Марк Аврелий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:43, доклад

Описание работы

Аврелий Марк вошёл в историю как римский император из династии Антонинов, правивший с 161 по 180 год, и как философ и один из наиболее значительных представителей римского стоицизма, который написал 12 томов под общим названием "Рассуждения о самом себе".

Файлы: 1 файл

Марк Аврелий.docx

— 23.73 Кб (Скачать файл)

Марк  Аврелий

Аврелий Марк вошёл в историю как римский император из династии Антонинов, правивший с 161 по 180 год, и как философ и один из наиболее значительных представителей римского стоицизма, который написал 12 томов под общим названием "Рассуждения о самом себе". 

Марк  Анний Катилий Север, именно так звучало имя Марка Аврелия первоначально, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. Его семья принадлежала к древнему италийскому роду Анниев Веров, претендовавшему на происхождение от царя Нумы Помпилия (Нума Помпилий (Numa Pompilius) — по легенде, второй царь Древнего Рима. Правил с 715 по 673/672 г. до н. э. Ему приписывается упорядочение календаря, учреждение религиозных культов, жреческих и ремесленных коллегий.). Дед Марка Аврелия был дважды консулом и префектом Рима, а отец умер в должности претора, после смерти которого Марк был усыновлен и воспитан своим дедом Аннием Вером. Уже с раннего детства он отличался серьезностью. Выйдя из того возраста, который требует заботы нянек, он был поручен выдающимся наставникам. Еще мальчиком он увлекся философией, а когда ему пошел двенадцатый год, он стал одеваться как философ и соблюдать правила воздержания: занимался в греческом плаще, спал на земле, и мать с трудом могла уговорить его ложиться на кровать, покрытую шкурами. Наставником его в стоической философии стал Аполлоний Халкедонский. Рвение Марка к философским занятиям было так велико, что, уже принятый в императорский дворец, он все же ходил учиться на дом к Аполлонию. Философию перипатетиков изучал он у Юния Рустика, которого и потом очень уважал: с Рустиком он всегда советовался и по государственным, и по частным делам. Изучал он также право, риторику и грамматику и положил на эти занятия столько труда, что даже расстроил свое здоровье. Позже он больше внимания уделял спорту: любил кулачный бой, борьбу, бег, ловлю птиц, но особенную склонность имел к игре в мяч и охоте.

Император Адриан, приходившийся ему дальним родственником, покровительствовал Марку с самого детства. На восьмом году он записал его в коллегию саллиев. Будучи жрецом-саллием, Марк выучил все священные песни, на праздниках был первым запевалой, выступающим и руководителем. Когда умер Луций Цезарь, Адриан стал искать наследника императорской власти; он очень хотел сделать Марка преемником, но оставил эту мысль из-за его молодости. Император усыновил Антонина Пия, однако с тем условием, чтобы сам Пий усыновил Марка и Луция Вера. Таким образом, он как бы загодя готовил Марка в преемники самому Антонину. Говорили, что Марк принял усыновление с большой неохотой, а домашним жаловался, что вынужден сменить счастливую жизнь философа на тягостное существование наследника принцепса. И именно после усыновления вместо Анния стал называться Аврелием. Адриан сразу наметил своего приемного внука в квесторы, хотя Марк и не достиг еще положенного возраста.

Когда Антонин  Пий в 138 г. сделался императором, он женил Марка Аврелия на своей дочери Фаустине. Затем он пожаловал его наименованием Цезаря и назначил консулом на 140 г. Несмотря на его сопротивление, император окружил Марка подобающей ему роскошью и велел поселиться во дворце Тиберия. Когда же у Марка Аврелия родилась дочь, Антонин вручил ему трибунские полномочия и проконсульскую власть вне Рима. Марк достиг такого влияния, что Антонин никогда никого не продвигал без согласия приемного сына. В течение двадцати трех лет, которые Марк Аврелий провел в доме императора, он выказывал к нему такое почтение и послушание, что между ними не было ни одной размолвки. Умирая в 161 г., Антонин Пий без колебания объявил Марка своим преемником.

Приняв власть, Марк Аврелий немедленно назначил своим соправителем Луция Вера с титулами Августа и Цезаря, и с этого времени они совместно управляли государством. Тогда впервые Римская империя стала иметь двух Августов. Правление их было отмечено тяжелыми войнами с внешними врагами, эпидемиями и стихийными бедствиями. С востока напали парфяне, на западе начали восстание британцы, грозили каты. Против парфян Марк в 162 г. отправил Вера, против катов и британцев — своих легатов, сам он остался в Риме, так как городские дела требовали присутствия императора: наводнение произвело сильные разрушения и породило в столице голод. Эти бедствия Марк Аврелий сумел облегчить благодаря своему личному присутствию.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание уделял Марк судопроизводству. Общее  направление его деятельности в  области права: "не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право". В Афинах он учредил четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам  было назначено государственное  содержание.

