Жизненная сила музыки Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:59, лекция

Описание работы

Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского , воспевающую красоту, богатство и силу , человека ; красоту , богатство и силу самой жизни.
Задачи:
1 .Обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке Чайковского; 2.Понимание роли русского музыкального фольклора в творчестве композиторов -классиков;
3.Совершенствование навыков исполнения музыки.

Файлы: 1 файл

чайковский.docx

— 17.27 Кб (Скачать файл)

Тема:

 

 «Жизненная сила музыки  П. И. Чайковского.»

 

Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского , воспевающую красоту, богатство и силу ,

 

человека ; красоту , богатство  и силу самой жизни.

 

Задачи:

 

1 .Обогащение первоначальных  представлений учащихся о музыке  Чайковского; 2.Понимание роли русского  музыкального фольклора в творчестве  композиторов -классиков;

 

3.Совершенствование навыков  исполнения музыки.

 

Музыкальный материал : «Па - дет де» из б. «Щелкунчик»; «Танец маленьких лебедей» из б. «Лебединое озеро»; «Неаполитанская песенка» ; Финал симфонии №4; фрагмент концерта № 1 для фортепьяно с оркестром ; хор оп. «Евгений Онегин» ; М. Минков «Дорога добра». Хор «Отче наш»

 

Ход урока.

 

Музыкальное приветствие  «Добрый день» Учитель:

 

Тихо , тихо рядом сядем -Входит музыка в наш дом

 

В удивительном наряде Разноцветном , расписном. И раздвинулись вдруг  стены -

 

Вся Земля видна вокруг Плещут волны речки пенной ,

 

Чутко дремлют лес и  луг Вдаль бегут степные тропки , Тают в дымке голубой... Это музыка торопит, И ведёт нас за собой. Учитель читает стихотворение на фоне звучания музыки «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

 

 

Учитель:

 

-        Ребята , чью музыку вы сейчас услышали ?

А кто узнал откуда этот музыкальный фрагмент ?

Сегодня мы ещё раз поговорим  об этом композиторе и его удивительной музыке . И узнаем в чём сила музыки этого композитора ?

 

 

1 .Рассказ о творчестве  П. И. Чайковского .

 

-        Есть  не далеко от могучей реки  Комы старый заводской город  - Воткинск . За двести лет он  разросся , но и сейчас там стоит  огромный прославленный машиностроительный  завод. Но город Воткинск знаменит  не только заводом. В 1840 году 7 мая здесь в двухэтажном доме, в семье горного начальника  родился Петя

 

Чайковский, будущий композитор. Восемь лет он прожил в этом городе, в дружной, заботливой, сердечной  семье. И сколько он себя помнил музыка всегда звучала вокруг него. Мать его  Александра Андреевна замечательно играла на рояле и пела. Играл  на флейте и пел отец. Музыке Пётр Ильич начал учиться в Петербурге.

 

Позже уже в Москве Чайковский занялся педагогической работой  и конечно же композиторской. Давно  нет Петра Ильича , но память о  нём будет вечно жива. В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора. Есть в России и город - Чайковск. В нашей стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты  из разных стран мира. С нами всегда его музыка, она радует и волнует  людей всего мира. Она всегда искренна, всегда правдива.

 

Слушайте музыку Чайковского, любите её, она сделает вас добрее, духовно богаче и чище.

 

Не найти гениальней и  проще Ритмов тех, что подскажет  капель, Соловей, растревоженный в роще, Пастуха зоревая свирель... Всё  впитается в чуткую душу И вернётся мелодией вдруг... Тихий мальчик из Воткинска слушал Звуки милой  природы вокруг.

 

С.Широбоков

 

 

 

11 Основная часть

 

 

Учитель:

Вот вы сейчас узнали музыку П. И. Чайковского и сказали, что  это фрагмент балета « Щелкунчик» А какие вы знаете ещё балеты у  Чайковского?

