Правление Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение эпохи великих реформ при правлении Александра II.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить Россию в конце XIX века;
- исследовать систему органов государственного управления во время правления Александра II;
- рассмотреть внутренние и внешние реформы периода правления Александра II.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Россия в конце XIX века…………………………………………………5
1.1 Состояние, результаты российского государственного управления к концу XIX века……………………………………………………………………5
1.2 Смена власти и вступление на престол Александра II ……………..7
1.3 Влияние ситуаций на государственное управление Александра II..16
2 Система органов государственного управления во время правления Александра II…………………………………………………………………….20
2.1 Высшие органы государственной власти и управления …………...20
2.1.1 Законодательные органы …………………………………………..20
2.1.2 Органы исполнительной власти……………………………………22
2.1.3 Органы судебной власти …………………………………………...24
2.2 Высшие и центральные государственные учреждения…………….25
2.3 Административно-территориальное управление в империи………27
3 Внутренние и внешние реформы периода правления Александра II.30
Заключение………………………………………………………………..44
Список использованных источников……………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая Ал 2.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Министр внутренних дел  М.Т. Лорис-Меликов в самом конце 70-х г.г. предложил императору пойти на уступки либеральным ожиданиям образованного общества и созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вместе с правительством занялись бы разработкой проектов новых реформ.

1 марта 1881г. Александр II подписал бумаги, предложенные М.Т. Лорис-Меликовым, но в этот же день он был убит революционерами – террористами. Организаторами и участниками покушения на императора были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов, и Н.И. Рысаков [8].

Таким образом, Александр II и его сторонники многого не успели, не смогли или не захотели доделать. Но их усилиями страна все же была выведена из крайне опасного положения, грозившего социальным взрывом. Реформы были необходимостью, что хорошо понимали люди, планировавшие и осуществлявшие их. Однако, не все реформаторы сумели вполне оценить новые возможности, открывавшиеся благодаря преобразованиям.

Эти оставшиеся неиспользованными  возможности предстояло осознать государственным  и общественным деятелям следующих поколений, которые могли или продолжить начатое в эпоху Александра II строительство, или ограничиться текущим ремонтом, латанием наиболее зияющих прорех. Иными словами, реформы поставили страну перед выбором: завершить постепенный переход от архаичных социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству или попытаться сохранить эти структуры в несколько подновленном виде.

Приоритет в решении  именно государственных задач в  ходе реформы был совершенно очевиден. Только государство получило от реформы безусловную и неоспоримую выгоду. Оно стало более сильным, получив колоссальный резерв дешёвой рабочей силы из обнищавших крестьян, а значит, и возможность быстрого промышленного развития; мощную армию, а впоследствии — и стабильные финансы. Международный престиж империи возрос благодаря не только её победе в Балканской войне 1877— 1878 гг., но и избавлению от средневековых пережитков. Однако самое главное заключалось в следующем: государство повысило свой авторитет тем, что само начало и провело в жизнь Великие реформы. Но повышение престижа государства оплачивалось крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете, безземелье и бесправии.

Вот почему многие прозорливые  современники реформ высказывались  о будущем весьма мрачно. В этом смысле замечание министра народного просвещения А.В. Головкина звучит пугающе пророчески. «За последние сорок лет, — писал он на исходе 70-х гг., — правительство много брало у народа и дало ему очень мало. Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Оно настанет, когда крестьянские дети, которые теперь грудные младенцы, вырастут и поймут всё то, о чём я только что говорил в царствование внука настоящего государя» [9, C.174].

Таким образом, реформы, проведённые Александром II в 1860-1870 годах одно из главных явлений в истории нашего государства. Они способствовали росту производительных сил России, гражданского самопознания, улучшению жизни, распространению просвещения. Но эти реформы не коснулись верхних этажей власти, оставались многие дворянские.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, царствование Александра II было ознаменовано рядом реформ.

Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословно неполноценными. Крестьянское малоземелье (в целом частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на мужскую душу при необходимых 6 – 7 десятин) послужило фактором обострения противоречии между крестьянами и помещиками. Более того, появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву. Крестьянский идеал правды и справедливости не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками.

С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту В.А Татаринова была проведена бюджетная реформа государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет.

После отмены крепостного  права потребовалось проведение реформ в других сферах жизни.

Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового  государства.

Военная реформа дала возможность значительно увеличить  численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров.

Городская реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую  думу и ввела бессословную думу, избираемую на четыре года.

Реформа системы образования  была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета.

В конце 60 – начале – 70-х годов в различных городах возникли народнические кружки. Радикально настроенная молодежь в начале 70-х годов направилась в деревни, чтобы просвещать крестьянство, поднять его на бунт. Однако «хождение в народ» не принесло желаемых плодов: крестьянство не проявляло стремления к социализму и не поднялось на восстание.

В 80–90-х годах народничество, господствующим направлением которого было либеральное течение, освободилось от своего радикализма, и было идейно разгромлено марксизмом.

Упадок дворянства и демократизация общества – это первое последствие реформ 60-х гг. XIX века. Следующим последствием реформ было изменение сознания людей в пользу радикальной политики. Преобразования государственного и общественного строя, предпринятые императором Александром II, не были направлены на изменение в России образа правления. За появлением новых учреждений, судебных и земских, в которых действовали выборные представители, не последовало реформы, которая бы привлекла этих представителей общества к управлению государством.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве  что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых  либеральных форм общественной жизни  привели к свободе личности. А  чувство этой свободы пробудило  желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с  европейскими державами, разрешила  многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Великие реформы России. 1856 – 1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М.: Изд-во Московского университета, 2002 г. – 336 с.
    2. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801–1917: В 4-х тт. – Т. 3. – СПб.: Наука, 2002. – С. 71-80.
    3. Государственное управление в России: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – М.:ИНФРА-М, 2009 – 400С
    4. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. - 1999. - N 10. – с.44-56
    5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1997-с.134-145
    6. История государственного управления в России: Учебник/ Отв. ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д., 2002. – 290с
    7. История России: Пособие для поступающих вузы/ Горинов М.М. и др. – М.: Высшая школа, 2008.-380с
    8. История России: учеб. – 3-е изд., перераб. И доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с.
    9. Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и ступающих в вузы / Л.А. Кацва; под науч. ред. В.Р. Лещинера. - М. : АСТ-ПЕСС ШКОЛА, 2008.- 848 с.
    10. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. Пособие / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др.; Под ред. В.В. Керова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: 000 «Издательство Астрель»: ОАО «В30И», 2004. – 846
    11. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-490с
    12. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М., 2003.-с.215-228
    13. Судьбы реформ и реформаторов в России: Учеб. Пособие/ Под общ. ред. Р.Г. Пихои, П.Т. Тимофеева. – М.: Издательство «Велби» - 200с
    14. Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010-290С
    15. Яковлев А. И. Александр II и его время. М., 2002.
    16. 1857-1861. Переписка императора Александра II с Великим князем Константином Николаевичем. Дневник Великого князя Константина Николаевича. М., 2004.

 

 

 


Информация о работе Правление Александра II