Викторианский стиль одежды в современном субкультурном направлении "Стимпанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является реконструкция «картины мира» человека относящего себя к субкультуре стимпанка, по большей части через материальные составляющие культуры. Данная работа будет основана на стратегии описания субкультуры данной К. Соколовым.

Файлы: 1 файл

курсовая по стимпанку.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

Модной прической в  то время были локоны. Уложенные  вокруг головы, спускающиеся на плечи, заколотые в узел или присобранные на затылке.

Миддлвикторианский период был ознаменован трагическим  событием – смертью принца-консорта Альберта. Виктория, страстно любившая мужа, погрузилась в бездну скорби и траура. Она постоянно скорбела и оплакивала своего умершего супруга  и всё время одевалась только в черное. За ней последовал и  весь королевский двор, а затем, в  целом, и все общество. Однако же дамы сделали вывод, что в черном они выглядят крайне привлекательно и сумели извлечь выгоду из всеобщей скорби.

Женская одежда среднего викторианского периода была одним из самых неудобных  костюмов: жесткие корсеты, длинные  тяжелые юбки с многочисленными  складками, высокие, подступающие к  горлу воротнички. Мужская одежда была намного более комфортной.

Тем не менее, даже тогда, когда  в Англии велась борьба за реформу  женской одежды, женщины-путешественницы  упорно продолжали носить корсеты и  шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине  внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта  одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных  условиях.

60-е годы XIX века стали  переломными в истории развития  мировой моды, превратив ее в  настоящую индустрию. Столь значительные  изменения произошли во многом  благодаря изобретению швейной  машины, а также появлению искусственных  красителей. Одновременно возникло  и институционально оформилось  одно из основных направлений  развития современной моды –  от кутюр. Отныне модные тенденции  перестали быть некоей застывшей  и медленно меняющейся формой, превратившись в нечто гораздо  более динамичное и креативное.

Канула в лету знаменитая куполообразная юбка-кринолин, ей на смену  пришла гораздо более элегантная вытянутая форма. Впрочем, само понятие  «кринолин» задержалось в моде на достаточно продолжительный срок благодаря  необычайной популярности создателя  высокой моды Чарльза Ворта. Сам  Ворт считал кринолин достаточно громоздким и непривлекательным сооружением, но поскольку его имя прочно ассоциировалось  именно с этим аксессуаром, он продолжал  экспериментировать с формой, создавая все более изысканный образ. В  результате через несколько лет  верхняя юбка значительно приподнялась и была собрана в элегантные складки  чуть ниже пояса.

К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонта  и ему на смену пришли турнюры. Эксперименты с верхними и нижними  юбками буквально захватили практически  все слои английского общества. В  результате к 1878 году дамы весьма отдаленно  напоминали своих предшественниц ранневикторианского  периода. Тонкий изящный силуэт с длинным шлейфом окончательно победил массивные формы. Отныне дизайнеры стали обращать особое внимание на фигуры заказчиц, придавая последним желаемое изящество, что означало дальнейшее совершенствование мастерства кутюрье, который зачастую должен был превратить гадкого утенка в настоящую принцессу.

Кстати о кринолине. Свой подлинный смысл кринолин приобретает  только с 1850 года. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками.  До 1856 года под верхней юбкой носили еще шесть нижних юбок, по большей  части ручной работы, весьма сложной. Изготовление их было делом трудным  и требовало бесконечно много  времени. Это было связано с тем, что усовершенствованные швейные  машины начали применяться в парижских  салонах, в лучшем случае, около 1850 года. Повсеместно же эти машины были в  них заведены только в 1857 году. С 1859 года были введены искусственные  кринолины, где эластичные стальные обручи - технически модернизированное  воспоминание о бывшем райфроке с  его обручами — как бы рессорами  поддерживали более легкий современный  материал. Эта перемена повлияла не только на внешнее очертание платья, но изменила и сам характер одежды. Юбка приобрела новое, неожиданное  движение. Бывшие нижние юбки исчезли, а искусственный кринолин стал товаром, вырабатываемым машинами. Как только юбка расширилась до кринолина, сузились рукава лифа, которые в 40-х годах  уже тесно облегали руку, а сам  лиф стал дополняться широкой  оборкой у ворота, называемой «берте».

