Возрождение. Основные вехи и понятия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 09:33, реферат

Описание работы

Эпоха раннего Возрождения в Италии – это эпоха экспериментов, открытий, что очень способствовало небывалому подъёму архитектуры. Одними из достойнейших представителей всех инноваций того времени стали архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.
Искусство этих мастеров отличалось от господствующего во Флоренции стиля “интернациональной готики” – выдуманного мира красоты и условностей, они были полны натурализма и жизненной силы.

Файлы: 1 файл

Возрождение.docx

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Возрождение

Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Giotto di Bondone) (ок. 1267—1337) — итальянский художник иархитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи,Рафаэль, Микеланджело.

 

Поцелуй Иуды. Падуя, капелла дель Арена, южная стена

Основная статья: Капелла Скровеньи

Пространственная перспектива, схожая с перспективой фресок верхней церкви Сан Франческо, появится в цикле росписей в капелле дель Арена в Падуе. Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто. Иногда Джотто также называют архитектором капеллы (этот вопрос оспаривается многими исследователями), но несомненно, что именно ему принадлежат фрески часовни, — феррарский хронист Риккобальдо в 1312—1313 годах называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе. Под его руководством был расписан центральный неф; росписи на стенах апсиды относятся к школе Джотто, считается, что они выполнены после 1317 года. Работа художника в капелле, выполненная по заказу гражданина Падуи Энрико Скровеньи, знаменует собой решающий поворот в развитии европейской живописи — появление чувства пространства, в котором движется человек. Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Джотто и в этой работе привлекал учеников и помощников, но без ущерба для целостности общего замысла. С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Сдвигая перспективную точку зрения, художник достигает этим оптическим смещением нужного направления взгляда зрителя. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности.

Согласно источникам, после 1306 года в падуанской городской ратуше — Дворце Разума (итал. Palazzo della Ragione) — Джотто изобразил, следуя указаниям астронома Пьетро д’Абано, небесное знамение.

Ф.Брунеллески. Санта мария дель фьоре

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения. Донатто ди Никколо ди Бетто Барди – техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета. 
Статуя Донателло “Давид”.

Эпоха раннего Возрождения в Италии – это эпоха экспериментов, открытий, что очень способствовало небывалому подъёму архитектуры. Одними из достойнейших представителей всех инноваций того времени стали архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.

Брунеллески. Капелла Пацци


 

 

 

Искусство этих мастеров отличалось от господствующего во Флоренции стиля “интернациональной готики” – выдуманного мира красоты и условностей, они были полны натурализма и жизненной силы.

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения

Архитектор и скульптор Брунеллески создал светскую по духу архитектуру. Родился Филиппо Брунеллески (1377-1446) в семье нотариуса. Он получил гуманистическое воспитание и прекрасное по тому времени образование. Исповедуя идеалы преклонения прекрасному, он отказался от карьеры нотариуса и полностью посвятил себя изучению рисования, лепки, гравирования, скульптуры, приобрёл значительные для того времени познания в математике у Паоло Тосканелли.

Талант и фундаментальные знания помогли Брунеллески блестяще решить сложнейшую архитектурную задачу своего времени – возведение купола над кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре.

Технические ноу-хау были результатом чётко спланированного чертежа купола. В голове не укладывается, но Брунеллески создал чертёж купола в натуральную величину. Его холстом стала отмель реки, протекающей близ Флоренции, Арно.

Революционным был способ возведения купола – без сплошной сполубки, без опирающихся на землю лесов и контрфорсов. Инновация была превосходна и тем, что повлекла за собой создание новых механизмов, которые технически позволяли поднимать строительные материалы к самому верху. Подъёмник грузоподъёмностью в одну тонну – гениальное произведение метода Брунеллески.

 

Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центрВселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики,схоластики и некоторые философы нового времени[2].

Согласно американскому медиевисту Линну Уайту (Lynn White Jr) антропоцентризм возник как результат двух исторических образований:

  • модели современного Западного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называетсяразвивающимся миром.

  • иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле[3].

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу[4]. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия[5].

