». Однако «берет» автор немного. Во-первых, подход к наследию Мещерского отличается отсутствием всякого подобия критики. Так, Мещерский пишет о необходимости восстановления «основы общества, его дна», разумея под этим русское дворянство в целом («русскую дворянскую семью» у Мещерского. – И.П.), но автор, видимо, не до конца прочитав фрагмент текста, передает его как заботу Мещерского об укреплении семейных ценностей. Подобных казусов в статье немало. Во-вторых, явным преувеличением грешат многочисленные характеристики «Речей консерватора». В них при всем желании нельзя найти ни эскизной «модели реформирования России с консервативных позиций», ни изложения основных идей и принципов российского консерватизма «в образной яркой форме остроумно и с иронией»38.

Гораздо более содержательную трактовку  книги дал С.В. Петров, попытавшийся очистить имя Мещерского от устоявшихся клише и условностей. С точки зрения С.В. Петрова, Мещерский занимал достаточно обособленное положение среди русских консерваторов и кажущееся сходство позиций К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова и Мещерского не должно вводить в заблуждение.

Мещерский, считает С.В. Петров, первым, еще до К.П. Победоносцева и К.Н. Леонтьева, гласно заявил о неприемлемости для русской политической культуры демократических институтов39. Однако С.В. Петров, делая вывод, что основой политического мировоззрения Мещерского являлось соединение идеализации николаевского царствования и почерпнутых у И.С. Аксакова и Н.Я. Данилевского панславистских элементов, не приводит серьезных доказательств в пользу своего заключения. При этом он указывает, что Мещерский «не был славянофилом ни практически, ни по убеждениям», испытав большое влияние Н.Я. Данилевского, что само по себе также нуждается в обосновании.

Взаимоотношения Мещерского и цесаревича проанализировал  И.Е. Дронов40. Наряду со многими проблемами, обсуждаемыми в кружке Мещерского, ключевыми оставались две – земство и национальный вопрос. «Допетровская земщина», по мнению И.Е. Дронова, призвана была в глазах Мещерского подпереть снизу терявшее социальную почву самодержавие41. Отношение Мещерского к внутренним проблемам определяла угроза со стороны объединявшейся Германии. Именно это, по мнению историка, заставляло его придерживаться жесткого, «диктаторского» курса в вопросе о национальных окраинах.

Заслуживают интереса попытки дать целостный исторический портрет Мещерского, одна из которых  была предпринята И.Е. Дроновым42. Мещерский выступает у исследователя достаточно противоречивой фигурой. С одной стороны, он – посредственный беллетрист и публицист, с другой – уже в 1860-х гг. искушенный в политических играх царедворец, имевший к тому же целую «программу» по самым разным вопросам политического развития, в первую очередь по национальной политике43.

Плохо подготовленный к предстоявшей ему роли наследник, пишет дальше И.Е. Дронов, оказался вполне способен вместе со своим другом к сложным политическим интригам: «борьба с "шуваловской партией" оказалась в центре сотрудничества Мещерского и наследника»44. Именно им приписывает автор главную роль в отставке П.А. Валуева с поста министра внутренних дел, как не справившегося с голодом на севере империи в 1867 г. Явной натяжкой можно считать мнение И.Е. Дронова о наличии у Мещерского «своеобразного конституционализма» на рубеже 1860-1870-х гг.45 и то, что эволюция его взглядов шла от умеренного либерализма в начале 1870-хгг. к консерватизму в конце их46. Мещерский либералом (а тем более англоманом) никогда не был и таковым себя не считал. Трудно согласиться с автором и в том, что только в период кризиса рубежа 1870-1880-х гг. он «отказался от прежней положительной оценки великих реформ». Достаточно резкая, а вовсе не «умеренная» критика реформ прозвучала у Мещерского уже в «Речах консерватора» в середине 1870-х гг. Мещерский, по мнению И.Е. Дронова, роль руководящей политической силы в1860-х гг. отводил «бюргерам», «среднему классу», а в 1870-х гг. поместному дворянству47. На самом же деле ставки на средний класс Мещерский никогда не делал и за национальной буржуазией самостоятельного политического значения не признавал.

