Костянтин Острозький

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Получил очень тщательное воспитание в православном русском духе. Достигши совершеннолетия. Князь Константин Константинович женился на дочери богатого и знатного галицкого магната графа Тарновского – Софии, и начал вести обычный образ жизни богатых западнорусских панов. Общественная и государственная деятельность, по-видимому, очень мало интересовала его в этот период жизни.

Содержание работы

Введение
Ранние годы Константина Острожского. Становление его религиозных взглядов.
Положение православия на Западной Руси в к. XVІ в.
Вступление Константина Острожского на арену общественной деятельности.
издание князем Острожским Священного Писания на славянском языке;
деятельность типографии Острожского в условии окатоличивания западнорусского населения;
создания духовной школы для подготовки священников и духовных учителей;
его участие в делах русской православной церкви;

4. Брестская уния и Константин Константинович Острожский;
5. Завершение своего жизненного пути и религиозные воззрения семьи;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Константин Острожский .docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

      • деятельность типографии Острожского в условии окатоличивания западнорусского населения;

 

Но деятельность типографии Острожского на этом не остановилась. Нужно было бороться с католическим влиянием, все более усиливавшимся в Западной Руси. Острожский для этой цели начал издавать ряд книг, необходимых, по его мнению, для поднятия просвещения и борьбы с латинством. Из богослужебных книг им изданы часослов (1598г.), требник и молитвослов (1606 г.). Для борьбы с латинством и католической пропагандой им изданы: послания патриарха Иеремии в Вильну ко всем христианам, к князю Острожскому, к киевскому митрополиту Онисифору (1584г.), сочинение Смотрицкого «Календарь римский новый» (1587г.), книга священного Василия «О вере единой», направленная против иезуита Петра Скарги, написавшего книгу о соединении церквей под. властью римского Папы (1588г.). «Исповедание о схождении святого Духа», сочинение Максима Грека (1588г.), послание патриарха Мелетия (1598г.), его же «Диалог противу схизматиков». В 1597 году в Острожской типографии был издан «Апокризис», в ответ на книгу униатов, написанную в защиту правильности действий Брестского собора. Кроме того, из Острога вышли следующие книги: книга Василия Великого о постничестве (1594г.), «Маргарит» Иоанна Златоустого (1596г.), «Вирши» на отступников Мелетия Смотрицкого (1598г.), «Азбука» с кратким словарем и православным катехизисом Лаврентия Зизания и др.. В конце своей жизни князь Острожский выделил часть своей типографии и перевел ее в принадлежавший ему Дерманский монастырь, где во главе печатного дела стал ученый и умный священник Демьян Наливайко. Здесь были напечатаны и изданы: Богослужебный Октоих (1603г.), полемический  лист Мелетия к епископу Ипатию Поцею по поводу введения унии (1605г.) и др.. Дерманские издания отличались той особенностью, что они печатались на двух языках: литовко-русском и церковнославянском, что, разумеется, только способствовало их большему распространению среди массы западнорусского населения. Уже перед самой своей смертью Острожский основал третью типографию в Киево-Печерской Лавре, куда отправил часть шрифта и типографских принадлежностей. Эта типография, результатов деятельности которой князю Острожскому увидеть не пришлось, послужила основанием для знаменитой впоследствии Киево-Печерской типографи, бывшей в XVII веке главной поддержкой православия юго-западной Руси.

 

      • создания духовной школы для подготовки священников и духовных учителей;

 

