Николай !!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:16, реферат

Описание работы

Николай II последний российский император, на нём оборвалась 300 летняя история династии Романовых. Николай правил чуть дольше, чем Брежнев и меньше чем Сталин но, кажется, что его правление было коротким: настолько спрессовалась история за годы доставшиеся ему. Многие историки и современники писали разное о Николае: одни считали его пьяницей и сумасшедшим, другие слабым и бесхарактерным человеком, а третьи и вовсе любящим семьянином, русским офицером и настоящим патриотом своего государства.
Российский император Николай II достойный правитель или лидер приведший страну к краху?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Детство и юность наследника престола…………………………………. 2
2. Начало правления Николая………………………………………………. 6
3. Черты характера, достоинства и недостатки……………………………. 9
4. Русско-Японская война…………………………………………………...11
5. В годы первой русской революции……………………………………...11
6. Первая мировая война…………………………………………………… 14
7. Отречение от престола…………………………………………………... 16
8. После отречения…………………………………………………………. 18
9. Расстрел царской семьи…………………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………….. 23
Список использованной литературы……………………………………… 24

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

  1. Детство и юность наследника престола…………………………………. 2
  2. Начало правления Николая………………………………………………. 6
  3. Черты характера, достоинства и недостатки……………………………. 9
  4. Русско-Японская война…………………………………………………...11
  5. В годы первой русской революции……………………………………...11
  6. Первая мировая война…………………………………………………… 14
  7. Отречение от престола…………………………………………………... 16
  8. После отречения…………………………………………………………. 18
  9. Расстрел царской семьи…………………………………………………. 21

Заключение………………………………………………………………….. 23

Список использованной литературы……………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Николай II последний российский император, на нём оборвалась 300 летняя история  династии Романовых. Николай правил чуть дольше, чем Брежнев и меньше чем Сталин но, кажется, что его  правление было коротким: настолько  спрессовалась история за годы доставшиеся  ему. Многие историки и современники писали разное о Николае: одни считали его пьяницей и сумасшедшим, другие слабым и бесхарактерным человеком, а третьи и вовсе любящим семьянином, русским офицером и настоящим патриотом своего государства.

Российский  император Николай II достойный правитель  или лидер приведший страну к  краху?

Это я  и попытаюсь выяснить в своей работе, каким на самом деле он был.

1.Детство и юность наследника престола.

Николай Александрович, император и самодержец всероссийский, старший сын императора Александра 3 и государыни императрицы  Марии Фёдоровны, родился 6 мая 1868 года в Царском Селе.1 В дневнике Александра III сохранилась запись: «Бог послал нам сына, которого Мы назвали Николаем. Что за радость была, этого нельзя себе представить, Я бросился обнимать Мою душку-жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя, и так было легко на душе и приятно... а потом пришел Я. Г. Бажанов читать молитвы, и Я держал Моего маленького Николая на руках».2 Отец приучал своих детей спать на простых солдатских койках с жесткими подушками, утром обливаться холодной водой, на завтрак есть простую кашу. Первое, конечно бессознательное, знакомство Николая с простыми русскими людьми происходило через кормилицу-мамку. Все Романовы, у которых были русские мамки, говорили по-русски с налетом простонародности. Так говорил и (отец Николая) Александр III.3 С 1876 года до десяти лет воспитательницей Николая была Александра Петровна Олленгрэн. Первой воспитательнице Николая поручалось выучить его начальной русской грамоте, начальным молитвам, а также арифметике. С самого детства будущий Царь Николай II воспитывал в себе глубокое религиозное чувство и неподдельное благочестие. Мальчик не тяготился длинными церковными службами, которые во дворце проходили строго и торжественно. Ребенок всей душой сопереживал мукам Спасителя и с детской непосредственностью размышлял, как бы помочь Ему. Воспитывавшийся вместе с Николаем сын А. П. Олленгрэн, например, вспоминал, как чин выноса Плащаницы на Страстную пятницу, торжественный и скорбный, поражал воображение Николая. Он на весь день становился скорбным и подавленным и просил рассказать, как злые первосвященники замучили доброго Спасителя.4

