Возрождение. Основные вехи и понятия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 09:33, реферат

Описание работы

Эпоха раннего Возрождения в Италии – это эпоха экспериментов, открытий, что очень способствовало небывалому подъёму архитектуры. Одними из достойнейших представителей всех инноваций того времени стали архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.
Искусство этих мастеров отличалось от господствующего во Флоренции стиля “интернациональной готики” – выдуманного мира красоты и условностей, они были полны натурализма и жизненной силы.

Файлы: 1 файл

Возрождение.docx

— 1.87 Мб (Скачать файл)

В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды. Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены в “Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден) и “Княжеском алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (“Проповедь Иоанна Крестителя”, ксилография , 1516). Одновременно в творчестве художника Лукаса Кранаха нарастали тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм 1530-1550-х годов: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела, выполненные по заказам знати и в очень большом количестве размножавшиеся в мастерской художника.  

На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.

 

 

Покаяние святого Иеронима, 1503

Доктор Иоганн Куспиниан, 1503

Отдыхающая нимфа 
1530-1535

Суд Париса 
1512-1514

Аллегория меланхолии 
1528


 

 

Портрет молодого человека, 1521

Портрет женщины 
1526

Геракл у Омфалы 
1537

Молодая женщина 
1530

Портрет Магдалены Лютер, 1530-е


 

 

Обиженный Амур и Венера, 1530

Аполлон и Диана 
1530

Меланхолия 
1532

Три грации 
1535

Распятие с 
центурионом, 1536


 

 

Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.

(Нитхардт Матис) Грюневальд, «Распятие»

Знаменитый немецкий живописец Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он был придворным живописцем, работал в Ашаффенбурге (Бавария), Зелигёнштадте, во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт является одним из наиболее ярких представителей немецкого Ренессанса, современником Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера и Ганса Гольбейна Младшего – величайших немецких живописцев эпохи Возрождения. Такие произведения Нитхардта, как «Плачущий ангел», «Поругание Христа», и, конечно, «Распятие», являются неотъемлемой частью наследия немецкого Возрождения.

Невероятно, но факт: целых триста лет этот живописец носил чужое имя. Настоящее имя художника – Матис Нитхардт, а Грюневальдом его ошибочно назвал один из биографов XVII в.

Несмотря на то что Грюневальд и Дюрер жили и работали в одно время, их живописная манера и приемы разительно отличаются. Лишь специалисты способны определить, что их такие разные на первый взгляд полотна написаны в одно время и представителями одной национальной культуры. В отличие от интеллектуальности, сдержанности в выражении чувств, свойственных Дюреру, Грюневальд стихийно эмоционален. Если язык Дюрера является по преимуществу языком линий, то Грюневальд «говорит» языком цвета.

Можно выявить отдаленное сходство метода немецкого художника с манерой венецианцев, однако строем образов он на них абсолютно не похож. Грюневальд жесток. Мертвец на картине «Распятие» – центральной части Изенгеймского алтаря – страшен своей реалистичностью. Фигуры по обе стороны креста, расположенные в одной пространственной плоскости с распятым, кажутся меньшими, чем должны быть. Эта несогласованность масштабов делает картину похожей на эпизод кошмарного сна: тело распятого словно движется из глубины на замершего от ужаса зрителя.

Впечатление кошмара усиливается такими элементами, как скрюченные, торчащие кверху пальцы рук распятого, позы Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Одетый в багряницу Иоанн Креститель держит в левой руке книгу, а пальцем правой указывает на тело Христа. Креститель смотрит в никуда; латинская фраза, начертанная Грюневальдом между десницей и лицом Иоанна, гласящая: «Illum oportet crescere, mе autem minui» («Он должен возрастать, я должен сокращаться»), содержит основной смысл его учения. Агнец у ног Иоанна Крестителя чудесным образом удерживает правым копытом маленький крест. Рядом с ним находится чаша -- Святой Грааль. Агнец символизирует дух Христа, кротко взирающий на бренные останки своей земной обители. В левой части полотна, как будто поделенного Крестом надвое, Мария Магдалина, пав на колени, простирает ко Христу молитвенно соединенные руки. Позади нее Богородица с мертвенно-бледным от неизбывного горя лицом падает без чувств на руки Иоанна Евангелиста, лицо которого отражает и боль утраты любимого Учителя, и сострадание горю Матери.