Донателло – великий итальянский скульптор эпохи Возрождения


25 марта 2013 - Администратор

 

    Донато ди Николо ди Бетто Барди (1386-1466), выходец из среды ремесленников, родился во Флоренции, где провел большую часть жизни. Работал он и в других городах Италии – Прато, Сьене, Риме, Мантуе, Падуе, Венеции. Современники называли его Донателло (маленький Донато), что говорит о всенародном признании, любви к ваянию. Под этим именем скульптор вошел в историю искусства. Девизом его творчества была правда. Он учился у природы и на лучших образцах античного искусства. Многочисленные произведения скульптура стали для современников и последующих поколений художников эталонными образцами.   

 Донато ди Николо ди Бетто Барди (1386-1466), выходец из среды ремесленников, родился во Флоренции, где провел большую часть жизни. Работал он и в других городах Италии – Прато, Сьене, Риме, Мантуе, Падуе, Венеции. Современники называли его Донателло (маленький Донато), что говорит о всенародном признании, любви к ваянию. Под этим именем скульптор вошел в историю искусства. Девизом его творчества была правда. Он учился у природы и на лучших образцах античного искусства. Многочисленные произведения скульптура стали для современников и последующих поколений художников эталонными образцами.

Каким был флорентийский мастер, какова его внешность, характер, мы не знаем, так как Донателло не оставил автопортрета, как обычно делали на своих фресках и картинах живописцы Возрождения. Известно, что он слыл человеком необычайно добрым, жизнерадостным, веселым, остроумным, готовым и на редкость бескорыстным, готовым прийти на помощь друзьям, которых у него было немало. Он дружил с архитекторами Филиппо Брунеллески и Леоном-Баттистой Альберти, скульпторами Нанни ди Банко и Лоренцо Гиберти, живописцами Паоло Уччелло и Мазаччо, учеными-писателями Поджо Браччалини, Кристофоро Ландино, Марсилио Фиччино… Этих выдающихся людей объединяло неутомимое творческое трудолюбие. Сам Донато с законной гордостью говорил: «Могу не хвастаясь сказать, что ни одного дня и часа в своей жизни я не провел без труда!»

Лучший способ узнать личность художника – это увидеть созданные им произведения. Характер Донателло особенно ярко проявляется в работах, как мраморные кафедры для певчих в соборах Прато и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. На рельефах в неудержимом ликующем хороводе несется и кружится ватага ребятишек – шумных, озорных! Они хвалят творца за то, что живут, поют, пляшут, смеются! И это беспечное, буйное веселье, светлую радость и любовь к детям скульптор, казалось, выплеснул из своей души. Только добрый и жизнелюбивый человек мог создать такое произведение. А было мастеру уже 50 лет. Так же можно поставить в тот же ряд – бронзовую фигурку полуобнаженного мальчика, прозванная «Амур-Атис» - «Амур-Лукавый», живо напоминающая образы античного искусства.

Одной из первых больших работ 22-летнего Донателло был мраморный «Давид». По библейской легенде, юный пастушок Давид победил великана Голиафа и этим спас свой народ от порабощения. Легендарный пастух для многих итальянских городов-республик стал символом мужества и свободы. Молодой мастер сделал своего героя похожим на античного юношу. На нем нечто вроде туники. Горделива осанка победителя, ведь у ног его лежит голова сраженного Голиафа! Мраморный «Давид» так понравился членам флорентийской синьории, что они сочли достойным украсить статуей зал собраний в палаццо республики. На постаменте скульптуру поручили высечь патриотическую надпись: «Тем, кто храбро сражается за отечество, боги помогут даже против самых страшных врагов».

 

 

 

 

Донателло. Давид. Бронза. 1430-1432. Высота 158

 

 

Статуя «Давида» принесла Донателло заслуженное признание. Заказы так и посыпались на молодого мастера. Для храма Ор Сан Микеле цех ткачей заказал статую «Святого Марка», а цех оружейников – «Святого Георгия». Попечительство собора – цех шерстяников «Лана», поручило изваять статую «Иоанна Евангелиста». Эти работы утвердили за Донателло славу лучшего скульптора города. В 1412 году в 26-летним возрасте его приняли в цех мастеров камня и дерева и братство святого Луки.

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (1447-1453)

Одной из самых значительных работ Донателло является воздвигнутая им в 1443—1453 годах в Падуе конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни, прозванного итальянцами Гаттамелата («Хитрая кошка»). Колоссальная бронзовая статуя кондотьера на соборной площади в Падуе считается первым конным монументом Ренессанса и родоначальником всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века.