В моду снова вошли маленькие  шляпки, украшенные перьями и вуалетками; прически дамы предпочитали скромные – пучок или локоны, убранные по бокам во французские косы. Особо  раскованные дамы испытали на себе и первые модельные стрижки, но распространения  они пока не получили.

Поздний викторианский период.

Индустриализация идет  по планете семимильными шагами: уже  изобретены телефон и телеграф, проводятся опыты с вычислительными машинами, появился фотоаппарат «Кодак», отгремела  роскошная Всемирная выставка. Жизнь  стала динамичной и спешной, что отразилось и на модных веяниях. Именно в эту пору были изобретены знаменитые «блумеры» - широкие шаровары наподобие одежд гаремных невольниц, юбки стали уже, силуэт начал приобретать очертания, знакомые нам и сейчас. Турнюр и кринолин, хотя и носятся повсеместно, но постепенно выходят из моды, уступая место практичным строгим платьям (чаще всего из ателье), костюмам кроя «амазонка» и юбкам «русалка» ( узкий верх и пышный низ). Женщины в начинают стричься ; в моду входят завивка и челка.

Но все это касается в основном женщин обеспеченных, представительниц аристократии и буржуазии. Для дам  из низших классов одежда остается неизменной – закрытое  темное платье с глухим воротом самого простецкого  покроя, жесткий турнюр из дешевых  материалов, нещадно натирающий кожу даже через нижние сорочки, грубые («козловые») башмаки или туфли на невысоком  каблуке.

 

Характерно, что мужская  одежда с начала XIX в. почти не изменилась. Менялись только детали и материалы, но не покрой. От минувших эпох в обиходе остается только узорчатый цветной жилет. После 1875 года установился тип мужской одежды, который мы знаем и сейчас, - брюки, жилет и пиджак, всё из одного материала – солидных английских тканей.

В моду входит смокинг. Первоначально  его надевали в курительные салоны, а затем и при посещении  театров и ресторанов. Смокинг  носили преимущественно молодые  люди. Манжеты крахмалили так, что  на них можно было писать.

Кроме смокингов были ещё  и покерные куртки. Они отличались в крое;  прямой силуэт и петли  на три пуговицы. Шились из облегченной  ткани. Смокинги в основном были уличной  одеждой, а покерные куртки предназначались  для помещения. Мужские брюки викторианского фасона имели спереди глухой клапан, сбоку - разрез со шнуровкой, внизу – штрипки. У рубашек - высокие воротники и галстук.

Домашняя  одежда. Халаты шили из тонкого кашемира, подкладку  делали   из стеганого атласа. Также  для верха использовали  фланель, бархат.

В 1860-х годах был изобретен  знаменитый котелок, изначально предназначенный  для носки лакеями и клерками, но затем стремительно вознесшийся  до самых верхних слоев общества. Что ни говори, а компактный и  твердый головной убор с узкими полями был намного удобнее привычного цилиндра. Впрочем, оный тоже претерпел  изменения - некоторые модели цилиндров  стали складными.

Единственным украшением одежды остается игла в галстуке и  карманные часы с цепочкой. В верхней  мужской одежде появляется короткое, прямого силуэта пальто. Необходимой  составной частью нового костюма  становятся цилиндр и трость. Создается  тип скромно, но идеально одетого  мужчины. Цветовая гамма ограничивается темными (синим, коричневым, зеленым, черным) цветами. Рисунок ткани — клетка, узкая полоска. В летнем ассортименте допускались серый, белый и кремовый цвета. Основное внимание уделяется  совершенству покроя и обработке  костюма. Мужская одежда второй половины XIX века шьется из простых шерстяных  материалов, как и ее современные  аналоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стимпанк как современная субкультура

Стимпанк, паропанк (англ. steampunk, от steam — «пар» и punk — «протест», «конфликт») — направление научной  фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при  котором были в совершенстве освоены  технология паровых машин и механика.