Но основывая типографии и печатая в них книги, Острожский хорошо понимал, что дело просвещения народа этим еще далеко не исчерпывается. Он сознавал необходимость просвещения духовенства, необходимость создания духовной школы для подготовки священников и духовных учителей, невежество и неподготовленность которых ему были ясны. «Не от чего иного размножилося между людьми такое ленивство и отступление от веры, - писал Острожский в одном из своих посланий, - яко от того иж устали учители, устали проповедатели слова Божого, устали науки, устали казанья, а за тым наступило обнищанье и уменьшенье хвалы Божое в церкви Его, наступил голод слуханья слова Божого, наступило отступление от веры и закону». Уже с самого начала своей деятельности Острожский начал в подчиненных ему городах и монастырях устраивать школы: так, отдавая в 1572 году принадлежавшую ему землю в Турове Димитрию Митуричу, князь Константин Константинович поставил условием «школу там держати». При материальной и нравственной поддержке Острожского основывались и другие школы в разных местах юго-западной Руси; князем Константином Константиновичем поддерживались, кроме того, братские школы, сыгравшие не малую роль в борьбе с католицизмом. Но главным делом Острожского в это время было основание известной Академии в Остроге, из которой вышло много замечательных деятелей на ниве православия конца XVI и п.п. XVII века. Подробных сведений об учрежднии и характере этого учебного заведения мы не имеем. Те немногие данные, которые дошли до нас, дают, однако, возможность несколько определить, хотя и в общих чертах, ее организацию. Эта школа, без сомнения носившая характер высшей, была устроена по образцу западноевропейских иезуитских коллегий, и преподавание в ней носило характер подготовки к борьбе с католичеством и иезуитами. Учителями в ней были преимущественно греки, которых Острожсктий приглашал из Константинополя, по большей части из лиц, приближенных к патриарху. «И на первый, читаем мы в одной из современных рукописей, старался у святейшего патриарха, абы ся зде дидаскалов по размноженью наук вере православной послал, а он на то маетностями своими ратовати готов и доложенья их на то не жалует». Первым ректором новой школы был ученый грек Кирилл Лукарис, человек европейски образованный, бывший впоследствии патриархом Константинопольским. В школе учили чтению, письму, пению, русскому, латинскому и греческому языкам, диалектике, грамматике и риторике; наиболее способные из окончивших школу отправлялись для усовершенствования, на счет Острожского, в Константинополь, в высшую патриашую школу. При школе находилась и богатая библиотека. Несмотря на то, что основание школы относится лишь к 1580 году, в 90-х годах 16 века из ее воспитанников и учителей составился обширный ученый кружок, сгруппировавшийся вокруг Острога и князя Константина Константиновича и одушевленный одной мыслью - бороться  с полонизмом и католицизмом за русскую народность и православную веру. К этому кружку принадлежали все наиболее выдающиеся деятели Западной Руси: Герасим и Мелетий Смотрицкие, Петр Конашевич-Сагайдачный, священник Демьян Наливайко, Стефан Зизаний, Иов Борецкий и многие другие. Значение этой школы было велико. Кроме значительного нравственного влияния на западнорусское общество, кроме того, что из нее вышли главнейшие борцы за правосланую русскую идею в юго-западной Руси, она важна тем, что была единственным в то время высшим православным училищем, вынесшим на своих плечах борьбу  с унией и иезуитской пропагандой. Понимали важность ее и иезуиты, Известный Поссевин с тревогой сообщал в Рим, что из этой школы питается «русский раскол».

 

      • его участие в делах русской православной церкви;

 

В подчиненных монастырях князь Константин Константинович заводил школы, привлекал в них образованных монахов, ставил ученых настоятелей. Для других православных монастырей Юго-Западной Руси он печатал книги в своих типографиях, помогал им деньгами и «наданиями». Для того, чтобы побудить западнорусское монашество изменить праздный и распущенный образ жизни, он напечатал в своей Острожской типографии, книгу святого Василия Великого о монашестве, вводил новый устав в подчиненных ему монастырях, откуда мало-помалу этот более строгий и соответствующий идеалам монашества устав начал переходить и в другие монастыри западной Руси.

Сознавая важное значение братств в жизни православной церкви, Константин Острожский всеми силами содействовал их процветанию. Пользуясь своим влиянием при польском дворе и у константинопольского патриарха, он легко доставал для них всевозможные  привилегии, давал наставников в их школы, доставлял шрифт в их типографии, помогал им нравственно и материально. Особенно близкие отношения были у князя Константина Константиновича со Львовским православным братством, которому Острожский доверил и воспитание своего сына. Известны старания Константина Острожского и в деле устроения высшей иерархии западнорусской церкви. Главным образом нужно было изменить личный состав иерархии, в котором нередко были люди порочные. Острожский, пользусь громадным влиянием при дворе, в 1592 году выхлопотал себе у короля Сигизмунда III право на патронат западнорусской православной церкви, что давало ему возможность самостоятельно избирать достойных пастырей церкви, которые могли бы с успехом нести служение и помогать Острожскому в его нелегкой борьбе.