Делами он занимался  помногу и очень вдумчиво и сделал в государственном механизме много полезных улучшений. Тем временем парфяне были побеждены, но, возвращаясь из Месопотамии, римляне занесли в Италию чуму. Зараза быстро распространилась и свирепствовала с такой силой, что трупы вывозили из города на телегах. Тогда Марк Аврелий установил очень строгие правила насчет погребений, запретив хоронить в черте города. Многих бедняков он похоронил за государственный счет. А между тем началась новая, еще более опасная война.

В 166 г. все племена  от Иллирика до Галлии объединились против римской державы. И в 168 г. Марк Аврелий сам должен был возглавить поход против них. С великим трудом и лишениями, проведя три года в Карунтских горах, он закончил войну доблестно и удачно. Истощив на эту войну всю свою казну, он даже не подумал требовать от провинций каких-нибудь чрезвычайных поборов. Вместо этого он устроил на форуме Траяна торги принадлежащих императору предметов роскоши: он продал золотые и хрустальные бокалы, императорские сосуды, шелковую золоченую одежду жены, даже драгоценные камни, которые он нашел в большом количестве в потайной сокровищнице Адриана. Эта распродажа длилась два месяца и принесла столько золота, что он мог успешно продолжить борьбу с маркоманами и сарматами на их собственной земле, добиться многих побед и достойно наградить воинов. Он уже хотел образовать за Дунаем новые провинции, Маркоманию и Сарматию, но в 175 г. вспыхнул мятеж в Египте, где Авдий Кассий провозгласил себя императором. Марк Аврелий поспешил на юг. Хотя еще прежде его приезда мятеж угас сам собой и Кассий был убит, он добрался до Александрии, во всем разобрался, очень милостиво обошелся с воинами Кассия и самими египтянами. Родственников Кассия он также запретил преследовать. Объехав по пути восточные провинции и заехав в Афины, он возвратился в Рим, а в 178 г. отправился в Виндобоны, откуда опять выступил в поход против маркоманов и сарматов. На этой войне он два года спустя нашел свою смерть, заразившись чумой. Незадолго до своей кончины он призвал своих друзей и беседовал с ними, смеясь над бренностью человеческих дел и выражая презрение к смерти. Вообще, на протяжении всей своей жизни он отличался таким спокойствием духа, что выражение его лица никогда не менялось ни от горя, ни от радости. Кончину свою он принял так же спокойно и мужественно, ибо не только по роду занятий, но и по духу был истинным философом.

Успех ему сопутствовал во всем, только в браке и детях  был он несчастлив, но и эти невзгоды он воспринимал со стоическим спокойствием. О недостойном поведении его  супруги было известно всем его друзьям. Говорили, что, проживая в Кампании, она садилась на живописном берегу, чтобы выбрать для себя из числа моряков, которые обычно ходили голые, наиболее подходящих для разврата. Императору не раз ставили в вину, что он знал по именам любовников своей жены, но не только не наказывал их, а напротив, выдвигал на высокие должности. Многие говорили, что и Коммода она зачала вовсе не от мужа, а от какого-то гладиатора, ибо не возможно было поверить, что у такого достойного отца может родиться такой порочный и непотребный сын. Другой его сын умер еще в детстве после того, как ему удалили опухоль под ухом. Марк Аврелий горевал о нем только пять дней, а затем вновь обратился к государственным делам.

После смерти Марк был официально обожествлен. Время  его правления считается в  античной исторической традиции золотым  веком. Марка называют философом  на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - этическое  учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней  относиться.

Это сочинение  называется "Наедине с собой" и представляет собой записки, не предназначенные для публикации.

Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется. Правда, есть нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина, благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит общественно-полезную деятельность, гражданственность. Несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять. И в этом ему помогает философия. В его сочинении "К самому себе" есть такие слова: "Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью". 

Во-первых, не делай ничего без причины и  цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

Если бы ты ведал, из какого источника текут  людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и  похвалы людей.

Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все  сотворены для взаимодействия, как  ноги, руки, глаза.

Если кто  меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне  дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Задача жизни  не в том, чтобы быть на стороне  большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым  тобою законом.

Измени отношение  к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Люди рождены  друг для друга.

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней.

Настоящий способ мстить врагу - это не походить на него.

Наша жизнь  есть то, что мы о ней думаем.

Не все  же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

Не все  ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении  и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще  не имеем.

Не делай  того, что осуждает твоя совесть, и  не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Не довольствуйся  поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие  каждой вещи, ни ее достоинство.

Несправедливость  не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит  именно в бездействии.

Ни один человек  не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.

Помни, что  изменить свое мнение и следовать  тому, что исправляет твою ошибку, более  соответствует свободе, чем настойчивость  в своей ошибке.

Приставлять одно доброе дело к другому так  плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что  я называю наслаждаться жизнью.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

Самый презренный вид малодушия - это жалость к  самому себе.

Совершенство  нравов состоит в том, чтобы проводить  каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении  и невежестве.

Человека  хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Информация о работе Марк Аврелий