Сравнительная характеристика взглядов Ж. Бодена, Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Вывод: видим, что хотя мировоззрение Жана Бодена еще не сложилось (а у какого философа оно сложилось окончательно?!), имеются определенные противоречия, нельзя не признать его огромный вклад в политическое учение. Его воззрение на государство в корне отличается от воззрения Макиавелли. Если государство Бодена - правовое, то Макиавеллиевское - хищническое, если цель государства Бодена - мир, то у Макиавелли напротив - вооруженный захват, если у Бодена - умелое управление внутри страны, то у Макиавелли - интриганство в международных отношениях.

Файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика взглядов Ж. Бодена, Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы.docx

— 25.71 Кб (Скачать файл)

Нестерова Ксения

Юр-09-5

Сравнительная характеристика взглядов Ж. Бодена, Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы

 

Критерий сравнения

Ж. Бодена

Н. Макиавелли

Утописты (Т. Мор и Т. Кампанелла)

Годы жизни

1530 – 1569 гг.  Жан Боден идеолог абсолютизма во Франции, поскольку он отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира с помощью сильной королевской власти.

1469  - 1527 гг. Являлся представителем реалистического направления политико-правовой мысли, итальянским ученым и государственным деятелем. Вся его жизнь пришлась на пик итальянского Возрождения, расцвет его культуры.

Т. Мор (1478-1535)происходил из зажиточной семьи лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов, как и в библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви. Разносторонний писатель, Мор не чурался и политической деятельности - он был некоторое время и членом английского парламента, и шефом Лондона, выполняя дипломатические поручения

Т. Кампанелла -

Источники закрепления

политико-правовой мысли.

Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической  власти изложены им в главном его  труде «Шесть книг о республике» (1576).

«Государь» (1513 г.), «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «Искусство войны», «История Флоренции», пьеса «Мандрагора»

Т. Мор – «Утопия»

Т. Кампанелла – «Город солнца»

Государство. Происхождение. Формы. Управление.

Государство, по Бодену, возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием естественной среды (климат, почва и т. д. ), их развитие отображает наука история.

Государства есть правовое управление, то есть что оно действует сообразно  справедливостью и естественным законом. В зависимости от того, в  чьих руках сосредотачивается суверенитет, Боден выделяет 3 формы государства.

Демократия – государство, в котором «все или большая  часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью  над всеми».

При аристократии «меньшая часть  граждан обладает верховной властью  над всеми вообще  и над каждым в отдельности».

 В монархии  верховная  власть принадлежит одному.

Лучшей формой государства  для Франции провозглашалась  королевская монархия. Верховная  власть (суверенитет) в ней целиком  принадлежала монарху, а управление страной (порядок назначения на должность) сложное, то есть сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначал только знатных) и демократический (некоторые должности доступны всем).

Макиавелли впервые в истории  вводит понятие государства. Под  этим термином он понимал и форму  правления и определенную территорию) по форме правления Макиавелли делит на республики,  на государства, управляемые единовластно, и на лицензии (наихудший тип). Наилучшая форма правления – республика,  но государству, “где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством”, также отданы симпатии автора. Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства, управляющие единолично у него делятся на унаследованные и новые. Наследованному государю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам. «Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение…»

Каждое государство, по его  мнению, должно  предусмотрительно  закрепить необходимую и справедливую часть власти за каждым компонентом, его составляющим.

Государственно устройство Утопии характеризуется: полное внутренне согласие – то есть четкая иерархическая система  управления, нарушитель которой явлется преступником и «наличие незыблемых учреждений» - отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов – так как судествующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать.

Главная основа их устройства «общность их жизни и питания  при полном отсутствии денежного  обращения». Уничтожение частной  собственности – приводит равномерному распределению средств государством.

Общеутопийский сенат или Народные Сборы – для обсуждения дел острова, перераспределения продуктов в случае нехватки. Реально этот Сенат ничего не решает.

Филах/сифогрант – наблюдать, что никто не сидел праздно. Протофиларх/транибор – их не меняют. Князь – избирается пожизненно. Принятие общественных решений помимо сената и Народных Сборов – есть преступление по утопийским

Собственность. Государственная собственность.

Равенство и общность имуществ приобретаю внеисторические, внесоциальные абстракции. Видит в частной собственности единственную основу для установления правовых отношений между поданными и государствами.

«Имущественное равенство  гибельно для государств, у которых  нет более прочного основания  и более крепкой опоры, нежели взаимное  доверие  и взаимные обязательства поданных», которые, в конечном счете восходят к отношения собственности.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на

имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа): "Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства". Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных Синтересах и что общее их благосостояние на диво растет".

