Политико-правое учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2
1. Учения Аристотеля о государстве ……....…………………………….... 4
1.2 Понимание государства ……….……….….….………………………... 4
1.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......…….… 5
2. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……..…… 9
2.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………… 9
2.2 Виды права ………………………………………………………….….. 10
Заключение ……………………………………………………….…….….. 14
Список литературы …………….………….………………………………. 17

Файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

Важнейшим признаком закона - это его принудительная сила. Большинство  людей не склонны поступать добродетельно, поэтому необходимо принуждение на правовой основе.

Право, по мнению Аристотеля, тождественно справедливости. Если в  доклассовом обществе представление  о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека, то с развитием родового строя  понятие справедливости стало распространяться и за пределы племени.

Древние греки оставались еще враждебными к варварам, они  не признавали за ними справедливых прав. Им была чужда мысль о том, что  всякий человек имеет право на гуманное отношение. Однако постепенно начался прогресс в нравственных представлениях людей о справедливости. Смягчалась жестокость войн. Если раньше всех побежденных мужчин убивали, то впоследствии убийство военнопленных  стало считаться постыдным.

Понятие о справедливость изменяется на протяжении всей истории  человечества. С появлением частной  собственности изменилось и представление  людей о справедливости. С расколом общества на классы и появлением государства  понятие справедливости приобретает  классовое содержание.

Аристотель убежден, что  справедливое и законное должно совпадать. Цель права - это общая польза и  общее благо. Право регулирует отношения  свободных и равных людей, отношения  властвования и подчинения. Но отношения  между рабовладельцами и рабами не является предметом права.

Согласно Аристотелю даже несправедливый закон имеет обязательную силу, иначе в обществе не будет  порядка. Проведение грани между  идеалом и действительностью  в праве делает возможным их совершенствование.

Аристотель выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает  его. Если несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль  следует поделить между ними в  соответствии с долей капитала каждого  из них, что будет справедливо.

Тот же принцип должен применяться  и при организации полиса. Цель полиса - общее благо. Для обеспечения  справедливого распределения власти, почестей, прав и обязанностей, нужно  учитывать вклад каждого в  общее благо.

Вклад подданных не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать  участие в вооруженных силах, в управлении, в образовании, и  интеллект, и опыт, и богатство.

Право олицетворяет собой  политическую справедливость и служит нормой политических отношений между  людьми. «Понятие справедливости, - отмечает Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического  общения».

2.2 Виды права

Трактуя право как политическую справедливость, Аристотель писал: «Не  должно ускользнуть от нашего внимания то обстоятельство, что искомое нами понятие состоит как в справедливости вообще, так и в политической справедливости (праве). Последняя же имеет место между людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, притом между людьми свободными и равными, равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости (прав), но имеют некоторого рода справедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеют права, для которых существует закон, определяющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд - распределение правды и неправды».

Право в целом, как явление  политическое, Аристотель называет «политическим  правом». Одним из первых Аристотель делит политическое право на естественное и волеустановленное (условное).

Естественное право - это  то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания  или непризнания его.

Условное право - это то, которое первоначально могло  быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается.

Однако, несмотря на подобное разделение, в античности оно носит  несколько иной характер, так как  фиксирует разные стороны существования  материально-чувственного мира.

Та часть политического  права, которую Аристотель называет естественным правом, естественна, потому, что она политична, адекватна  политической природе человека и  выражает требования и представления  о политической справедливости в  человеческих взаимоотношениях. У Аристотеля в естественном праве фиксируется  совпадение и единство естественного, политического, этического (волевого), дианоэтического (интеллектуального) и правового моментов.

Область естественного права  здесь выражает интересы человека, которые опираются на его социально-биологическую  природу, данную ему от рождения. Естественное право изначально никем не создаваемо, оно не есть выражение чьей-то воли, напротив, оно является простым выражением природы человека как «существа  политического» по происхождению.

Политический характер естественного  и условного (волеустановленного) права предопределяет их принципиальную общность и коренящуюся в этой общности необходимость соответствия условного права, праву естественному, необходимость учета принципов и требований политической справедливости при принятий закона, в процессе установления правил условного права.

Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем слов стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. При этом он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаными законами, также относящимися к волеустановленному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

Волеустановленное право есть волевое продолжение, деятельная реализация человеком его природы, его политической сущности. Аристотель поясняет свое понимание условности права следующим образом. Правовые отношения, основанные на взаимном соглашении (т. е. на, условном праве), подобны мерам. Не везде существуют одинаковые меры, скажем, для вина или хлеба и, например, мера крупных покупщиков большая, чем мера мелких торговцев. Подобным же образом говорит он, и условное (человеческое) право, как и политичёские устройства, не повсюду одинаковы, «хотя лучшее от природы одно».

