Деятельность И.И. Бецкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Мировоззрение И.И. Бецкого……………………………………………7
Биография И.И. Бецкого …………………………………………………7
Педагогические взгляды И.И.Бецкого…………………………………10
Деятельность И.И. Бецкого……………………………………………..15
2.1 Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого………….15
2.2 Образование женщины в России второй половины XVIII века:
проекты Екатерины II и И.И. Бецкого (теория и практика)………………..28
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников и литературы………………………...48

Цель настоящей работы состоит в описании и осмыслении исторического вклада И.И. Бецкого в область образования и просвещения русского общества второй половины XVIII века.
Задачи:
- проанализировать источники формирования педагогического мировоззрения И.И. Бецкого;
- привести примеры зарождения и функционирования проектов Бецкого на примере Воспитательного дома и Смольного института.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Мировоззрение И.И. Бецкого……………………………………………7
Биография И.И. Бецкого …………………………………………………7
Педагогические взгляды И.И.Бецкого…………………………………10
Деятельность И.И. Бецкого……………………………………………..15
2.1 Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого………….15
2.2 Образование женщины в России второй половины XVIII века:
проекты Екатерины II и И.И. Бецкого (теория и практика)………………..28
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников и литературы………………………...48

Файлы: 1 файл

курсовая о бецком .docx

— 103.44 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Мировоззрение И.И. Бецкого……………………………………………7
    1. Биография И.И. Бецкого …………………………………………………7
    2. Педагогические взгляды И.И.Бецкого…………………………………10
  2. Деятельность И.И. Бецкого……………………………………………..15

2.1      Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого………….15

2.2     Образование  женщины в России второй половины  XVIII века:

 проекты Екатерины  II и И.И. Бецкого (теория и практика)………………..28

Заключение…………………………………………………………………….46

Список использованных источников и литературы………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) - остался в истории как видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762-1779), президент Императорской  Академии искусств (1763-1795), инициатор  создания Смольного института и  Воспитательного дома. Также он возглавлял комиссию по каменному строению в  Санкт-Петербурге и Москве.

Актуальность изучения жизни  и деятельности И.И. Бецкого заключается  в том, что он послужил организатором  воспитательной среды в закрытых учебных заведениях России (воспитательные дома, кадетские корпуса, институт благородных девиц и др.) второй половины XVIII в. В этот период осуществлялась организация воспитательной среды в условиях интенсивного влияния западной культуры, заимствования зарубежных моделей воспитания, адаптации их к отечественным реалиям этого времени, а также активное осмысление традиционного национального воспитания. Результаты деятельности Бецкого оказали влияние на последующие поколения воспитателей: теоретиков и практиков.

Изучение деятельности Бецкого  является частью более обширной темы, а именно темы Екатерининских образовательных  реформ. Эти реформы были предметом  изучения отечественных исследователей XIX - начала XX веков. Среди них следует  выделить A.C. Воронова, В.В.Григорьева, Д.А. Толстого, М.И. Сухомлинова, C.B. Рождественского, П.М. Майкова, А. А. Мусина-Пушкина, A.C. Лаппо-Данилевского, П.Ф. Каптерева, П.Н Милюкова, И.Т. Посошкова  и др. Труды данных авторов выявили  основные проблемы и аспекты образовательной  политики второй половины XVIII века.

Особое место в ряду исследовательских работ по проблемам  воспитания и образования второй половины XVIII века занимают труды, посвященные  педагогическим взглядам и деятельности одного из самых крупных реформаторов екатерининского окружения, упомянутого  выше И.И. Бецкого. Первая работа, посвященная И.И. Бецкому, вышла в 1904 г. Ее автор, П.М. Майков, использовал доступные архивные материалы, связанные с личностью реформатора, изучил дела рукописных собраний правительствующего Сената, императорской Академии художеств, Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге, архивы опекунских советов. Труд П.M. Майкова содержит множество фактических сведений о воспитательной среде закрытых учебных заведений, созданных под непосредственным влиянием Бецкого.

К проблеме закрытых учебных  заведений обратился и A.C. Лаппо-Данилевский. В его труде «И.И. Бецкой и его  система воспитания» (1904) содержится критический анализ книги П.М. Майкова. Показывая сильные и слабые стороны  данной работы, в то же время A.C. Лаппо-Данилевский  внес свой вклад в изучение воспитательной системы и практической деятельности И.И. Бецкого.

