Творческие способности детей по средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Во всех группах детского сада ставятся общие педагогические задачи, которые усложняются с возрастом детей :
1.Развивать творческие способности детей по средством изобразительной деятельности:
-формировать сенсорные способности ;
-формировать целенаправленное аналитеко- синтетическое восприятия изобразительного предмета;
-формировать обобщённое представление об однородных( деревьев) и сходных способов их изображение;
-обучать техническим приёмам и способам изображения в рисовании деревьев;
-формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе полученных знаний, опыта и воображение для создание самостоятельных работ , вносить инициативу в замысел, форму, содержание изображаемого.
2.Развивать познавательную активность детей с целью:
-воспитывать стремления к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
-поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающем миром .
3.воспитывать культуру деятельности:
-создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;
-осуществлять индивидуальный подход к детям ;
-вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности и возможности использовать их работ в повседневной жизни;
- воспитывать интерес к изо деятельности друг друга , умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь .
Во второй младшей группе стоит основная задача по рисованию – обучение детей форма образующими движениями. Благодаря которым дети овладевают умением изображать предметы окружающего мира.
Изображения предметов передаётся линией контура . Поэтому учим детей рисовать различные линии, движениями руки, различными по силе наклона, размаху, длительности. Осваивание умений рисовать дерево из частей разной величины (ствол, ветви).Учим сохранять направления движения руки по прямой ( прямые линии) , рисования линицй в разных направлениях .

Файлы: 1 файл

контролка по изо.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

 На четвертом  году жизни начинается отработка  навыков сохранения направления  движения по окружности и по  прямой. Этого требует рисование  предметов округлой формы, прямых  линий и состоящих из них  предметов, а также предметов  прямолинейного контура. При отсутствии  целенаправленного формирования  умения изменять направление  движения под углом дети не  могут нарисовать предмет прямоугольной  формы. Они не делают остановки  на углах, чтобы сразу изменить  направление движения, а продолжают  его, постепенно скругляя углы. Иногда  получается 1-2 угла, если дети смогли  остановить движение и продолжать  его снова, изменив направление. Но остановка на углах и  резкий поворот движения, очевидно, случайны, так как дети не могут  осознанно повторить их при  рисовании всей формы: все последующие  углы скругляются, и получается  неправильная округлая формата  не прямоугольная. Это свидетельствует  о том, что дети не могут  еще достаточно произвольно управлять  своими движениями. Они делают, как  получится. Очевидно, здесь отрицательно  сказывается ранее отработанный  двигательный навык слитного  безостановочного движения (рисование  округлых форм), который мешает  формированию нового. Перестройка  характера движения происходит  не сразу: требуется некоторое  время, пока дети усвоят новое [3].

 Учитывая  сложность формообразующего движения, требующего координации движения  руки и зрительного контроля, целесообразно вначале обучать  детей способу раздельного рисования  сторон прямоугольной формы, фиксируя  остановку на углах и поворот  движения словом, например: «Сторона, остановились; еще сторона, остановились...»  и т.д.

 Навык  удержания направленности движения  по прямой необходим и для  овладения закрашиванием (по прямой  сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих  навыков продолжается вплоть  до школы.

 Закрашивание  рисунков — сложное комплексное  умение, требующее целого ряда  навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения  движения, произвольного прекращения  движений в нужной точке, удержания  направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании  в одном направлении), регуляции  силы нажима на карандаш. При  закрашивании рисунков включаются  движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только  пальцы (при закрашивании мелких  частей изображения), иногда вся  кисть, а иногда и предплечье (при  закрашивании более крупных частей  и изображений).

 Все эти  движения и двигательные навыки  уже начали складываться при  изображении предметов; с появлением  в программе требования закрашивать  рисунки (на 4 году) названные выше  навыки, постепенно отрабатываясь, включаются в это умение.

 С введением  закрашивания возникает задача  сразу формировать дифференцированные  движения при работе с карандашом  и кистью, учитывая различие этих  инструментов и различное положение  руки при рисовании.

 Обучение  правильным приемам закрашивания  карандашом и кистью осуществляется  и в следующей группе.

 Постепенно  овладевая техническими навыками, определенными для этой возрастной  группы, дети все более свободно  и правильно решают изобразительные  задачи.

В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью. Здесь эти навыки становятся более сложными.

 Изобразительные  задачи, которые дети решают в  этой группе, требуют формирования  более осознанного умения менять  положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах  рисования. Так, широкие линии рисуются  краской при наклонном положении  кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование  точек (декоративное рисование) и  мелких деталей изображения, а  также рисование более тонких  линий может быть осуществлено  концом кисти, при этом кисть  следует держать вертикально, касаясь  бумаги лишь кончиком ворса. Дети  в процессе рисования часто  забывают об этом и держат  кисть наклонно. Тонкая линия  не получается. Напоминание педагога  помогает действовать верно и  получить хороший результат [3].

 Положение  карандаша в руке при рисовании  тоже может меняться; например, при  закрашивании его держат по  отношению к листу бумаги более  наклонно, пальцы вытягиваются по  палочке карандаша, ладонь повертывается  к бумаге. При этом грифель  дает более широкие штрихи, и  рисунок закрашивается быстрее.

