Владимир Святой: исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:05, реферат

Описание работы

Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без которых , собственно , для народа нет истории.

Содержание работы

1. Языческая Русь до крещения.
2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3. Первые годы правления Владимира.
4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5. Владимир и Русь после крещения.
6. Владимир как военный , политический деятель.
7. Последние годы правления Владимира и смерть.
8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.

Файлы: 1 файл

Реферат Н.С.Ким otech istoriya.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

Владимир  после крещения является чрезвычайно  благодушным. Проникнутый духом  христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала  согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил  наказывать преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая  при этом ,что такого рода наказание  будет способствовать умножению  средств для содержания войска.

Сохраняя  племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с требованиями христианского  благочестия. Он любил пиры и празднества , но пировал не с одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами  со всем народом - и с старыми и      малыми ;он отправлял пиршества преимущественно  в большие церковные праздники  или по случаю освящения церквей.

Владимир  деятельно занимался распространением веры , крестил народ по землям , подвластным  ему , строил церкви по тем местам , где  прежде стояли кумиры , назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь  Святого Василия на холме , где  прежде стоял Перун и где приносили  жертвы , и церковь Богородицы , так  называемую Десятинную , названную  так оттого , что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства  её десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в  обучение грамоте. Таким образом  на  Руси  , какие-нибудь лет двадцать , возросло поколение людей , по уровню своих понятий и по кругозору  своих сведений далеко шагнувших  вперед от того состояния , в каком  находились их родители ; эти люди стали  не только основателями христианского  общества на Руси , но также проводниками переходившей вместе с религиею образованности , борцами за начала государственные  и гражданские. Эта одна черта  уже показывает во Владимире истинно  великого человека : он вполне понял  самый верный путь к прочному водворению начал новой   жизни , которые  хотел привить своему полудикому народу , и проводил своё намерение , несмотря на встречаемые затруднения. Тот час после крещения на Руси возникают школы с учителями  священниками и появляются книжники-любители просвещения . собиравшие и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери , отпуская детей в школы , плакали  о них как о мёртвых.

Крещение  Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство , став господствующей религией на Руси , выразилось не только в проповеди  и богослужении , но и в целом  ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия : в  Киеве стал жить русский митрополит , поставляемый Константинопольским  патриархом ; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту  епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри ; причты  церквей и  братия монастырей подчинялись своему епископу , а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита  простиралась на всю Русь и объединяла всё духовенство страны. Вместе с  христианством на Русь пришла письменность. Как ни слабо она была на первых порах , она все же оказывала огучее влияние на познавших её людей. Богослужебные  и священные книги принесены  были на Русь на доступном для всех языке - славянвком . том самом . на котором  изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен  русским , и “книжное учение”  было поэтому не затруднено. Митрополит и вообще духовенство управляли  и судили подчиненных им людей  так , как это делалось в греческой  церкви , на основании особого сборника законов Номоканона , получившего  на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались  церковные правела Апостольские и Вселенских  соборов , также  гражданские законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли , на которых духовенство и монастыри  вели хозяйство по-своему , руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая такие юридические  отношения к земледельцам , какие  были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым  вероучением появились новые  власти , новое просвещение , новые  законы и суды , новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии то всё         новое ,что пришло вместе с верою , имело  византийский характер и служило  проводником византийского влияния  на Русь. Для того чтобы понять , как  именно сказывалось это влияние , необходимо несколько ознакомиться с теми чертами общественного  быта Руси в дохристианское время , которые наиболее характеризуют первобытность тогдашних общественных отношений.

Одной из наиболее ярко выраженных черт общественного  быта   Руси , как уже говорилось ранее , в дохристианское время был  обычай “кровной мести” и вообще “мести” , он был так хорошо распространен , что признавался законом как  нормальное правило.