В советской историографии  воспитательная среда в закрытых учебных заведениях не являлась объектом монографических исследований. В  большинстве обобщающих трудов по истории  образования, различного рода очерках  и коллективных монографиях по истории  педагогики И.И. Бецкой рассматривался не иначе, как защитник феодально-крепостнического строя, провозглашавший идею формирования «новой породы людей». По мнению авторов, его идеи служили задачам воспитания послушных слуг для «просвещенного дворянства». Такая позиция многих ученых сохранялась практически  до настоящего времени. Таким образом, следует констатировать утрату целого ряда несомненных позитивных положений  о деятельности И.И. Бецкого, выявленных исследователями начала XX в.

Из работ советских  историков следует выделить труды  М.Т. Белявского1 К.Н. Корнилова и др. в которых была сделана попытка осмыслить исторические вопросы воспитания подрастающего поколения с новых методологических подходов.

Новый этап осмысления проблемы организации воспитательной среды  в России второй половины XVIII в. связан с демократизацией общества в  конце XX века и ориентацией воспитания подрастающего поколения на национальные традиции. Из многочисленных исследований, посвященных, например, закрытым учебным заведениям, следует назвать работы В.И. Морякова, Г.И. Смагиной, Л. Васильевой и др., стремящихся освободиться от штампов в определении образовательной политики Екатерины И, оценить образовательный вектор этой политики в соответствии с новыми методологическими подходами. Ряд исследований были посвящён формированию и развитию идей воспитания в педагогической мысли изучаемого периода (H. Н. Баркова, В. И. Блинов, Н. А. Ваулин, A.A. Гагаев, П.А. Гагаев, С. Б. Гончарова). Появились работы, посвященные отдельным учебным заведениям (3.И. Равкин, C.B. Акулов) и исследованию образования и школьных реформ (С.Ф. Егоров, В.М. Кларин, М.А.Кондратьева, Д.И. Латышина, A. И. Пискунов). Осмыслению судьбы русской школы и формированию воспитательной среды закрытых учебных заведений России второй половины XVIII в. способствовали труды З.В. Видяковой, В.М. Меньшикова и др.

Источниками для написания  этой работы послужили:

- документ, связанный с педагогической деятельностью И.И. Бецкого (И.И. Бецкой «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», конфирмованное Ея Императорским Величеством 1764 г. марта 12 дня);

- Очерк З.Е Мордвиновой (1914) о первых годах Смольного института.2

Цель настоящей работы состоит в описании и осмыслении исторического вклада И.И. Бецкого  в область образования и просвещения  русского общества второй половины XVIII века.

Задачи:

- проанализировать источники  формирования педагогического мировоззрения  И.И. Бецкого;

- привести примеры зарождения  и функционирования проектов  Бецкого на примере Воспитательного  дома и Смольного института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мировоззрение И.И. Бецкого

1.1 Биография И.И. Бецкого

 

И.И. Бецкой был внебрачным сыном  генерал-фельдмаршала князя Ивана  Юрьевича Трубецкого, сокращенную фамилию  которого впоследствии получил, и, вероятно, баронессы Вреде. Он родился в  Стокгольме, где отец его был в  плену, и там же прожил детские  годы. Получив сначала под руководством отца «преизрядное учение», Бецкой был  послан для дальнейшего образования  в Копенгаген, в местный кадетский  корпус; затем недолго служил в  датском кавалерийском полку, во время учения был сброшен лошадью  и сильно помят, что, по-видимому, и  принудило его отказаться от военной  службы.3

Бецкой  долго путешествовал  по Европе, а 1722-1726 годы провел «для науки» в Париже, где, вместе с тем, состоял  секретарем при русском после  и был представлен герцогине  Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери будущей императрицы Екатерины II), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво (благодаря чему возникла гипотеза о том, что Екатерина II - его дочь).

В России Бецкой сначала состоял  флигель-адъютантом при отце в Киеве  и в Москве, а в 1729 году определился  на службу в Коллегию иностранных  дел, от которой нередко был посылаем в качестве кабинет-курьера в  Берлин, Вену и Париж. Благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии  Ивановне, жене принца Людвига Гессен-Гомбургского, Бецкой стал близок ко двору императрицы  Елизаветы Петровны. В ночь вступления на престол императрицы Елизаветы (24-25 ноября 1741) он находился безотлучно при государыне, которая тогда же и наградила его орденом св. Екатерины, снятым ею с себя. Вскоре за тем герцогиня Ангальт-Цербстская привезла в Петербург свою дочь, избранную в супруги наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу. Бецкой был назначен состоять при герцогине-матери, а по отъезде ее из России в 1747 г. вышел в отставку, вероятно вследствие происков канцлера Бестужева,  и уехал в Париж.4

По дороге заграницу Бецкой старался, по собственным его словам, «ничего  не пропустить из пространной живой  книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг научающей  почерпнуть все важные сведения к  большому образованию сердца и ума».5 В этот раз за границей Бецкой прожил 15 лет, преимущественно в Париже, где посещал светские салоны, свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтения усвоил себе модные тогда идеи, например, воспитательные теории.