 

 

 

4.  Брестская уния и Константин Константинович Острожский;

 

Между тем, пока все эти реформы проводились в жизнь, западнорусской церкви начала угрожать новая опасность в форме унии, с которой Острожскому пришлось вынести также серьезную борьбу. Лично Константин Константинович сначала был даже не прочь от унии, но лишь при условии, чтобы она была провозглашена вселенским собором, с согласия и одобрения восточных патриархов. Между тем, некоторые епископы, во главе с Ипатием Поцеем, думали решить дело домашним способом, не спрашиваясь у патриархов, прямо по соглашению с римским папой. Завязавшиеся по этому поводу сношения между Острожским и партией униатов не привели ни к каким положительным результатам. Скоро отношения обострились настолько, что, как было ясно для иезуитов, соглашения быть не могло, и католическая партия решила проводить унию помимо Острожского

Главные деятели уний – епископы Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий – успели склонить на свою сторону нерешительного киевского митрополита Михаила Рагозу и добиться от него разрешения созвать в 1594 году собор в Бресте для рассуждения об унии и связанных с ней вопросах. К собору стал готовиться и Острожский с православной партией. По-видимому, то, что подготавливал князь Константин Константинович для собора, было слишком опасным для униатской партии, и король Сигизмунд III, ревностный католик и большой поклонник иезуитов, по наущению католиков, декретом запретил собор, явно не желая допустить вмешательства светских лиц в дела церкви. Между тем, князю Константину Острожскому мало-помалу пришлось стать с королем и правительством, явно покровительствовавшими католическим тенденциям и иезуитам, в очень натянутые отношения. Острожский стал искать союзников русской православной партии даже среди протестантов, притесняемых иезуитами и реакционным  польским правительством не менее православным. Острожский предполагал даже, что окажется необходимым защищать свою веру с оружием в руках. «Его королевское величество», писал князь Константин Константинович вождям протестантского движения, «не захочет допустить нападения на нас, потому что у нас самих может явиться двадцать тысяч вооруженных людей, а папежники могут превзойти нас разве числом тех кухарок, которых ксендзы держат у себя вместо жен». Общее сочувствие западнорусского населения к Острожскому и его партии и ненависть к католичеству и иезуитам росло с каждым днем, и иезуиты решили ускорить дело. Поцей и Терлецкий отправились в  Рим, были с почетом приняты папой Клементом VIII, и от лица западнорусских иерархов предложили подчинения западнорусской церкви. Острожский, услышав об этом событии, разумеется, отнесся к нему с негодованием и выпустил свое первое послание к русскому народу, в котором увещевал западнорусских людей не поддаваться на уловки иезуитов и папистов и всеми силами противодействовать введению унии. Послания Острожского имели большое влияние на население. Первыми поднялись казаки под начальством Наливайки и начали громить имения епископов, сочувствовавших унии, и западнорусских панов, перешедших в католичество. Иезуиты видели, что их дело вследствие сопротивления Острожского и его партии, может погибнуть и решили по возможности скорее покончить его. На 6 октября 1596 года в Бресте был назначен собор для окончательного решения вопроса об унии. Острожский немедленно дал знать об этом Александрийскому и Константинопольському патриархам; те прислали своих наместников, с которыми Острожский и явился к сроку в Брест. В Бресте, однако, Острожский уже нашел сторонников унии, которые, не ожидая православной партии, начали собор и быстро под руководством иезуита Петра Скарги решили унию с католичеством. 6 октября 1596 года начали собор и православные архиереи, под председательством экзарха Константинопольського патриарха Никифора и при деятельном участии Острожского. Православный собор послал звать и униатов, но те отказались. Тогда православные епископы обвинили их в отступничестве и произнесли над ними отлучение, отправив этот приговор митрополиту, председательствовавшему на униатском соборе. По интригам иезуитов, королевские послы, также присутствовавшие на униатском соборе, решили применить репрессию к православным и обвинили патриаршего наместника Никифора в том, что он турецкий шпион. Обе стороны, разумеется, начали жаловаться королю, но Сигизмунд III принял сторону униатов. Никифор был осужден на заточение, а на Острожского посыпались новые обвинения и нападки. Его обвиняли в том, что он не укрепляет вверенных ему областей против возможного нашествия татар, требовали от него уплаты подымного сбора, которого насчитали 40000 коп. грошей. Однако Острожский не решался на резкие действия против польского правительства, несмотря на то, что момент был очень благоприятен, и русское население, до крайности возбужденное унией и уже давно недовольное притиснениями польских панов, легко бы поднялось на защиту своей веры и своей народности. Дальше личных объяснений с королем князь Острожский не шел и даже сдерживал православную партию, осуждая вместе с тем и движение казаков Наливайки. Посылая в 1600 году львовскому братству декрет польского сейма против православных, Острожский писал братчикам: «Посылаю вам декрет последнего сейма, противный народному праву и святой правде и даю вам не иной какой совет, как только, чтобы вы были терпеливы и ожидали Божья милосердия, пока Бог, по Своей благости, не склонил сердца его королевского величества к тому, чтобы никого не оскорблять и каждого оставить при правах своих». Только в своей Острожской типографии князь Константин Константинович до конца жизни вел борьбу с унией и католичеством, печатая воззвания и книги против католиков и униатов и поддерживая таким образом православное западнорусское население в тяжелой борьбе за свою веру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Завершение своего жизненного пути и религиозные воззрения семьи;