Родовой быт первоначально вел людей  к обособлению. Роды жили замкнуто . чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому  роду было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда возник обычай добывать их насилием и хитростью , посредством “умычки” или увоза. Впоследвтвии этот обычай смягчился : если невесту “умыкали” , то по предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие формы заключения брака : жених мирно  приходил за невестой и выкупал её у рода , уплачивая за неё “вено”. Кое-где ,  там ,  где нравы были   мягче , брак заключался ближе к нашим  обычаям : невеста приезжала в  дом жениха и за ней привозили  её приданное. Но так бывало , по словам летописца , только у полян. В прочих же местах семейный быт отличался  грубостью , тем более , что везде  существовал обычай многожёнства. Предание говорит , что сам князь Владимир до крещения своего держался этого  обычая. Положение женщины в семье . особенно при многоженстве , было очень  тяжело  . о чём свидетельствуют  народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки , отдаваемой или продаваемой  в чужой род.

В языческое  время на Руси было лишь одно сословное  различие : люди делились на свободных  и несвободных , или рабов. Свободные  назывались мужами , рабы носили название челядь (в единственном числе холоп  или раба). Положение рабов , очень  многочисленных , было тяжко : они рассматривались  как рабочий скот в хозяйстве  своего господина. Они не могли иметь  собственного имущества , не могли быть свидетелями в суде , не отвечали за свои преступления. За них ответствовал господин , который имел право жизни  и смерти над своим холопом  и наказывал его сам , как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах ; холоп мог найти себе защиту только у господина ; когда же господин отпускал его на волю или прогонял , раб становился изгоем и лишался  всякого покровительства и пристанища.

Христианская  церковь не могла примириться  с такими порядками. Вместе с Христовым  учением о любви и милости  церковь принесла на Русь византийскую культуру. Уча язычников вере , она  стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные  лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли вслед Христу и являли примеры  нравственной христианской жизни и  даже подвижничества. О самом князе  Владимире предание говорит , что  он смягчился под      влиянием новой веры , стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей  появилось много благочестивых  христиан , почитавших церковь , любивших книги и иногда уходивших от мирских  соблазнов в монастыри и в  пустынное житьё. Через свою иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на нравы  и учреждения Руси. Проповедью и  церковною практикой она показывала , как надо жить и действовать  в делах личных и общественных.

  Церковь старалась поднять значение  княжеской власти. Князей она  учила , как они должны управлять  : “воспрещать злым и казнить  разбойников”. “Ты поставлен от  Бога на казнь злым , а добрым  на милование” , - говорило духовенство  князю Владимиру , указывая ему  , что князь не может оставаться  безучастным к насилию и злу на своей земле , что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении , что княжеская власть , как и вся земная власть , учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как “всяка власть от Бога” и так как князь “есть Божий слуга” , то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя , чтобы они “имели приязнь” к князю , не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей , как на дружинных конунгов , которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять , если они не угодны , и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на них , как на прирождённых и богоданных государей. Когда князья сами роняли своё достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить их и учить , чтобы они “чтили старейших” и “не переступали чужого предела”. Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка , имея перед собою пример   Византии , где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов , родовых и  племенных , дружинных и городских , церковь образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство , затем  люди , которых церковь опекала  и питала , и , наконец , люди , которые  служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала и питала тех , кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту мирских  обществ и союзов. Церковь получала в своё владение сёла , населённые рабами. И изгои , и рабы становились под  защиту церкви и делались её работниками. Всех своих людей одинаково церковь  судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным  обычаям ; все эти люди выходили из подчинения князю и становились  подданными церкви. И как бы ни был  слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. Для  церковного сознания все были братья во Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В церкви не существовало рабства : рабы , подаренные церкви , обращались в людей , лично свободных ; они  были только прикреплены к церковной  земле , жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь  давала светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного  устройства , в котором могли найти  себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