В детстве и юности Николай спал на узкой железной кровати с простым матрацем. Значительную часть времени Он проводил на воздухе, занимаясь спортом. Даже в холодное время года, чтобы закалить сына, Отец настаивал на прогулках. Поощрялись подвижные детские игры, физическая работа в саду. Николай и другие дети Цесаревича Александра часто посещали птичий двор, оранжерею, ферму, работали в зверинце. Им дарили птиц, гусей, кроликов, медвежат, за которыми Они сами ухаживали: кормили их, чистили. В детских комнатах постоянно жили птицы — снегири, попугаи, канарейки, которых дети забирали с собой, когда летом уезжали в Гатчину. 
За 1876—1879 годы Николай прошел все предметы по программе для поступления в среднее учебное заведение. Чтобы проверить знания Николая, была собрана особая комиссия, которая устроила ему экзамен. Комиссия осталась очень довольна успехами десятилетнего мальчика. Для дальнейшего продолжения учения своего сына Цесаревич Александр пригласил генерал-адъютанта Г. Г. Даниловича.5 Преподавателями наследника цесаревича были: Н.Х.Бунге, K.П.Победоносцев, M.H.Капустин, Н.Н.Бакетов, Н.Н.Обручев, М.Н.Драгомиров и другие лица.6

 Николай свободно владел тремя языками: английским, немецким и французским. Что касается политических взглядов цесаревича, то они во многом формировались под влиянием обер-прокурора Синода Константина Победоносцева. Он читал лекции молодому наследнику. Убеждённый сторонник самодержавия, К. Победоносцев говорил, что западная демократия — это «величайшая ложь нашего времени». С 13 лет Николай стал вести дневник и делал это очень аккуратно вплоть до последних дней своей жизни. За 36 лет он не пропустил в записях почти ни одного дня... С ранних лет Николай испытывал тягу к военному делу: традиции офицерской среды и воинские уставы он знал в совершенстве, по отношению к солдатам чувствовал себя покровителем-наставником и не чурался общаться с ними, безропотно переносил неудобства армейских буден на лагерных сборах или маневрах.

Более года (с перерывами) цесаревич провёл в войсках. Позднее он дослужился до чина полковника. В этом воинском звании Николай и остался до конца  жизни — после смерти отца уже  никто не мог присвоить ему  генеральский чин. В завершение образования отец отправил наследника в путешествие за границу, в восточные страны. Николай побывал в Греции, Египте, Индии, Китае и Японии, пережил во время поездки немало ярких, новых впечатлений.

Правда, пребывание в Японии едва не закончилось  трагически. 29 апреля 1891 г. возле города Киото на русского наследника совершил покушение японец Сандзо Цуда, вооружённый шашкой. Сам Николай так описывал это событие: «Выехали в джен-рикшах и повернули в узкую улицу с толпами по обеим сторонам. В это время я получил сильный удар по правой стороне головы, над ухом. Повернулся и увидел мерзкую рожу полицейского, который второй раз на меня замахнулся саблей в обеих руках. Я только крикнул: „Что, что тебе?..". И выпрыгнул через джен-рикшу на мостовую. Увидев, что урод направляется ко мне и что никто не останавливает его, я бросился бежать по улице, придерживая рукой кровь, брызнувшую из раны. Я хотел скрыться в толпе, но не мог, потому что японцы, сами перепуганные, разбежались во все стороны...». В этот момент спутники Николая зарубили террориста саблями.

Через день наследник записал в дневнике: «Я нисколько не сержусь на добрых японцев за отвратительный поступок одного фанатика». Однако многие приближённые Николая твёрдо считали, что покушение, совершённое на государя в Японии, позднее повлияло на его политику. Говорили, что именно оно психологически подтолкнуло русского императора к войне, с этой страной спустя десятилетие.7 К 21 году Николай стал высокообразованным человеком с широким кругозором, прекрасно знающим русскую историю и литературу, в совершенстве владеющим основными европейскими языками... Блестящее образование соединилось у Николая с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что не часто встречалось у молодежи из высшего, правящего класса того времени. Александр III сумел привить Своему Сыну беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства Николаю стала близка мысль, что Его главное предназначение — следовать русским православным, духовным основам, традициям и идеалам.