Отсутствие частной собственности  создает условия для  рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все принадлежит всем, ни у  кого нет сомнения, что ни один отдельный  человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботиться о том, чтобы были полны общественные житницы».

Деньги в утопии отменены.

Сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности свидетельствует о высоких нравственных качествах жителей острова.

Кампанелла полагал, что  в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и государственных учреждений.

Соотношение религии и государства

Истинна же естественная религия, лежащая  в основе всех монотеистических религий  и основанная на вере в единого  Бога, бессмертие души и посмертное воздаяние.

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия,

рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме "религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать религию для руководства подданными.

Содержание утопийской религии сводится к убеждению в существовании единого божественного существа ("родителя"), разлитого во всем мире и время от времени напоминающего о своем существовании посредством чудес, необъяснимых при помощи природы и свидетельствующих о божественном проведении. Подлинная религия невозможна и без веры в бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние. В Утопии существует полная веротерпимость, и каждый волен мыслить бога в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует такого разнообразия, лишь бы были соблюдены те общие положения, без которых она невозможна.

Мораль.Честь. Справедливость. Государь и соотношение этих понятий.

Мораль независимая и не сводимая к религии, политике, хозяйствованию, обучению  форма управления поведениям людей. Это интеллектуальная установка на  секуляризацию области морали стала условием более частного процесса формирования и развития  процесса формирования и развития в 17-18 вв. собственно философского понятия морали.

Главное моральное качество – это  честь. Этический смысл чести вытекает из того,что она мыслима только у человека, только в обществе, и проявляется преимущественно в государственных делах. Она продукт мнения, косвенно выражающий зависимость человека от общества. Как известно  у всех людей есть сови пороки, и государи здесь не исключение.

Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства.

«… Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые  могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И пусть даже государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без  которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно  для государя; и наоборот: выглядит как порок, а наделе доставляет 
государю благополучие и безопасность».

«Государь, если он хочет  сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Заложенный здесь нравственный принцип  можно сформулировать так» признание  творимого зла действительным злом и оправдание его  неизбежности злом окружающим. Поскольку мораль –  область мнения, людям приписываю качества, выражающие оценку. Хотя на первый взгляд два ряда противоположных  качеств однозначно противопоставлены  друг другу, в их трактовке Макиавелли отходит от понятия абсолютного  блага или зла: качества, почитаемые хорошими, невозможно сохранить полностью.

Томас Мор обращается к идеям Платона  и устами своего героя заявляет: «Для общественного благоплучия имеется один-единственный путь – объявить во всем равенство». Равенство предполагает  во всех сферах – в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере – в Утопии отменена частная собственность.

Кампанелла порицал аморализм  политиков и тиранов, придумавших  понятие "государственная необходимость", которое сводится, как он писал, к  выгодному только им правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла

с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты".

Законы

Суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными  и законами человеческими, общими для  всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы.

Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы". Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.

Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. "У утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование".

Человеческое/писанное право – законы – должны иметь реальным своим источником божественное право – 10 заповедей: так как закон имеет договорной характер и устанавливается людьми. Законы – это напоминание каждому о своих обязанностях.


Вывод: видим , что хотя мировоззрение Жана Бодена еще не сложилось (а у какого философа оно сложилось окончательно?!) , имеются определенные противоречия , нельзя не признать его огромный вклад в политическое учение. Его воззрение на государство в корне отличается от воззрения Макиавелли. Если государство Бодена - правовое , то Макиавеллиевское - хищническое , если цель государства Бодена - мир , то у Макиавелли напротив - вооруженный захват , если у Бодена - умелое управление внутри страны , то у Макиавелли - интриганство в международных отношениях.

Сравнивая Т. Мора, Кампанелла и Макиавелли мы видим совершенно иные стремления. Если первый является чистым идеалистом, то второй прежде всего политик. И Макиавелли имеет в виду государственную цель, но не идеальную, а практическую. Он ищет не совершенного устройства человеческих обществ, а тех средств, которыми данный порядок вещей созидается и упрочивается. Эти средства должны быть сообразны с природой человека. Если Мор и Кампанелла видели источник всех пороков единственно в общественном устройстве, нарушающем справедливость, если идеальные его учреждения предполагают всех людей добродетельными, то Макиавелли смотрит на человеческую природу далеко не так снисходительно. По его мнению, люди вообще злы и склонны предаваться своим дурным наклонностям всякий раз, как представляется тому случай.

 


Информация о работе Сравнительная характеристика взглядов Ж. Бодена, Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы