Политико-правое учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2
1. Учения Аристотеля о государстве ……....…………………………….... 4
1.2 Понимание государства ……….……….….….………………………... 4
1.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......…….… 5
2. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……..…… 9
2.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………… 9
2.2 Виды права ………………………………………………………….….. 10
Заключение ……………………………………………………….…….….. 14
Список литературы …………….………….………………………………. 17

Файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 2

1. Учения Аристотеля о  государстве ……....…………………………….... 4

1.2 Понимание государства  ……….……….….….………………………... 4

1.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......…….… 5

2. Учения Аристотеля о  праве…………………….….………...……..…… 9

2.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………… 9

2.2 Виды права ………………………………………………………….….. 10

Заключение ……………………………………………………….…….….. 14

Список литературы …………….………….………………………………. 17

 

ВВЕДЕНИЕ

Аристотель (лат. Aristoteles) родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.

Аристотель происходит из семьи врачей при дворе македонских  царей. Семнадцати лет Аристотель вступил  в Академию Платона, где пробыл в  течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель почти 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.

Аристотель является основателем  перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Противники часто обвиняли Аристотеля в безбожии, зато среди  окружавшей его молодежи он пользовался  огромным уважением. Позднее Аристотель покидает Афины, переселяется в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школой и свою богатую библиотеку.

Философия Аристотеля имела  громадное влияние на все последующее  развитие философской мысли и  в эпоху позднего средневековья  приобрела в европейских странах  значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.

Все произведения Аристотеля написаны простым языком и тщательно  отделаны с точки зрения стиля. Пользовавшиеся в античности большой популярностью  труды закрепили за Аристотелем  репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо.

По темам сочинения  делятся на четыре основные группы.

Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые  Органон. Сюда входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Топика».

Во-вторых, Аристотелю принадлежат  естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: «О возникновении и  уничтожении», «О небе», «Физика», «История животных» и другие.

В-третьих, существует свод текстов под названием Метафизика, представляющая собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний  период развития его мысли - в Ассе и в заключительный период в Афинах.

В-четвертых, имеются труды  по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важными во второй период являются: «Эвдемова этика», относящаяся к последнему афинскому периоду, «Никомахова этика», состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, «Политика», «Риторика» и сохранившаяся частично «Поэтика». Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него «Афинской политии».

 

1. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ  О ГОСУДАРСТВЕ

1.1 Происхождение  государства

"Государством же мы  и называем совокупность таких  граждан, достаточную, вообще  говоря, для самодовлеющего существования", - пишет Аристотель, не разделяя  понятий общества и государства.

Патриархальная теория трактует происхождение государства как  результат исторического разрастания  патриархальной семьи. Аристотель исходил  из того, что люди стремятся к  общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию  государства. Аристотель трактовал  государство как продукт размножения  семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть - это продолжение и развитие отцовской  власти. Отождествляя государственную  природу человека с патриархальной властью главы семьи, Аристотель приходит к выводу, что государство - продукт естественного развития и одновременно высшая форма общения между людьми.

Философ был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности  и моногамной семьи, а также сторонником  рабства. Подвергнув критике учение Платона о совершенном государстве, он предпочитал говорить о таком  политическом устройстве, которое может  иметь у себя большинство государств. Аристотель считал, что общность имущества, жён и детей, предлагаемая Платоном, приведёт к уничтожению государства.

Аристотель осуществил обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Таким образом, возникло государство. Оно создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. По Аристотелю государство возникает только тогда, когда появляется общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит  «впереди» семьи и индивида. Так  совершенство гражданина обуславливается  качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Хотя Аристотель и пытается подойти к государству исторически, будучи идеалистом, он неспособен понять причины возникновения государства. Для Аристотеля государство существует естественно. Философ не может найти  специфические законы общественного  развития, он даже не подозревает об их существовании, поэтому историзм Аристотеля мнимый.

Семья в изображении Аристотеля имеет три двойные части и  соответствующие им три формы  отношений: "первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети", а  потому "в семье имеют место  отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские".

Аристотель считает, что  несколько семей со временем образуют селение. По его мнению, селение - это  разросшаяся семья, интересы которой  уже превосходят обыденные нужды. Из нескольких селений как их энтелехия  возникает государство (полис).

Такова патриархальная теория происхождения государства Аристотеля. А так как власть домохозяина  по отношению к жене и детям, как  отмечалось, монархическая, то и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.

Элементы государства.

Единая территория (которая  должна быть небольшой по размеру).

Коллектив граждан. (Гражданином  является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).

Единый культ.

Армия.

Общий запас.

Единые представления  о справедливости.

1.3 Формы правления государством

Классифицируя виды политического  устройства, философ делит их по количественному, качественному и  имущественному признакам. Государства  различаются тем, в чьих руках  власть - у одного лица, у меньшинства  или у большинства. Таков количественный критерий.

Однако и одно лицо, и  меньшинство, и большинство могут  править "правильно" и "неправильно". Это качественный критерий, Кроме  того, меньшинство и большинство  может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных - тирания, олигархия и демократия.

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные  устройства.

Правильный строй - это  строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит один, немногие или многие:

- монархия (от греч. monarchia -- единовластие) - форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Монархия - древнейшая форма политического устройства, первая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека. Аристотель утверждает, что человек, превосходящий всех людей, как бы поднимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить его закону смешно. Аристотель утверждает, что "такие люди в государствах (если они, конечно, окажутся, что случается редко) суть вечные цари их", что если такой человек окажется в государстве, то "остается только повиноваться такому человеку".

- аристократия (греч. aristokratia -- власть лучших) - форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Аристократия, по мнению Аристотеля, предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом, а так как личное достоинство обычно присуще благородным, то они и правят при аристократии. При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им всем добродетель - воинская, поэтому "республика состоит из людей, носящих оружие". Другого народовластия он не знает.

- полития - Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». Обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - это «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй - строй, при котором преследуются частные  цели правителей:

- тирания - монархическая  власть, имеющая в виду выгоды  одного правителя;

- олигархия - она блюдет  выгоды состоятельных граждан.  Строй, при котором власть находится  в руках людей богатых и  благородного происхождения и  образующих меньшинство;

- демократия - выгоды неимущих, среди неправильных форм государства  Аристотель отдавал предпочтение  именно ей. Он считал её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие составляют большинство и имеют верховную власть в своих руках.

В основе всех общественных потрясений по мнению Аристотеля, лежит имущественное неравенство. Олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов.

Общим правилом при любом  государственном строе должно быть следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Необходимо наблюдать за правящими  лицами, чтобы они не превращали государственную должность в  источник личного обогащения.

Отступление от права - это  отход от цивилизованных форм правления  к деспотическому насилию. «Не может  быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному  подчинению, конечно, противоречит идее права».

Главное в государстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» -- политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно -- «Афинская полития»).

 

2. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ  О ПРАВЕ

2.1 Понимание права  в трактатах Аристотеля

У Аристотеля два понятия: государство и право тесно  связаны. Полис - это «правовое государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Законы должны быть свободны от страстей, они представляют собой  уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии и эмоции.

Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит в «Политике»: «порядок и  есть своего рода закон».

Информация о работе Политико-правое учение Аристотеля