Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:22, реферат

Описание работы

Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в исследованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.

Файлы: 1 файл

2 ДОСУГ.docx

— 17.57 Кб (Скачать файл)

 Виды досуговой  деятельности, разнообразие форм  воспитательной работы в структуре  досуга

Многообразные виды досуговой  деятельности раскрыты в исследованиях  Э.В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его  мнению, отдых снимает усталость  и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного  равновесия. Он может быть пассивным  или включать различные уровни и  степень активности. Развлечение  как досуговая деятельность имеет  компенсационный характер, исполняет  роль психологической разрядки, эмоциональной  разгрузки, обеспечивает человеку смену  впечатлений.

Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает  прошлое и настоящее путем  торжественного по преимуществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой  срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого  выражения чувств.

Самообразование как досуговая  деятельность согласно мнению Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к  ценностям культуры. Повышая общую  культуру личности, образовательная  деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий  уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным и универсальным  потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении  окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать  новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень  – от потребителя духовных ценностей  до их создателя.

Все перечисленные виды досуговой  деятельности тесно связаны между  собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют  завершающие функции, позволяя в  полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.

С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности подростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.

Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.). Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.

Остановимся на понятии «формы воспитательной работы». В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В  словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и  внешнее сочетание, и установленный  образец, и др.

Для того чтобы разобраться  в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному  замыслу.

В педагогической теории и  практике существуют различные подходы  к классификации форм воспитательной работы. Остановимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим  признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для  воспитанников с целью непосредственного  воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные  признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.

К второй группе форм воспитательной работы относятся так называемые дела. «Дела» – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно  организуемая в коллективе воспитанников  с целью отдыха, развлечения, обучения.

Прежде чем говорить о  классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что  отличает одну форму от другой, т.е. определить признаки формы.

Такими признаками могут  быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

По времени  проведения все формы можно разделить на:

– кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

– продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

– традиционные (регулярно  повторяющиеся).

По времени  подготовки бывают экспромтные формы, т.е. проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.

По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

– организаторами детей  выступают педагоги, родители и другие взрослые;

– деятельность организуется на основе сотрудничества;

– инициатива и ее реализация принадлежат детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

– результатом является информационный обмен;

– результатом является выработка общего решения (мнения);

– результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

– индивидуальные (воспитатель – воспитанник);

– групповые (воспитатель – группа детей);

– массовые (воспитатель  – несколько групп, классов).

Невозможно перечислить  и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы, поэтому мы остановимся более  подробно на массовых (коллективных) формах воспитательной работы, которые являются наиболее распространенными в организации  досуговой деятельности детей и  подростков.


Информация о работе Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досуга