 

2.Начало правления Николая

20 октября  1894 г. скончался от тяжёлой  болезни император Александр  III. На престол вступил 26-летний Николай. Наследник, однако, не стремился занять престол, скорее не хотел этого. В декабре он записал в своём дневнике: «Для меня худшее случилось, именно то, что я так боялся всю жизнь...». Не прошло и месяца после кончины отца и начала царствования, как состоялась свадьба молодого государя и принцессы Алисы (Александры Фёдоровны). «Вместе с непоправимым горем, — писал Николай, — Господь наградил меня также и счастьем, о каком я не мог даже мечтать, дав мне Аликс».8 С первых же дней восшествия на престол в государе императоре наглядно проявилось благоговение к памяти незабвенного родителя его, которого он любил сыновнею любовью с детских лет, преклоняясь перед ним как перед великим монархом.

В речи, произнесённой 17 января 1895 года к депутациям, прибывшим для принесения их величествам  поздравлений по случаю их бракосочетания, государь сказал: Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу  народному, буду охранять начало Самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как  охранял его Мой незабвенный  покойный Родитель.

Манифест 1 января 1896 года заключал в себе не менее трогательное обращение к  народу: Призываем всех верных наших  подданных… вместе с Нами вознести горячую молитву Подателю всех благ, да направит Он Нас по сторонам Незабвенного Родителя Нашего, Коего жизнь и  труды на пользу дорогого отечества  останутся для Нас навсегда светлым примером.9

В своей  деятельности Николай II всегда стремился в полной мере отвечать тому облику русского самодержца, который он считал идеальным. «Когда император Николай II вступил на престол, — писал С. Витте, — то от него светлыми лучами исходил, если можно так выразиться, дух благожелательности; он сердечно и искренне желал России в её целом — всем национальностям, составляющим Россию, всем её подданным — счастья и мирного жития, ибо у императора, несомненно, сердце весьма хорошее, доброе...

Император Николай II обладает особым даром очарования. Я не знаю таких людей, которые, будучи первый раз представлены государю, не были бы им очарованы; он очаровывает как своею сердечною манерою, обхождением, так и в особенности и своей удивительной воспитанностью, ибо мне в жизни не приходилось встречать по манере человека более воспитанного, нежели наш император».

Обаяние Николая II во многом заключалось в том, что к каждому собеседнику он старался найти особый подход, учитывая его сословие, профессию, личные качества и т. п. Про Николая говорили, что «с семёновцем он будет разговаривать иначе, чем с преображенцем». В противоположность своему отцу он почти ни к кому, кроме своих близких, не обращался на «ты». При любых обстоятельствах, даже самых грозных, он, как правило, сохранял неизменную выдержку и внешнее спокойствие. Недруги Николая часто объясняли это «равнодушием и тупостью»...

Среди либеральной  общественности смена государей, как  часто бывало, породила надежды на расширение гражданских и политических свобод. В адрес царя поступали  многочисленные обращения от земских  собраний с пожеланиями реформ.

17 января 1895 г. Николай II выступил с одной из первых политических речей. Интерес к этому событию был огромным: что скажет общественности молодой государь? В Аничковом дворце он принял депутацию дворянства, деятелей земств и городов. К каждому жесту нового царя присматривались с напряжённым интересом. Текст своей речи он положил в барашковую шапку, которую держал на коленях. Позднее ехидно рассказывали, что время от времени он опускал к ней глаза, «как ученик, плохо выучивший урок».

Государь  действительно боялся сбиться и  волновался, хотя внешне старался этого  не показать. Он произнёс знаменитые слова: «Мне известно, что в последнее  время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлёкшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в. делах внутреннего управления. Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Преодолевая стеснение, Николай произнёс последнюю фразу очень громко, почти выкрикнул.