 

Ян ван Эйк 
(ок. 1390–1441)

Ян ван Эйк был не только талантливым художником, но и прекрасным дипломатом. Филипп Добрый, герцог Бургундии, послал его в Испанию, чтобы договориться о свадьбе с испанской принцессой и написать ее портрет. Ван Эйк блестяще справился с этой миссией. К сожалению, портрет инфанты не сохранился, и современный зритель не может полюбоваться творением знаменитого мастера.

Нидерландский живописец Ян ван Эйк родился в местечке Маасэйк близ города Маастрихта. Нам известно совсем немного фактов из биографии художника, даже дата его рождения неточна.

Первым учителем живописи Яна был его старший брат, Губерт ван Эйк. В 1422 году Ян ван Эйк стал придворным живописцем герцога Иоанна Баварского в Гааге.

В 1425 году, после смерти Иоанна, ван Эйк оставил Гаагу и перебрался в Лилль, а затем в Брюгге, где занял должность художника при дворе правителя Нидерландов, герцога Бургундского Филиппа Доброго. В 1427 году по поручению герцога мастер побывал в Испании, а в 1428–1429 – в Португалии и Англии.

С 1430 года Ян ван Эйк постоянно проживал в Брюгге.

К ранним работам художника некоторые исследователи относят миниатюры «Турино-миланского часослова», хотя доказательств авторства ван Эйка имеется немного.

Самой значительной работой мастера стал многочастный алтарь для церкви Св. Бавона в Брюгге, расписанный ван Эйком совместно с братом Губертом. Судьба этого произведения, известного как Гентский алтарь, драматична. Во время кровопролитных религиозных войн в XVI веке его разбирали на части и надежно укрывали, чтобы спасти от разрушения. Позднее оказалось, что некоторые фрагменты алтаря вывезены за пределы Нидерландов. Лишь в XX веке большинство его частей были собраны, и алтарь занял свое место в церкви Св. Бавона. К сожалению, некоторые детали были безвозвратно утрачены, и их пришлось заменить копиями.

Среди персонажей Гентского алтаря (всего их более 250) представлены портретные образы заказчиков – донаторов (от лат. donator – «даритель»), гентского бюргера Иодокуса Вейдта и его жены, Изабеллы Борлют. Это не единственные портретные образы современников художника. В средней части алтаря, которая открывается только по праздникам, показана картина мироустройства в понимании человека, жившего в ту эпоху. Зрители видят здесь Святую Троицу, Богоматерь, Иоанна Крестителя, ангелов, поющих гимны. В верхней части композиции в рядах шествующих к жертвенному агнцу святых, апостолов, воинов, пилигримов можно заметить изображения здравствующих соотечественников мастера. В их числе – герцог Бургундский Филипп Добрый, а также Ян и Губерт ван Эйки.

В качестве портретиста Ян ван Эйк выступает и в алтарных композициях. Рядом с образами Богоматери он изображает заказчиков в картинах «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника ван дер Пале» (ок. 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

 

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.  

 

Приписывается Иерониму Босху

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.

 

Извлечение камней глупости, 1480

Брак в Кане 
Около 1480

Фокусник 
1475-1480

Смерть и скупец 
Около 1490

Аллегория чревоугодия и любострастия, 1500-е


 

 

Распятие Христа 
1480-1485

Молитва святого Иеронима, 1505

Святой Иоанн на Патмосе, 1505

Иоанн Креститель в пустыне, 1505

Святой Христофор 
1505


 

 

Несение креста на Голгофу, 1480-е

Поклонение волхвов 
алтарь, 1510

Святые отшельники 
триптих, 1505

Мученичество святой Либераты, 1500-1503

Ecce Homo 
1485


 

 


Информация о работе Возрождение. Основные вехи и понятия эпохи Возрождения