Император Пётр III в начале 1762 года вызвал Бецкого в Петербург, произвел его в генерал-поручики и назначил главным директором канцелярии строений и домов его величества. В перевороте 28 июня 1762 года (свержение Петра III) Бецкой не принимал участия и о приготовлениях к нему, по-видимому, ничего не знал; может быть, потому, что всегда равнодушно относился к политике в собственном  смысле.

Екатерина II, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась.6

В целом, в дела государственные  Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область - воспитательную.

Указом 3 марта 1763 года на Бецкого  было возложено управление, а в 1764 он был назначен президентом Академии художеств, при которой он устроил  воспитательное училище.

1 сентября 1763 года был  обнародован манифест об учреждении  московского воспитательного дома  по плану, составленному, согласно  одним данным, самим Бецким, согласно  другим - профессором Московского  университета А.А. Барсовым, по  указаниям Бецкого. 

По мысли Бецкого, в  Петербурге было открыто «воспитательное  общество благородных девиц» (впоследствии Смольный институт), вверенное его  главному попечению и руководству.

В 1765 году Бецкой был назначен шефом Сухопутного шляхетского  корпуса, для которого составил устав  на новых началах.

В 1768 году Екатерина II произвела  Бецкого в чин действительного  тайного советника.

В 1773 году, по плану Бецкого  и на средства Прокопия Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей.

Вверив Бецкому руководство  всеми учебными и воспитательными  заведениями, Екатерина одарила  его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и, особенно, на развитие воспитательных учреждений. По образцу московского, Бецкой открыл воспитательный дом в Петербурге, а при нем учредил вдовью и  сохранную казны, в основу которых  легли сделанные им щедрые пожертвования.

В 1773 году Сенат в торжественном  заседании поднес Бецкому выбитую  в его честь, за учреждение на свои средства стипендий в 1772 году, большую  золотую медаль, с надписью: «За  любовь к отечеству. От Сената 20 ноября 1772 года».

Занимаясь, кроме воспитательного  дела, наблюдением за казенными постройками, в качестве директора канцелярии строений, Бецкой заботился об украшении  Петербурга; памятниками этой его  деятельности сохранились: монумент Петру Великому (Фальконета), решетка Летнего сада, невский мост и гранитные набережные Невы и каналов.7

К концу жизни Бецкого  Екатерина охладела к нему, лишила его звания своего чтеца. По ее мнению -  «Бецкой присвояет себе к  славе государской» - можно думать, что причина охлаждения коренилась в уверенности императрицы, что  Бецкой единственно себе приписывает  заслугу воспитательной реформы, между  тем как Екатерина и сама претендовала на значительную роль в этом деле.

Бецкой погребен в Александро-Невской  лавре. На его надгробном памятнике  помещены медальоны с изображением медали «За любовь к отечеству» и  надпись «ЧТО ЗАСЛУЖИЛЪ ВЪ СВОИХЪ ПОЛЕЗНЫХЪ ДНЯХЪ ДА БУДЕТ ПАМЯТНИКЪ  И ВЪ ПОЗДНИХЪ ТО ВЕКАХЪ QUOD AEVO PROMERUIT, AETERNE OBTINUIT».

    1. Педагогические взгляды И.И.Бецкого

 

Как виновник и главный деятель  педагогической реформы в России второй половины XVIII века, Бецкой был одушевлен идеей (подсказанной ему энциклопедистами и Ж. Руссо) о возможности создать новую породу людей, более способных к восприятию начал европейской цивилизации, еще только переложенной на русскую почву, но далеко не усвоенной русским обществом.8

 Екатерина II, бывшая настолько же, как и Бецкой, ученицей «просветительной философии», проникнутая одинаковыми с ним умственными интересами, не могла не сочувствовать этой смелой и грандиозной идее и дала Бецкому обширные средства для ее осуществления.

Эти идеи и были положены в основу «генерального плана воспитания», задуманного Екатериной при ближайшем  участии Бецкого. Признавая могущество воспитания, которым «даруется новое  бытие и производится новый род  подданных», Бецкой возлагал на государство  обязанность воспитывать народ  и от новой педагогической системы  ожидал искоренения двух главнейших недостатков прежней: односторонности  специального образования и пренебрежения  нравственным началом при развитии человеческих способностей. По мысли  эциклопедистов, Руссо, Екатерины и  Бецкого, одно учение бессильно производить  истинно полезных граждан: кроме  просвещения ума наукой, необходимо облагорожение сердца. Этот нравственный элемент должен занимать в воспитании первое место: благонравие учеников должно быть предпочитаемо их успехам.9

Информация о работе Деятельность И.И. Бецкого