В.И. Ленин в современной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:19, реферат

Описание работы

Ленинская тема всегда пользовалась чрезвычайной популярностью, как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Это объяснялось не только величайшей значимостью В.И. Ленина в мировой истории, но также политическими и идеологическими соображениями. Если в советской исторической науке Ленин был предельно идеализирован, то в западной историографии – столь же предельно демонизирован. В конце 80-х – начале 90-х гг. с разрушением социалистической системы и развалом СССР изменяется и отношение к Ленину. Первыми критику вождя начали писатели и публицисты, затем историки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………….2
1. «Антиленинское» направление в современной историографии…………..4
2. Умеренно критичное направление в исторической оценке личности В.И. Ленина и его политической деятельности……………………………………....7
3. Защитники личности В.И. Ленина и его учений……………………………10
4. Оценка личности В.И. Ленина и его учений в контексте воздействия на формирование его мировоззрения исторической ситуации в России и мире на рубеже XIX – XX вв……………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

В.И. Ленин в современной историографии.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….2

1. «Антиленинское» направление в современной историографии…………..4

2. Умеренно критичное  направление в исторической оценке  личности В.И. Ленина и его  политической деятельности……………………………………....7

3. Защитники личности  В.И. Ленина и его учений……………………………10

4. Оценка личности В.И.  Ленина и его учений в контексте  воздействия на формирование  его мировоззрения исторической  ситуации в России и мире  на рубеже XIX – XX вв……………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………....16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ленинская тема всегда пользовалась чрезвычайной популярностью, как в  отечественной, так и в зарубежной историографии. Это объяснялось  не только величайшей значимостью В.И. Ленина в мировой истории, но также  политическими и идеологическими  соображениями. Если в советской  исторической науке Ленин был  предельно идеализирован, то в западной историографии – столь же предельно  демонизирован. В конце 80-х – начале 90-х гг. с разрушением социалистической системы и развалом СССР изменяется и отношение к Ленину. Первыми  критику вождя начали писатели и  публицисты, затем историки. Оценки Ленина и его деятельности меняются на диаметрально противоположные. Наиболее резкая критика звучала в работах Л. Солженицына, М. Шейна, В. Ерофеева, В Солоухина, Д. Штурман, В. Еременко, А. Авторханова, В. Крутова, П. Паламарчука. Главная задача указанных авторов — «стереть в порошок» Ленина, доказать преступность и порочность как ленинских идей, так и большевизма вообще. Во многом массированная атака на Ленина объяснялась известным идеологическим заказом, идущим сверху. Но в эти же годы ряд историков и публицистов выступает в защиту Ленина и ленинизма – Ж. Трофимов, Ф. Волков, В. Гончаров, В. Филиппов и др. Но их работы выполнены в ортодоксально – нетерпимой манере с использованием традиционных коммунистических штампов и идеологических клише. Таким образом, лениниана первой половины 90-х гг. носит не столько научный, сколько идеолого – политический характер.

Некоторая стабилизация экономического и политического положения в  России в конце 90-х гг. в известной  мере способствовала смягчению идеологического  противостояния, вследствие чего создаются  возможности для более взвешенных и объективных оценок, как самой  личности Ленина, так и его наследия. Однако единства во взглядах исследователей по – прежнему не наблюдается.

В 1999 г. вышла монография Е.А. Котеленец «В.И. Ленин как предмет исторического исследования». Автор отмечает постоянные колебания в оценке Ленина в угоду политической конъюнктуре. Подвергнув детальному анализу произведения о жизни и деятельности В.И. Ленина, вышедшие в первой половине 90-х гг., исследователь приходит к выводу, что полемика между «ленинцами» и «антиленинцами» менее всего велась с научных позиций. Аргументы обеих сторон чаще носили эмоциональный характер и явственно отражали политические воззрения авторов. Е.А. Котеленец справедливо отмечает, что Ленина следует оценивать не с позиций актуальной современности, а «исходя из смысла того времени и того конкретного состояния эпохи, в которой он жил и действовал».[5] Отмечено также невнимание историков к эволюции личности Ленина как революционера, подвергнут критике антиисторический подход к исследованию его взглядов. По мнению самой П. Котеленец, в начале своей деятельности Ленин – пламенный революционер, желающий не учиться у истории, а учить ее. И лишь после 1917 г. он осознал насколько сложной и тяжелой будет дорога к социализму.

Основные направления  в исторической лениниане оформились еще в 90-е гг. и продолжают существовать до сих пор. Отличительной особенностью современной историографии является стремление большинства авторов хотя бы на словах отойти от предельной тенденциозности и встать на путь объективного научного исследования личности Ленина и его деятельности.

Количество работ самого разного уровня и размера о  Ленине, изданных в конце 90-х начале 2000-х гг., насчитывается многими десятками. В своей работе я обращусь лишь к крупным произведениям монографического типа, которые, по сути, и формируют представление о Ленине у широкой общественности.

 

 

1. «Антиленинское» направление в современной историографии.