Видимо, она сохраняет связь с традициями северо-итальянского надгробного конного монумента; недаром та часть нынешней площади перед собором Св. Антония (Санто), где она стоит, в XV веке была кладбищем. Но похоронен Гаттамелата в соборе, где находится и его скульптурное надгробие. Конный же памятник поставлен по решению венецианского сената, дабы увековечить «выдающуюся славу» падуанца, служившего Венецианской республике, венцом карьеры которого стал пост главнокомандующего войсками Венецианской республики, (статуя была отлита на средства вдовы и сына Гаттамелаты, так что это было целиком частное начинание). В целом он связан с гуманистической идеей прославления доблести современника, его гражданских заслуг. Поэтому естественным было обращение Донателло к античным образцам; причем Гаттамелата облачен у Донателло в доспехи римского императора. Недаром Микеле Савонарола писал вскоре после 1457 года о «Гаттамелате»: «... он восседает с замечательным великолепием, подобно триумфирующему Цезарю». Для человека Возрождения это была высшая похвала.

Донателло нашел решение, ставшее классическим для Возрождения. В ясности и компактности форм, четкой завершенности энергичного силуэта, спокойной посадке всадника и сдержанной силе поступи коня есть волевая собранность, героическая готовность. Вознесенный над площадью на своем 8-метровом постаменте, Гаттамелата подобен доблестному стражу с лицом сурово-задумчивого мудреца. В естественности и простоте этого памятника человеческая широта идеалов раннего Возрождения раскрывается так полно, как, может быть, ни в одном другом произведении Донателло.

 

Статуя Гаттамелаты логически замыкает «героическую» линию творчества мастера, в нем наиболее последовательно воплотился ренессансный идеал — идеал сильного человека, заслужившего своими героическими деяниями право на благодарность и память потомков.

Незабываем в своей выразительности властный образ Гаттамелаты. Подобно куполу Брунеллески, бронзовый всадник царит над городом, победно врезываясь в поднебесное пространство. Перенесенный в музей, этот монумент, со всех сторон одинаково замечательный, сохранил бы все свое художественное значение. Но в Падуе, на фоне неба, перед церковными куполами, он возвышается на своем массивном каменном постаменте именно так, чтобы своей мощью служить горделивым увенчанием всему, что под ним и вокруг.

Хотя кондотьер умер в семидесятилетнем возрасте, Донателло изобразил его в зрелом возрасте, полном сил, наделенным крепким умом и несгибаемой волей, уверенно сидящем на лошади. Глубокая человечность, внутреннее благородство, спокойное достоинство разлито во всем облике Гаттамелаты. В нем отразилась интенсивность жизни, богатство движения, острота и энергия пластической выразительности, какие были доступны до Вероккио лишь Донателло.

Левой рукой полководец поддерживает поводья, в правой у него жезл. Донателло облачил своего героя в античные доспехи, щедро украшенные декоративными фигурками путти, всадников и масками, голова, обнаженная на античный манер, – все это обращение к античной традиции.

Скульптору удалось придать облику Гаттамелаты и яркие индивидуальные черты - нос с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок - и некие общие черты, свойственные человеку его эпохи, скорее это обобщенный образ человека Возрождения, мужественного, уверенного в себе человека.

В конных монументах особенно трудной задачей является композиционное объединение горизонтали коня и вертикали всадника. Донателло блестяще справился с этой трудностью: он прибег к закругляющимся волютам луки седла, вплотную примыкающим к шее коня, к эфесу меча, также касающегося шеи, к движению рук, одна из которых держит повод, другая — командорский жезл, который опирается о гриву коня, и тем самым превосходно объединил всадника с лошадью. Для того чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло прибег к закругляющимся волютам луки седла вплотную примыкающим к шее коня, к эфесу меча, а также жезл в руке опирается о гриву коня. Стремена Донателло укоротил, чтобы ноги всадника не свешивались за пределы корпуса лошади, что позволяет сохранить в целостности силуэт мощного коня и подчеркнуть массивность его тела. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. На пьедестале мастер изобразил двери - с восточной стороны они приоткрыты, с западной — заперты, фигурки путти, а также подпись, что он делал не так уж часто: Opus Donatelli Flo.

Информация о работе Возрождение. Основные вехи и понятия эпохи Возрождения