Существенным составным  моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий  закон, -- пишет он -- в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти своё выражение, воплощение и соблюдение в законе.

Отступление закона от права  означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом  закона, --подчеркивает он,-- властвование не только по праву; но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

Различные формы политического (государственного) устройства - в силу именно своей политичности - соответствуют  принципу справедливости и идее права, то есть, носят правовой характер. Политическое устройство (государство) и право  предполагают свободу членов данного  политико-правового общёния. Тем самым политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом подчинении или в рабском состоянии.

Принципиальная общность политических и правовых форм и явлений, противопоставляемых деспотизму, в  трактовке Аристотеля означала в  определенной мере то же, что в последующей  истории стали, обозначать как «правовое  государство».

Как естественное, так и  условное право - явления политическиё и носят политический характер. «Что касается политического права, - пишет  Аристотель, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания  или непризнания его. Условное право  то, которое первоначально мог (это  безразличие прекращается), и есть разница, выкупить ли пленника за одну мину, и принести ли в жертву одну козу, а не двух баранов. Сюда же относятся  законоположения, даваемые для отдельных  единичных случаев, например, касательно жертвоприношения Бразиду, законоположения, пол силу путем голосования».

Аристотель выступает  против сведения всего права к  праву волеустановленному (условному, установленному людьми). Хотя вся область права изменчива, понятия о справедливости и праве, согласно Аристотелю, изменчивы только в известной степени. «Ясно, пишет он-- что из явлений, могущих быть и иными, должно отнести к области естественного права, и что должно отнести не к области естественного права, а установленного законом и всеобщим соглашением».

Право в целом и права  индивида, по Аристотелю, носят политический характер и возможны только в государстве. В неполитических условиях и отношениях, отмечает Аристотель, о праве можно  говорить лишь условно. «Человек по природе  своей - существо политическое», значит, что естественные права человека реально существуют лишь в виде прав политического субъекта, то есть гражданина полиса.

В трактовке Аристотеля «правильны»  лишь те формы государственного устройства, которые соответствуют принципу справедливости и идее права, то есть носят правовой характер. «Только  те формы государственного строя - пишет  Аристотель, - которые имеют в  виду общую пользу, являются, согласно принципу абсолютной справедливости, правильными».

Таким образом, Аристотель разрабатывает  идеи и принципы государственного устройства, которое сегодня назвали бы правовым, производит разделение всей области  права как сферы выражения  интересов, на право естественное и волеустановленное.

Отступление закона от права  означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию. Семья, частная собственность, рабство  и т. п. существуют и соответствуют  предписаниям естественного права.

Аристотель подчёркивал, что постановления народного  собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова  и не должны содержать предписаний  общего характера: «Закон должен властвовать  над всем; должностным же лицам  и народному собранию следует  предоставить обсуждение частных вопросов».

Он различает писаный  и неписаный закон, или обычай. Аристотель - сторонник стабильного  права. Он уважает обычаи, не одобряет расширения государственного регулирования  и законотворчества, не считающегося с традициями. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать  законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный  строй к придуманным законам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением  всей предшествующей греческой философии.

Аристотель - создатель самой  обширной научной системы из существовавших в античности. Научная деятельность Аристотеля - вершина античного философского мышления, это большой вклад во все тогда известные научные области. Им были созданы новые научные направления, вместе с учениками он систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов.

Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему  работы предшествующих мыслителей. Больше внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой  он считает онтологию - науку о  сущем. Бытие в трудах Аристотеля представляет собой единство материи и формы. Это является основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения единичного и общего - как отношение двух сторон действительности.

Шаг вперед по сравнению  с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени  и пространства. Этим категориям он уделяет большое, внимание, как в "Метафизике", так и в "Категориях". Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь  времени и движения.

Его рассуждения о движении в связи с существованием в  нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и  диалектического понимания действительности.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций  можно найти и в Аристотелиевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе: растениям, животным и человеку.

Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Основным уровнем познания он считает чувственное познание, но большое значение он придает познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших ступеней к предельно абстрактным. Таким образом, научное познание в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает  усилия, направленные на обретение  власти и наслаждений. Достойной  свободного гражданина он считает жизнь  практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную  познавательной деятельностью и  размышлениями). Недостаточно знать, что  есть добродетель, следует действовать  и жить в соответствии с нею.

Информация о работе Политико-правое учение Аристотеля