 

Первое направление в  современной историографии –  воинствующее, антиленинское. Его характерные черты резко негативная оценка человеческих качеств Ленина, отрицание каких бы то ни было заслуг перед Отечеством и народом, перекладывание на него вины за все трагедии советской истории. Сталин объявляется прямым наследником Ленина и продолжателем его идей. Преимущественно в произведениях историков этого направления разрабатываются такие темы, как родословная Ленина, его финансовые дела, отношение к террору, захват большевиками власти, военный коммунизм, преемственность власти Ленина и Сталина.

Наиболее воинственным представителем этого направления является Акоп Арутюнов, автор множества статей и книг, посвященных Ленину. Последнее и наиболее крупное его произведение — монография «Досье Ленина без ретуши», опубликованная в 1999 г. и переизданная с дополнениями и уже в двух томах в 2002 г. Сам Арутюнов подчеркивает, что его труды – итог 25-летней деятельности по изучению вождя. Автор использует множество источников, в том числе архивных, но отбирает из них лишь те, которые показывают Ленина в черном свете. Стремясь представить Ленина агентом германской разведки, Арутюнов приводит в качестве доказательства весьма сомнительные по своей достоверности источники. Особенностью метода Арутюнова является произвольная трактовка цитат из ленинских произведений, чаще всего вырванных из контекста. Например, Акопов старательно выбирает из многочисленных работ вождя слова и фразы вроде «расстрелять», «посадить», «уничтожить» и проч., не объясняя, в каких обстоятельствах и при каких условиях они были высказаны или написаны. В результате Ленин как бы выпадает из исторической реальности, оказываясь в изображении Арутюнова ужасающим монстром. Автор объявляет Ленина одним из величайших преступников в мировой цивилизации, уверяя читателей: «Такого страшного зла не причинил народам России и другим народом мира ни один глава государства, ни один вождь реакционной партии».[1] Арутюнов признает Ленина гением, который использовал свою гениальность во зло.

В числе наиболее последовательных критиков Ленина следует отметить Д.А. Волкогонова. Его фундаментальная работа «Ленин. Политический портрет» была опубликована еще в 1994 г. и переиздана в 2001 г. В отличие от Арутюнова, Волкогонов претендует на научность и объективность. Своей целью он ставит изучение эволюции взглядов Ленина. В трудах Волкогонова прослеживается источниковедческий анализ, производится попытка связать деятельность вождя с исторической ситуацией. Но в итоге Волкогонов делает упор на революционный экстремизм Ленина.

Резко негативную оценку Ленину дает Л. Колодный. Его книга «Ленин без грима», выпущенная в 2000 г. представляет собой серию очерков, посвященных характеристике деятельности Ленина как революционера. По мнению Колодного, вождь революции маниакально обожал насилие и террор. Сталин показан как органичное и закономерное продолжение Ленина, как его лучший ученик. Хотя работа претендует на научность, это скорее публицистика, более основанная на эмоциях, чем на научном анализе фактов и явлений.

Близка по направленности к данному направлению книга А.Г. Латышева «Рассекреченный Ленин» (М, 1996). Используя неопубликованные ранее источники, автор доказывает, что большевики, создавая искаженный мифологизированный образ Ленина, утаили многие ленинские документы, бросавшие тень на светлый облик вождя. В известной мере так оно и есть, однако детальный источниковедческий анализ автор опять же подменяет эмоциями и сомнительными логическими построениями.

Характерной особенностью представителей воинствующего направления является стремление объявить Ленина чуть ли не единственным творцом Октябрьской  революции (в трудах авторов этой группы она называется исключительно  «переворотом»), организатором террора, военного коммунизма и тоталитарного  общества. Согласно такой трактовке, Ленин завел Россию «не туда», заставил ее свернуть на обочину мировой  цивилизации. Главным побудительным мотивом Ленина объявляется либо безудержная жажда власти, либо месть за казненного брата, либо кровожадные наклонности. Дальше всех пошел А. Арутюнов, полагающий, что Ленина толкнула на революционный путь ненависть к своей стране, ко всему русскому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Умеренно критичное  направление в исторической оценке  личности В.И. Ленина и его  политической деятельности.

 

Второе направление можно  назвать умеренно критичным. Его  представители также осуждают ленинизм как явление, в целом негативно  оценивают результаты практической деятельности Ленина. Однако истоки большевистского  триумфа они видят не в личном характере вождя, а в объективных  причинах, способствовавших торжеству  ленинских идей.

Подобный подход можно  в частности проследить в работе С.В. Тютюкина и В.В. Шелохаева «Марксисты и русская революция». По их мнению, большевизм – это конгломерат разнородных демократических и социалистических идей, попытка синтеза взглядов Пестеля, Чернышевского, Ткачева, Нечаева, Бакунина, Бланки, народовольцев, Маркса, Плеханова. Российская социал-демократия шла по двум направлениям демократическому, которое представляли меньшевики, и радикальному, представленному большевиками. Ленин, по сути, выражал интересы узкой группы профессиональных революционеров, настроенных на захват власти во что бы то ни стало ради немедленной реализации своих идей. В результате большевики «взяли курс на жесткую диктатуру, осуществляемую от имени пролетариата, а в действительности подминающую под себя и сам рабочий класс».[9] Ленин в трактовке Тютюкина и Шелохаева – не маньяк и не демон, а радикальный революционер, успеху которого способствовал небывалый кризис, развернувшийся в России в начале XX в.