 

 Умер князь Константин Константинович Острожский в глубокой старости, 13 февраля 1608 года, и был погребен в Остроге в Замковой Богоявленской церкви. Из ее детей только один, - князь Александр был православным, другие же два сына – князья Константин и Иван и дочь – княжна Анна приняли католичество. В скором времени перешли в руки католиков и его типография и училище, а в 1636 году его внучка Анна Алоизия, явившись в Острог, приказала вынуть кости князя из гробницы, вымыть их, освятить по католическому обряду и перенести в свой город Ярославль, где положила их в католической часовне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Заключение

 

 

Князь Константин Константинович Острожский, несмотря на такой, по-видимому, неуспех своей деятельности, оказал, однако, громадные услуги делу русской народности западной Руси. По словам современников, он был центром, вокруг которого группировалась вся русская православная партия западной Руси. Своей типографией и школой он оказал значительную нравственную и культурную поддержку православию в борьбе с католицизмом, а своим влиянием и богатством был полезен ему как крупная материальная сила. Умный и способный от природы Острожский понимал важность для западной Руси переживаемых моментов и напрягал все силы для борьбы с западноевропейской культурой, готовившейся, при помощи такого усовершенствованного аппарата, как иезуитский орден, поглотить западнорусскую народность. Острожский отрешился даже от личной карьеры: его редко можно было встретить при дворе, редко он участвовал и в походах, где легче всего было выдвинуться в то время. Только в 1579 году, в угоду королю Стефану Баторию, он предпринял поход на Северскую область и этим закончилась его военная деятельность. Все же свое влияние и все свои силы он направлял на защиту православия, которое в значительной мере обязано ему тем, что выдержало многовековую борьбу с католичеством и католическим польским правительством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

князь Константин-Василь Константинович Острожский

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Острожская Библия

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник в Остроге, установленный в 2000 году, увековечил память трех князей Острожских.

Константин Константинович изображен с Библией в руках, его отец Константин Иванович - с мечом, прадед Константина Ивановича - преп. Федор, монах Киево-Печерской лавры  изображен в схиме

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

1. Буштрук А. Історія України.-Х.:Країна мрій, 2009.-с.55-56.

 

 

2. Грушевський М. Історія України.-К.: Либідь, 1991.-с. 108-116.

 

 

3. Немировский Е.Л., Начало книгопечатания на Украине, М,1974.-с.74-79.

4. Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, М.:Эсмо,            2007.-гл. 22.

 


Информация о работе Костянтин Острозький