Как правило, стимпанк подразумевает  стилизацию под эпоху Викторианской  Англии (вторая половина XIX века) и эпоху  раннего капитализма с характерным  городским пейзажем и контрастным  социальным расслоением. К «панковскому»  компоненту стимпанка относится  особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями  — похотью, гневом, тщеславием, алчностью  и завистью. Особое внимание авторы, пишущие в жанре стимпанк, уделяют  бытовым и физиологическим подробностям жизни главных героев.

Общий стиль стимпанка  зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим). Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря  комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме и т.д.

Эстетика стимпанка оказалось  настолько притягательна, что привела  к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также  как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской  эпохи с пристрастием к современным  технологиям.

Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин — подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин — крупные, грубые металлические  заклепки на одежде, ботинки на высоких  каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк — атмосферные  мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.

Стимпанк не остался «жанром  в себе» и вторгся в нашу повседневную жизнь субкультурой смешанного Викторианского стиля и современных технологий. Чем так привлекателен стимпанк? В первую очередь, своей доступностью. Прибавьте сюда романтический ореол, который окружает век общечеловеческой наивности, веры в торжество разума над природой, и увидите благодатную почву для массового эскапизма - ухода от реальности в воображаемый мир, прочь от серых и унылых будней.

Стимпанк, как и киберпанк, циничен и антиутопичен, его герои – марионетки собственных страстей. Вот только стимпанк гораздо ближе и понятнее нам. В мирах стимпанка современным, возможным и невозможным технологиям подыскиваются аналогии, работающие на пару или с самым-самым грубым применением электричества. Например, доктор Франкенштейн сделал киборга благодаря энергии молнии. Робота легко представить заводным механическим аппаратом, основу которого составляет паровой котел.

В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая  под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что  сейчас называют «стимпанком», можно  условно поделить на две большие  категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.

Альтернативно-исторический стимпанк стилизуется под мир 19 —  начала 20 веков и сознательно  противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи. Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории, и ее преемника Эдуарда.

Образчиком служат комиксы  Алана Мура и Кевина О’Нила о  Лиге выдающихся джентльменов, а также  одноименная экранизация Стивена  Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки  и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны  — преступное сообщество доктора  Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка  отлично передан в цикле детской  фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.

Паровые технологии могут  преобладать благодаря естественному  ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий  изобретатель Томас Эдисон открыл новые  свойства эфира, благодаря которым  удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое  пространство. А после того, как  на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.

Еще одна модель— стилизация под Америку периода покорения  Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал «Wild Wild West», послуживший  основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и  нескольких серий комиксов. Лихой  стрелок Джим Уэст и новатор-технарь  Артемиус Гордон выполняют задания  президента США, постоянно сталкиваясь  с властолюбивыми и алчными негодяями. Чуть менее известны телесериалы  «Приключения Бриско Каунти-младшего»  и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с  чокнутыми изобретателями, которые  то реактивный паровоз построят, то супербомбу. А в «Легенде» автор  грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет  борьбу с разными злодеями, для  чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла  «Назад в будущее». В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов.

Второе течение — фэнтезийный  стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление  во многом граничит с технофэнтези.

Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился  к классическому киберпанку. Его  герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе. Техника в Нью-Кробизоне  экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя.

В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется  магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Среди  подобных произведений можно упомянуть  аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию  компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую  игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games) —смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать  магический или технологический путь развития.

Информация о работе Викторианский стиль одежды в современном субкультурном направлении "Стимпанк"