(«Лебединое озеро», «Спящая  красавица»)

Верно. Послушайте пожалуйста стихотворение Маргариты Алигер и догадайтесь о каком произведении идёт речь.

 

 

«Танец маленьких лебедей»

 

помогая ходу истории, пробуждая  совесть и честь, героические  оратории и симфонии в мире есть. Но меж ними храня и милуя, Беззаветно любя людей, Существует улыбка милая-Танец  маленьких лебедей.

 

В беспросветные дни весенние И в дремучий, лютый мороз, После  грозного потрясения, злых обид и черных угроз. Вдруг почувствуешь легче  дышится И внезапно душе твоей  Ни с того, ни с сего послышится Танец  маленьких лебедей.

 

Неожиданное спасение, Белый  плеск лебединых крыл Зашумели ключи  весенние Драгоценных душевных сил  Дело доброе не забудется, И наказан  будет злодей, До поры пока сердцу чудится  Танец маленьких лебедей.

 

 

Учитель:

Вы догадались о каком  музыкальном фрагменте идёт речь в этих стихах?

А откуда этот фрагмент?

Давайте его послушаем.

 

Слушание. « Танец маленьких  лебедей». Учитель:

Нам теперь трудно представить, что музыка этого балета не вызвала  у современников композитора  воодушевления, даже писались такие  отзыва: «бедность фантазии, однообразие  тем и мелодии» и т. п. Но Чайковский работал , писал музыку и верил, что  она завоюет сердца людей. Получилось ли у него это? Сегодня мы без труда  узнаём многие его произведения.

Пётр Ильич много путешествовал. Он был во Франции и Италии, в  Америке и Германии. Слушал там  народные песни, запоминал и обрабатывал  их.

 

 

Слушание « Неаполитанская песенка» Учитель:

Композитор очень любил  народное творчество, в своих симфонических  произведениях он отражал эту  любовь к народным песням.

Сейчас вы услышите фрагмент Симфонии №4, где в основу темы финала , композитор положил мелодию хорошо знакомой вам русской народной песни. А какой вы мне скажите сами.

 

 

Слушание. «Фрагмент финала Симфонии №4». Учитель:

 

-        Кто  узнал эту песню? (« Во поле  берёза стояла»)

 

-        Верно.  А вот ещё фрагмент тоже  знакомой вам музыки. Это концерт  №1 для фортепиано с оркестром»  В основу этой части легла  народная песня. Какая?

 

 

Слушание. «Фрагмент концерта №1»

 

( Украинская народная  песня « Веснянка»)

 

 

Учитель:

 

-        Давайте  вспомним эту песню.

 

 

Исполнение

 

 

 

Учитель:

 

 

-        Кроме  симфонической инструментальной  музыки, балетов, Чайковский ещё  написал много опер.

 

-        Какие  оперы вы знаете у Петра  Ильича? («Евгений Онегин», « Пиковая  дама»)

Правильно. В число его  опер входят и такие как « Орманская  дева», «Мазепа», «Черевички». И др.

Давайте послушаем хор  из оперы « Евгений Онегин»

« Уж как по мосту, мосточку ».

 

Слушание. Хор из оперы  «Евгений Онегин» Учитель:

Узнали эту песню?

Давайте её вспомним.

 

 

Исполнение.

 

-        Вот  видите, как часто композитор  обращается к народному фольклору.  Как вы думаете почему?

 

(Потому что он любил  свою Родину; восхищался красотой  русской природы; любил свой  народ и его обычаи)

Правильно

И люди отвечали ему той  же любовью. Сегодня сердца миллионов  людей завоёвывает глубокая задушевность и красота его музыки, её яркий  русский колорит, доступность.

Вспомните историю, как знаменитый русский хирург С. Юдин, по его собственным  словам, перед особо трудными операциями привык у себя в кабинете перелистывать  страницы партитуры шестой симфонии П. И. Чайковского. Для чего он это  делал?