  Церковь затем влияла на улучшение  семейных отношений и вообще  нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного  закона , принятого и подтверждённого  первыми русскими князьями в  их “церковных уставах” , все  проступки и преступления против  веры и нравственности подлежали  суду не княжескому , а церковному. Церковные   суды , во-первых , судили  за святотатство , еретичество , волшебство , языческие моления. Церковные  суды ,                   во-вторых , ведали все семейные  дела , возникавшие между мужьями  и жёнами , родителями и детьми. Церковь старалась искоренить  языческие обычаи и нравы в  семейном быту : многожёнство , умыкание  и покупку жён , изгнание жены  мужем , жестокости над жёнами  и детьми и т. п. Применяя  в своих судах византийские  законы , более развитые , чем грубые  юридические обычаи языческого  общества , духовенство воспитывало  лучшие нравы на Руси , насаждало  лучшие порядки.

В особенности  восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях  и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства деятельно  учили господ быть милосердными с  рабами и помнить , что раб - такой  же человек и христианин , как  и сам его господин. В поучениях  запрещалось не только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар , церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки , хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства , однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и дурное обращение с рабами стало почитаться “грехом”. Оно ещё не каралось законом , но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский  быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как  политическую деятельность князей , так  и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно  и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время , как княжеская власть на Руси была ещё слаба и киевские князья , когда их становилось много , сами стремились к разделению  государства , - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково  на всю Русскую землю. Настоящее  единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви , и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Наконец , христианская вера на Руси совершила  переворот в области искусства. Языческая Русь не имела храмов и  довольствовалась изваяниями идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери(Десятинная церковь) был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены  киевская церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы  и церкви. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими  мозаиками и фресками. Архитектурное  дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве  значительного развития. А с ними вместе развились и другие искусства  и художественные ремёсла , в особенности  же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были , конечно , греки. Позднее под  их руководством появились и русские  мастера. Развивалось таким образом  национальное искусство. Но оно в  Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером , и поэтому  известно в науке под именем русско-византийского.

В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной  восточным епископам , патриарх Фотий  писал : “Россы , славные жестокостью , победители народов соседних , в  гордости рискнувшие воевать с Римской  империей , уже оставили суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё  недавно злейшими врагами. Они уже  приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие к христианскому  богослужению”. В это время Россия числится 60-м архиепископством среди  епархий константинопольского патриарха. Казалось бы , крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного  следа в русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.

Третий  раз Русь была крещена в 957 году в  лице святой равноапостольной княгине  Ольги , приехавшей для этого в  Константинополь. Крестил её сам  патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом  с надписью : “Земля русская воздвигнута  для жизни в Боге крещением  блаженной Ольги”. И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына - воинственного  Святослава - Ольга была правительницей страны ,  христианство на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ  же продолжал коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их  себе , объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные страны , прикаспийские и закавказские. Цель их  была - приобретение добычи. 

Но  Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там сильное войско и пришёл в  свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка и послал их сказать     брату : “Владимир идёт на тебя , пристроивайся  к битве”. Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в  Полоцк , к тамошнему князю Рогволоду  свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала : “Не хочу разуть сына рабы” , попрекнув его низостью происхождения по матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда Владимир , собрав большое  войско варягов и славян , чудь и  кривичей , пошёл на Рогволода. В  то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку , пришёл Владимир на   Полоцк , убил   Рогволода , двоих сыновей его , и  женился насильно на Рогнеде. Когда  Владимир пришёл к Киеву со множеством войска , то Ярополк не мог противиться  ему и затворился в городе с  людьми своими и воеводою Блудом. К  этому Блуду Владимир прислал  с такими речами : “Возьми мою  сторону ; если мне не удастся убить  брата , то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил”. Блуд отвечал  послам   Владимира , что будет  помогать их князю. Блуд замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из города на битву , говоря : “Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с Владимиром , зовут его на приступ  к  городу , обещали предать тебя ему”. Ярополк послушался , выбежал  из Киева и затворился в Родне , а Владимир вошел в Киев и  осадил Ярополка в Родне , где скоро  сделался страшный голод. Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл  в сени , два варяга бросились  на Ярополка и умертвили его.

Информация о работе Владимир Святой: исторический портрет