Творческие способности детей по средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Во всех группах детского сада ставятся общие педагогические задачи, которые усложняются с возрастом детей :
1.Развивать творческие способности детей по средством изобразительной деятельности:
-формировать сенсорные способности ;
-формировать целенаправленное аналитеко- синтетическое восприятия изобразительного предмета;
-формировать обобщённое представление об однородных( деревьев) и сходных способов их изображение;
-обучать техническим приёмам и способам изображения в рисовании деревьев;
-формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе полученных знаний, опыта и воображение для создание самостоятельных работ , вносить инициативу в замысел, форму, содержание изображаемого.
2.Развивать познавательную активность детей с целью:
-воспитывать стремления к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
-поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающем миром .
3.воспитывать культуру деятельности:
-создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;
-осуществлять индивидуальный подход к детям ;
-вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности и возможности использовать их работ в повседневной жизни;
- воспитывать интерес к изо деятельности друг друга , умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь .
Во второй младшей группе стоит основная задача по рисованию – обучение детей форма образующими движениями. Благодаря которым дети овладевают умением изображать предметы окружающего мира.
Изображения предметов передаётся линией контура . Поэтому учим детей рисовать различные линии, движениями руки, различными по силе наклона, размаху, длительности. Осваивание умений рисовать дерево из частей разной величины (ствол, ветви).Учим сохранять направления движения руки по прямой ( прямые линии) , рисования линицй в разных направлениях .

Файлы: 1 файл

контролка по изо.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

 В старшей  группе расширяется техника рисования  карандашами и красками. Наряду  с цветными карандашами детей  учат использовать простой графитный  карандаш. Он применяется для  создания контура (подготовительного  рисунка) с последующим закрашиванием  красками, цветными карандашами; при  рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и  т.п. Для этого лучше всего использовать  карандаши 2М.

 Дети в  этой группе должны усвоить  несколько правил пользования  простым графитным карандашом: рисовать  им нужно легко, линии проводить  только один раз. Тогда неправильно  нарисованное можно исправить, и  после закрашивания это не  будет заметно.

 Простым  карандашом нужно прорисовывать  только самое главное, без мелких  частей и деталей. Привыкнув работать  цветными карандашами, дети часто  нарушают это правило и сначала  все мелкие детали прорисовывают  простым карандашом, а затем обводят  цветными. На рисунок затрачивается  больше времени, и он выходит  грязным из-за прорисовки цветными  карандашами по графитному [7].

 Не следует  разрешать детям закрашивать  отдельные части изображения  простым карандашом (например, туфли  куклы или девочки, волосы и  т.п.), от этого рисунок пачкается  в тех местах, где цветной карандаш  соприкасается с простым.

 Впервые  в старшей группе дети получают  для рисования акварельные краски. В конце года можно показать  детям прием рисования акварелью  по сырому слою. Делается это  так: перед рисо­ванием весь лист  бумаги протирается влажным ватным  тампоном, но так, чтобы вода не  текла с листа, и не образовывалось  водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно, не дожидаясь, когда  бумага просохнет. Для начала  лучше дать простые задания  декоративного характера, например, «ткань кукле на платье». В  этом случае рисунок не требует  четкого контура и может слегка  растекаться. По сырому слою дети  наносят листочки, пятнышки, линии, несложные цветы. Краска слегка  растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы  цвета. Позже можно предложить  покрыть лист подцвеченной водой. Хорошо подобранные к цветному  фону краски позволят создать  рисунок красивой гаммы. Когда  дети овладеют способом рисования  по влажному фону, можно предложить  создать сюжетную композицию  на тему «Ранняя весна», «Весенний  дождь» и др.[6].

 В старшей  группе совершенствуются и обогащаются  приемы рисования акварелью. Наряду  с уже известными приемами  можно к концу учебного года  научить детей покрыванию большого  пространства листа цветом способом  размывки. Делается это так: в  верхней части закрашиваемой  плоскости проводится полоса  насыщенного цвета, а затем она  размывается смачиваемой в воде  кистью быстрыми движениями к  низу. Вода для размывания должна  быть чистой. При этом надо  не забывать чаще смачивать  кисть в воде (размывка сухой  кистью не получится) и проводить  линии сверху вниз от левой  части листа к правой, без просветов.

 Все названные  умения применяются различно  в зависимости от решения изобразительной  задачи, использование их позволяет  достигать не только отчетливости  изображения, но и выразительности  рисунков, характеризующей творчество  того или иного ребенка.

 Фон для  последующего создания изображения  может быть подготовлен разными  способами:

 покрывание  листа бумаги акварелью того  цвета или оттенка, который более  всего подходит к теме; может  быть подготовлена бумага нескольких  цветов и оттенков для одной  темы (например, для создания картины  золотой осени можно подготовить  фон светло-желтого, светло-оранжевого, охристого и других оттенков, а для аквариума — голубого, сиреневого, зеленоватого и т.п.);

 фон может  быть создан акварелью способом  размывки (с постепенным высветлением  основного цвета путем обмакивания  кисти сначала в краску, а потом  в баночку с водой);

 вливание  цвета в цвет при рисовании  акварелью (делается это так: сначала  набирается, например, светло-синего  оттенка акварель, вверху листа  проводится широкая линия, затем  кисть промывается и набирается  другая краска желаемого оттенка  и, не дожидаясь высыхания предыдущей  линии, вплотную с ней проводится  линия кистью, сырые линии сливаются  и т.д.);

 фон может  быть подготовлен путем покрывания  листа пыльцой от разноцветных  школьных мелков с помощью  ватного тампона (потереть тампоном  кусочек мела, а затем протереть  этим тампоном бумагу — так  можно создать и одноцветный  фон и фон разноцветный);

 можно  создать фон пастелью. Для этого  следует положить палочку пастели  во всю ее длину на бумагу  и, держа ее посередине, легко  проводить ею широкие линии. И  в этом случае можно подготовить  фон одноцветный и разного  цвета, меняя цвета пастели;

 можно  применять технику набрызга, используя  для этого щетинную кисть или  старую зубную щетку.