Некоторые ученые высказывают  предположение, что большевики не рвались  к власти ради власти; они искренне считали, что действуют во благо  народа, не понимая и не желая  понимать своих заблуждений. Так, по мнению В.П. Булдакова, «большевизм это вовсе не грандиозный исторический обман, а достаточно обычный для XX в. самообман, который стал источником не преодоленного до сих пор иллюзорного исторического сознания. Лидеры большевизма... полагали, что идут столбовой дорогой человечества, а тем временем загоняли Россию в тупик имперской автаркии и государственного индустриализма архаичнейшего типа».[4]

В 2002 г. группа новосибирских  ученых – философов и историков  – выпустила монографию «Социокультурные основания и смысл большевизма». Это историко - философское исследование большевизма как особого социокультурного явления. Интерес представляет попытка авторского коллектива рассмотреть идеологию большевизма с точки зрения аксиологического (ценностного) подхода. Большевизм показан как исключительно утилитарная идеология. Утилитаризм стал особым нравственным идеалом. Поскольку народные массы также в основном исповедовали утилитарные ценности, лозунги большевиков казались понятными и близкими. Народ жаждал материальных благ в первую очередь, и большевики обещали изобилие таковых при социализме. Однако большевистский утилитаризм был предельно беспринципным, он довел беспринципность, возведенную в принцип, до высшего совершенства.[2] Но Ленин не смог найти стратегию построения социализма в крестьянской стране. Постепенно он понял, что вектор ценностей крестьянства повернут в сторону противоположную большевистским идеалам. В итоге Ленин и Троцкий сформировали систему вождизма и тоталитаризма, поскольку иначе удержать власть было нельзя. Авторы монографии полагают, что большевизм «объективно стал наказанием общества за ограниченность способности его масс принять вызов истории нового времени, новых проблем».[3]

Попытку изучить личность Ленина во взаимосвязи с его учением  предпринял Владимир Поцелуев в 512 – страничной книге «Ленин», опубликованной в 2003 г. Автор не сомневается в гениальности Ленина, показывает его как нестандартного человека и политика. Сильная воля, великолепные организаторские способности, решительность и целеустремленность, безусловно, присущи Ленину. Но ленинское учение Поцелуев не принимает. Автор полагает марксизм совершенно не подходящим для России учением. То, что большевикам и Ленину удалось увлечь народ своими лозунгами, свидетельствует не о готовности страны к революции, а лишь о политической незрелости масс. Поцелуев считает насилие и террор не случайностью, вызванной обстоятельствами, а обязательным элементом ленинской доктрины. На словах Ленин и его сторонники убеждали в своей приверженности демократии, но на деле стремились к диктатуре. Ленинская партия образована именно для захвата власти, она стремилась к этому с первых дней своего существования. Вождизм такая же составляющая марксистско-ленинской доктрины. По мнению Поцелуева, сформированное в СССР тоталитарное общество – не случайность, а естественное воплощение идей ленинизма. Возникает естественный вопрос: если учение Ленина столь негативно, отчего народ пошел за ним, как Ленин стал вождем? Автор считает, что «... большевики выдвинули привлекательные идеи, имели волевого лидера и организованный его соратниками народ, низведенный до уровня толпы».[8] В результате ленинизм стал идеологическим ошейником для народа.

Таким образом, представители  второго направления вину за сползание  страны к коммунистическому тоталитаризму  возлагают не только и даже не столько  на Ленина, сколько на народ, оказавшийся  не готовым к демократии и поддержавший авантюру большевиков. Если первая группа историков считает народ жертвой  Ленина, вторая указывает, что Ленин  пришел к власти именно с помощью  народа и при его поддержке.

 

 

 

 

 

 

 

3. Защитники личности  В.И. Ленина и его учения

 

Третья группа — ортодоксальные защитники Ленина. Сам факт критики  вождя воспринимается ими негативно. Основная цель их публикаций – защита, как личности Ленина, так и его учения от нападок и обвинений. Методология и методика исследования традиционна для советской историографии.

Образцом такой историографии  является книга красноярского историка В. Замышляева «Ленин: история и современность» (Красноярск, 1999). Публикация состоит из четырех статей, написанных в разные годы. По мнению Замышляева, критика Ленина инициирована антикоммунистическими силами. Сам вождь большевизма показан как выдающийся гений, чья деятельность способствовала общественному прогрессу не только в России, но и во всем мире. Автор использует метод сравнения Ленина с современными политиками – Горбачевым и Ельциным. Это сравнение явно не в пользу последних. В работе также содержится жесткая критика трудов Д. Волкогонова, которые автор считает тенденциозными и клеветническими.

Информация о работе В.И. Ленин в современной историографии