По мнению Н.В. Черниковой, взгляды Мещерского на протяжении трех царствований, в ходе которых прошла его сознательная жизнь, почти не изменились48. Исследовательница полагает, что в оценке текущей общественно-политической ситуации Мещерский неизменно выступал с центристских позиций. Политические воззрения Мещерского не выходили за рамки знаменитой уваровской триады с присущей всем консерваторам вообще апологетикой сильной правительственной власти49. Его идеалом государственного устройства, по мнению исследовательницы, было единение царя с народом и самодеятельность общества. Н.В. Черникова отрицает право Мещерского на звание идеолога: «…он скорее играл роль популяризатора идей правого лагеря»50. Его место в консервативном спектре общественной мысли России определялось тем, что он являлся последним адептом старой, карамзинской традиции русского консерватизма.

Выделение отдельной  историографической проблемы в исследовании русского консерватизма - существование в нем карамзинской традиции – несомненно является заслугой Н.В. Черниковой. Вместе с тем исследовательница несколько увлекается выдвинутой гипотезой. Так, приписывая Мещерскому, явно «по наследству» от Н.М. Карамзина, идеализацию Екатерины II, Н.В. Черникова не принимает во внимание бросающееся в глаза восхищение Мещерского Николаем I, которое пронизывает всю его публицистику. Также спорной выглядит и оценка взглядов Мещерского по земскому вопросу. По мнению исследовательницы, к концу 1870-х гг. он отказался рассматривать земства в качестве двигателей общественной самодеятельности и в середине 1880-х гг. возложил эту задачу на местную губернаторскую власть. На самом деле Мещерский даже при самой острой критике земств не отказывал им в возможности дальнейшего развития.

Однако быстрого продвижения в  разработке научной биографии Мещерского ожидать, видимо, рано. Так, хотя в первом обобщающем исследовании по истории российского консерватизма ХIХ века Мещерскому уделено несколько строк51, но из характеристики его взглядов становится совершенно непонятно, чем отличался один из «общероссийских лидеров» консерватизма от других представителей этого направления общественной мысли. Причем авторы, видимо, не проводят никакого различия между консерватизмом и реакцией, так как характеризуют Мещерского как «типичного реакционера».

В зарубежной литературе заявляется о важности изучения истории «Гражданина», признается нестандартный  подход издания ко многим внутриполитическим проблемам, принципиальное противодействие журнала расхожим вкусам и мнениям столичной публики52. Однако дальше этих заявлений дело не идет, и западному читателю остается судить о Мещерском по тем нескольким пренебрежительным замечаниям, которыми ограничился Э. Таден еще в 1964 г.53.

Таким образом, выявление роли и места Мещерского в общественно-политическом движении 1870-1880-х гг. продвигается достаточно медленно и, в большинстве случаев, «периферийно», т.е. изучаются отдельные, хотя и интересные сюжеты, такие, как отношения с Ф.М. Достоевским и наследником престола Александром Александровичем, семейные связи Мещерского, специфика «Речей консерватора». Так, в отношениях с Достоевским, по мнению В.А. Викторовича, Мещерский нередко играл роль Лебезятникова, «выводившего» идею на улицу и опошляя ее при этом. Семейные связи, с точки зрения А.С. Карцова, многое объясняют в той легкости, с которой Мещерский устанавливал контакты и отношения с представителями царской семьи и высшей бюрократии. Главный результат, полученный при анализе «Речей консерватора», произведенным С.В. Петровым, на наш взгляд, скорее «отрицательный», так как рассматривать сборник отдельно от других произведений Мещерского невозможно – он являлся лишь вехой в развитии его представлений о проблемах общественного развития. Попытки дать целостное представление о Мещерском как об общественном деятеле приводят к достаточно противоречивым результатам. Если Н.В. Черникова вообще отказывает Мещерскому в какой то самостоятельной роли в общественном движении и тем более в значении идеолога, то И.Е. Дронов представил Мещерского придворным публицистом, имевшим исключительное влияние на наследника престола, будущего Александра III, и пережившего эволюцию от умеренного либерализма к консерватизму.