 Для фона  могут быть использованы готовая  цветная бумага, цветные обои  и другая бумага. И способы  создания фона можно разнообразить [4].

 У детей  пяти-шести лет довольно хорошо  развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие  признаки, присущие предметам одного  вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от  другого.

 Эта задача  осуществляется, начиная с первого  квартала, например, в изображении  разнообразных деревьев. Каждое  дерево имеет вертикально направленный  ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и  детьми старшей группы. В старшей  группе их учат видеть и  рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки  несколько своеобразны: у елки  ствол постепенно суживается  кверху и заканчивается тонкой  острой верхушкой, а у лиственных  тоже суживается, но вверху разветвляется  и заканчивается множеством мелких  ветвей; у березки толстые ветки  идут вверх, а тонкие длинные  свисают вниз, а у липы тонкие  веточки расположены параллельно  земле.

 Есть деревья  согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть  это разнообразие и передать  в рисунке развивает у детей  способность создавать выразительные  образы природы.

 Овладеть  техникой рисования, всеми входящими  в нее навыками и умениями  дети могут только в том  случае, если в каждой возрастной  группе они получают определенный, указанный для этой группы  объем навыков и умений.

 Важно  отрабатывать только те навыки, без которых невозможно решение  изобразительных задач, указанных  в программе этой группы и  составляющих базу для формирования  других навыков и умений, необходимых  для решения задач в последующих  группах и для развития детского  творчества.

 

4.  Средства выразительности в детских  рисунках.

У младших дошкольников не сформированы специальные умения наблюдать, нет изобразительных умений, нет графических умений , поэтому рисунки отличаются схематизмом , простотой передачи формы, цветового решения. Чаще всего выполненные по шаблону, образцу.

 В старшем  дошкольном возрасте детьми уже осознанно передаются признаки и характер изображения, что важно для создания яркого, полноценного образа. Дети стараются проявлять фантазию творчество. Для определения уровня выразительности образа в рисунке детей мы можем выделить ряд критериев для оценки созданных детьми изображений.

Основой для создания выразительного образа  является умение наблюдать , обследовать предмет. Если ребёнок не умеет этого, то рисунки их отличаются неумением передать форму, слабым , неуверенным характером линий, неумением выделять главную часть предмета, не замечать второстепенные детали , цвет, передать пропорциональное соотношение частей, незаконченным качеством изображения.

Поэтому что бы научить детей рисовать выразительно , необходимо научить детей структурным компонентом деятельности наблюдения: умение принять и поставить задачу, умение выделять и называть изобразительные признаки предметов, обобщать предметы по признаку форм. Эти задачи можно решать во всех видах деятельности.

На занятиях по  изобразительности используются помощники изобразительно- выразительных средств для каждого этапа. На первом этапе основным выразительным средством рисунка являются форма предмета, связанная с созданием образа, поэтому предусматривается формирование умения использовать алгоритм деятельности наблюдения, методика которого строилась сначала на рассматривании предметов и объектов. Детям объясняется  значения алгоритма в деятельности наблюдения  и значение образца сенсорного  обследование предметов с использованием моделей. Использование моделей в процессе обследование способствуют активности детей, разнообразить обследовательские действия, даёт возможности усовершенствовать учебные умения.

На втором этапе доминирующим выразительным средством является форма объектов и их цвет. В обследование и изображения включаются объекты более сложной конструкции. Закрепляются умения использовать алгоритм наблюдения объекта с применением   цвета и формы.

На третьем этапе закрепление знаний о средствах выразительности : форме, цвете, обобщение и сравнение предметов по признаку форм и цвета. Умение устанавливать сходства и различия в предметах. У детей формируется умение  представлять будущий образ и способы его создания.

Для решение этих задач детям предлагают творческие задания,  дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление представлений о последовательности изображения , способов изображения, о реалистической передаче формы и её признакам .

На следующим этапе у детей формируется умения рассматривать произведения живописи , графики, умения определять средства выразительности с помощью которых художник создал образ, передал эмоциональное отношение к нему.

Основным средством выразительности в живописи является  рисунок- пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности объекта, с помощью разнообразных выразительных средств.

Последовательно проходя все этапы формировании выразительности в рисунки дети постепенно осваивают сложные изобразительные задачи- осознано использовать различные средства выразительности образа( форма, размер, динамика, цветовая характеристика). Дети в рисунках отражают  свои наблюдения то , что их волновало. Содержание рисунков становится богаче.    

Таким образом , целенаправленное , планомерное наблюдения , обследование объектов и явлений отражается на формировании художественного восприятия детей, выразительность их работ , развивает творческие способности .

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. . Сакулина  Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: 1965.

2. Казакова, Р.Г. Актуальные проблемы теории и  методики изобразительной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГПИ, 1985. – 71 с.

3.Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного  творчества // Развитие теории дошкольного  образования. - М.: МПГУ, 1998. - С.114-115.

4.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А Куликова. — М.: 2000. — 416 с.

5.Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике  рисования. - М.: 2007. – 204с.

6. Комарова, Т.С. Техника детского рисунка // Дошкольное  воспитание. 1964. № 9. - С. 45-49

7. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: 1964.

8. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977.

9. Маршак Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. Мн.: 1964.

 10. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: 1979

 11. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усво¬ения социального опыта. — М.: 1981.

12. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ - основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

 


Информация о работе Творческие способности детей по средством изобразительной деятельности