 

(для того , чтобы услышать  внутри себя музык; ему нужна  предельная собранность, сосредоточенность,  воля, мужество и спокойствие)

Верно.

Ребята, послушайте ещё произведение Чайковского и скажите какое  чувство вызывает у вас эта  музыка?

 

 

Слушание. Хор « Отче наш» Чайковского

 

 

Учитель:

 

-        Какими  словами можно охарактеризовать  эту музыку? (Возвышенная, духовная, успокаивающая, душевная, молитва)

 

-        Мы  ещё раз убедились, что музыка  этого композитора понятна и  близка нам, потому что она  вызывает в нас те эмоции, которые  мы переживаем в жизни.

 

 

Итог урока:

 

-        В  каких музыкальных жанрах писал  композитор?

 

( Оперы, балеты, симфонические  и инструментальные произведения, концерты, вокальные произведения)

Понравилась ли вам музыка Чайковского?

А кому что понравилось  больше?

Как вы думаете , в чём же заключается сила музыки Чайковского? Почему же мы спустя столько веков  слушаем его музыку, узнаём, любим, понимаем?

 

( в доступности, искренности,  тесной связи с жизнью, в стремлении  к радости, к любви к человеку  и к природе)

Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что  и ваши сердца затронула музыка Чайковского  и вы с интересом будете слушать  её и дальше. Ведь музыка этого композитора  нас учит идти только по дорогам  любви и добра.

А сейчас давайте вспомним песню Минкова « Дорога добра»

 

 

Исполнение песни

 

-        В  чём смысл этой песни?

Как вы понимаете слова  « Иди дорогою добра»? Вокально-хоровая  работа.

Ребята какому композитору  мы посвятили наш урок?

В чём же сила музыки этого  композитора?

 

 

Выставление оценок

 

 

Д/задание: « Я попрошу  вас сходить в библиотеку и  подготовить небольшое сообщение  о жизни и творчестве П. И. Чайковского  »

 

 

ТЕСТЫ   ПО     МУЗЫКЕ 5 класс.

 

 

 

1.        Как  называется песня без слов?

 

а) романс,        6) серенада;       в) вокализ;        г) пьеса.

 

2.        какому  русскому поэту посвятил Г  Свиридов кантату II часть которой

называется «Поет зима, аукает»?

 

а) Есенину;        6) Пушкину;      в) Лермовтову     г) Тютчеву.

 

3.        Как  называется пьеса, предназначенная  к постановке на сцене,

написанная для музыкальных  жанров (например, оперы балет)?

 

а) сценарий;      6) либретто,      в) роман;        г) сказка.

 

4.        На  какой ipyiine инструментов симфонического  оркестра «играли»

герои басни И. Крылова?

 

а) деревянно-духовой;        6) медно духовой,      в) ударной;

 

г) струшт-смычковой.

 

5.        Назовите  многочастное произведение для  солиста, хора и

симфонического оркестра.

 

а) сюита;        б) баллада;        в) оратория:,      г) кантата.

 

6.        Назовите  автора гимна Башкортостана.

 

а) Ф.Идрнсов;        б) Р. Сабитов;    в) Д. Хасаншнн;        г) Н.Даутов.

 

7.        Какой  русский композитор написал «Богатырскую»  симфонию?

 

а) П. Чайковский;    б) М.Мусорскнн;      в) А. Бородин;   г) С. Прокофьев

 

8.        Какой  из композиторов не является  австрийским композитором?

а) Гайдн;        6) Э. Григ;        в) В  Моцарт;        г) Л. Бетховен.

 

9.        Какой  русский композитор написал оперу-сказку  «Садко»?

 

а) Н. Римский- Корсаков;        6) М. Глинка;       в) П. Чайковский; г) А. Бородин.

 

10.        Сколько  исполнителей участвуют б квинтете?

 

а) четыре;        6) шесть;        в) пять;        г) семь.


Информация о работе Жизненная сила музыки Чайковского