Один  из пожилых членов дворянской депутации  от неожиданности выронил из рук большое золотое блюдо с хлебом-солью, которое с грохотом упало на пол. Царь попытался поднять блюдо, чем только усилил общее замешательство. Государыня, ещё плохо знавшая русский язык, встревожилась и по-французски спросила у фрейлины: «Что случилось? Почему он кричит?». Та тоже по-французски отвечала: «Он объясняет им, что они идиоты...». Вся эта сцена надолго оказалась в центре внимания общественности, постепенно обрастая различными живописными подробностями.

Слова императора о «бессмысленных мечтаниях» произвели громадное впечатление.

В результате эта фраза едва ли не навсегда определила отношение к нему интеллигенции. Впрочем, Николай II вполне отвечал ей «взаимностью». Он считал, что самодержец должен служить всему обществу, а не «идти на поводу у интеллигенции». С. Витте вспоминал, что ему не раз приходилось говорить в докладах по разным по водам: «Таково общественное мнение». На это Николай II иногда в сердцах отвечал: «А мне какое дело до общественного мнения». «Государь совершенно справедливо считал, — разъяснял С. Витте, — что общественное мнение — это есть мнение „интеллигентов", а что касается его мнения об интеллигентах, то раз за столом кто-то произнёс слово „интеллигент", на что государь заметил: „Как мне противно это слово", — добавив, вероятно саркастически, что следует приказать Академии наук вычеркнуть это слово из русского словаря».

14 мая  1896 г. в Москве в Успенском  соборе состоялась торжественная церемония коронации Николая. А спустя четыре дня, во время народных гуляний, произошла знаменитая катастрофа на подмосковном Ходынском поле, известная в истории под названием «Ходынка». Там должны были раздавать народу царские подарки — эмалированные кружки с изображением двуглавого орла, а также пряники и другие угощения... На рассвете 500-тысячная толпа двинулась за дарами. При этом в невероятной давке сотни людей падали в рвы, вырытые в поле. Упавших невольно затаптывала людская масса, в результате погибло 1389 человек. Примерно столько же людей получили тяжёлые увечья.

Естественно, возникал вопрос — можно ли после  подобной катастрофы продолжать коронационные  торжества? Но ведь их отмена бросила  бы ещё одну тень на всё предстоящее  царствование Николая II... Это соображение победило, и поэтому решили — продолжать. Вечером того же дня молодой государь танцевал на праздничном балу. В последующие дни он посещал раненых, но впечатление о нём как о человеке бессердечном и чёрством уже стало прочным. Позднее революционеры окрестили императора Николаем Кровавым — не только за расстрел 9 января 1905 г., но и за «Ходынку».10

 

 

3. Черты характера, достоинства и недостатки.

Уметь сдерживаться... исполнить свой долг... любить простых  людей... — основные черты Цесаревича Николая.

Ребенок рос тихий и задумчивый. С ранних лет уже сказываются в нем основные черты Его характера, и — прежде всего — самообладанием. «Бывало, во время крупной ссоры с братьями или товарищами детских игр, — рассказывает Его воспитатель К. И. Хис - Николай Александрович, чтобы удержаться от резкого слова или движения, молча, уходил в другую комнату, брался за книгу и, только успокоившись, возвращался к обидчикам и снова принимался за игру, как будто ничего не было». 
И еще другая черта: чувство долга. Мальчик учит уроки с прилежанием; читает Он много, в особенности то, что касается народной жизни. Любовь Своего народа. 
Уметь сдерживаться... молча отойти... исполнить Свой долг... любить простых людей... В этих чертах мальчика сказывается и весь Император Николай II. 
Но по характеру Своему мальчик, а потом юноша и молодой человек далек от сумрачной грусти; в Нем горит даже огонек наивного и беспечного веселья, которое, впоследствии, под давлением тяжкого бремени власти, забот и горя, поблекнет и изредка лишь проявит себя в тихом юморе, в улыбке, в добродушной шутке.

Информация о работе Николай !!