Вместе с тем существует много проблем, без выяснения которых трудно судить о роли Мещерского в общественном движении пореформенного времени. Отдельная и большая тема - это история «Гражданина». Мещерский, пожалуй, единственный из петербургских издателей, публиковал списки своих подписчиков, с указанием их социального статуса, анализ чего может дать более точное представление о его читательской среде. Не выяснены источники финансирования «Гражданина» в 1870-е гг. Совершенно не освещены взаимоотношения Мещерского с М.Н. Катковым и К.П. Победоносцевым, с другими сотрудниками журнала. Многие исследователи указывают на факт разрыва его с К.П. Победоносцевым в конце 1870-х г., но обстоятельства и причины этого до сих пор не выяснены. Не подвергнуты критическому анализу трехтомные мемуары Мещерского, ссылки на которые приводятся в большинстве исследований по проблемам внутренней политики самодержавия. Возможно, многое для понимания специфики консервативного мышления дал бы анализ его лексики, на особенности которой не раз обращали внимание даже не искушенные в филологии современники.

Анализ идейного наследия Мещерского дает яркое представление о том  этапе развития консерватизма, когда  его приверженцы после поражения дворянской «фронды» в середине 1860-х гг., впервые в лице Мещерского вступили в борьбу за общественное мнение и открыто заявили о своих политических притязаниях и собственном, консервативном понимании проводимых реформ. Таким образом, выяснение истинной роли Мещерского в общественном движении конца 1860 – начале 1880-х гг. тем более важно, что именно в эти годы завязывались его личные и общественные  контакты, формировалась его общественно-политическая программа, определенное воплощение которой мы увидим в период царствования Александра III.

1 Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма. М., 1998; Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин. М., 1999; Русский консерватизм ХIХ столетия. Идеология и практика / Под ред. Гросула В.Я. М., 2000; Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого: Реф. сб.: В 2 вып. Вып. 1. М., 1991; Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). М., 1978. Ее же. Достоевский в общественной жизни России. М., 1990; Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978; Ее же. Правительственная политика в отношении печати, 60-70-е годы XIX века. Л., 1989.

2 Зограб И. Редакторская деятельность Ф.М. Достоевского в журнале «Гражданин» и религиозно-правовой аспект «Братьев Карамазовых» (К истории создания романа) // Русская литература. 1996. № 3. С. 55.

3 «Добро», с прил., два раза в месяц, в 1882 г.; «Добряк» в 1882 г.; «Воскресение», еженедельник, с 1887 по 1894 гг.; «Русь», ежедневная, с 1894 по 1896 гг.

4 Шелгунов Н. Очерки русской жизни // Русская мысль. 1888. № 6. С. 118.

5 Короленко В.Г. Метаморфоза «Гражданина» // Русское богатство. 1896. № 1. С. 263-264.

6 Хроника // Книжный вестник. 1897. № 1. С. 9-10.

7 Тридцатилетие издания газеты-журнала «Гражданин». СПб., 1901.

8 Кутузов П. Основы патриотических убеждений кн. В.П. Мещерского: К юбилею 30-летнего издания «Гражданина». М., 1902.

9 Мещерский назывался одним из «предводителей русских мыслей и чувств в отрасли нарочито-патриотического проповедничества» (Кутузов П. Указ. соч. С. 9).

10 Кутузов П. Указ. соч. С. 19.

11 Корнилов А.А. Общественное движение при Александре II. М., 1909. С. 224.

12 Глинский Б.Б. Князь В.П. Мещерский (Некролог) // Исторический вестник. 1914. Август. Подп.: Б.Г. С. 584.

13 Там же. С. 596.

14 Глинский Б.Б. Указ. соч. С. 597.

15 Бикерман. Князь Мещерский // День. 1914. 11 июля, № 184; 12 июля, № 185; Князь В.П.Мещерский // Речь. 1914. 12 июля, № 185; Крайний С. Князь В.П. Мещерский, редактор-издатель «Гражданина» // Южная мысль. 1914. 11 июля, № 890.

16  Князь В.П. Мещерский // Волжское слово. 1914. 12 июля, № 1026. Подп.: Б.Р.

17 Последний реакционер // Приазовский край. 1914. 12 июля, № 181. С. 2. Подп.: Пессимист; Заславский Д. Заметки // День. 1914. 13 июля, № 186. Подп.: Homunculus; Князь В.П. Мещерский // Речь. 1914. 12 июля, № 185; Крайний С. Князь В.П. Мещерский, редактор-издатель «Гражданина» // Южная мысль. 1914. 11 июля, № 890.

18 Геккер Н. Вместо некролога // Одесские новости. 1914. 12 июля, № 9408.

Информация о работе В.П. Мещерский в зеркале историографии: последний «поэт» крепостнической России