 Для решения  ряда изобразительных задач необходимо  обучить детей рациональным приемам  рисования прямых вертикальных  и горизонтальных линий. Умение  правильно рисовать эти линии  очень важно, так как из их  сочетания строится изображение  многих предметов; кроме того, рисование  их развивает ориентировку на  листе бумаги, умение сохранять  правильное направление линий. Это  умение необходимо при рисовании  любых предметов прямолинейных  очертаний (разнообразные здания, машины, детские постройки и т.п.).

 Наиболее  правильными и эффективными являются  такие способы проведения линий, которые обеспечивают не только  удобное, устойчивое движение руки. При рисовании линии карандашом  и кистью, но и возможность  зрительного контроля за проведением  линии на всем ее протяжении. Этому, безусловно, отвечают способ  рисования вертикальных линий, когда  рука с карандашом движется  сбоку линий, и способ рисования  горизонтальных, когда рука с  карандашом движется слева направо  внизу линии. (При рисовании этих  линий краской способ движения  руки будет иным: кисть надо  вести по ворсу.) Такие способы  дают возможность контролировать  линию по длительности, что важно  не только для изображения  самой линии, но и любых предметов, состоящих из прямых линий; обеспечивают  правильную передачу пропорций  сторон изображаемого предмета.

 Сразу  после объяснения и показа  способа рисования вертикальных  прямых у детей спрашивают, где  должна быть рука при рисовании. Затем им предлагают показать  в воздухе положение руки с  карандашом, правильное движение  и только после этого разрешают  рисовать.

 Однако  когда предлагают поставить руку  с карандашом на бумагу так, как надо для рисования линий  сверху вниз, многие дети старшей  группы часто ставят руку неправильно: впереди линии. Это свидетельствует  о том, что осознание движения  опережает процесс формирования  навыка: дети могут правильно  обозначить движение словом, но  само движение еще не сформировано, что и приводит к ошибкам.

 При рисовании  вертикальных линий рука ребенка  чаще всего движется свободно, уверенно. При рисовании горизонтальных  линий ее движения более напряженны  и скованны, как правило, движется  не только рука, но и все  тело. Причина указанных различий  при проведении вертикальных  и горизонтальных линий, вероятно, заключается в том, что движение  в направлении сверху вниз  по отвесу более естественно, и ребенку легче сохранить  направление, проследить движение  взором. Этим навыком дети уже  начинают овладевать в первоначальный  период рисования. Ведение линии  слева направо по горизонтали  требует как навыка равномерности  движения при закрепленном положении  руки, так и зрительного контроля  за направлением движения.

 В средней  группе необходимо отрабатывать  ряд навыков, входящих в умение  правильно и красиво закрашивать  рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности  движений (в одном направлении), навык  своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины  закрашиваемой поверхности).

 В этой  группе важно продолжать учить  изменять направление движения  в зависимости от направленности  линий контура изображаемых предметов. Вместе с тем это умение  усложняется в связи с задачей  изображения предметов прямолинейной  и округлой форм разного характера (прямоугольных, квадратных, треугольных, круглых, овальных) [6].

 Так, движение  руки при рисовании овала отличается  от движения руки при рисовании  круга по направлению. Чтобы нарисовать  предмет овальной формы, необходимо  овладеть навыком изменения направления  движения (переход от движения  по одной дуге к движению  по другой дуге): вначале идет  равномерное закругление, затем  закругление приостанавливается, дуга  несколько выпрямляется, потом снова  движение переходит в, равномерное  закругление и снова выпрямляется. Усвоение этого умения происходит  нелегко. Не умея плавно изменить  направление движения, некоторые  дети делают резкую остановку  и после этого меняют направление: смена направления движения под  углом дает прямоугольную форму  с углами, но не овал. На это  следует обращать внимание при  обучении детей.

 

 Как правило, в средней группе дети рисуют  только цветными карандашами  и гуашью. Однако сейчас в программу  этой группы стали включать  и цветные восковые мелки. Дети  легко осваивают их и рисуют  ими с большим удовольствием. Мелки мягкие и оставляют на  бумаге широкую фактурную линию. Цветными восковыми мелками дети  создают рисунки на разные  темы: «Елочки зимой в лесу», « Осенний лес» . и т.п.

В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью.

 В основном  дети должны научиться по-разному  держать карандаш и кисть при  различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей  рисунка карандаш может быть  больше наклонен к бумаге, благодаря  чему получаются более широкие  штрихи, позволяющие закрасить рисунок  быстрее. При рисовании мелких  деталей удобнее держать карандаш  почти вертикально, чуть ближе  к концу, чем обычно. При рисовании  широких полос и мазков кистью  ее нужно держать наклонно  к бумаге, а тонкие линии и  точки рисовать концом ворса  при вертикальном положении кисти  — перпендикулярно по отношению  к бумаге. Отработка этих приемов  способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного  изменения его по мере надобности.

 Однако  формирование умения свободно  владеть карандашом возможно  только в том случае, если в  предшествующих группах детского  сада детей научили правильно  держать карандаш.

 Если же  цветные мелки вводятся лишь  в старшей группе, то указанное  занятие следует провести в  начале года, когда повторяются  и закрепляются формообразующие  движения, усвоенные детьми в  средней группе [3].

 Одно из  средств выразительности рисунка  — использование линий разной  интенсивности. Это достигается  регуляцией силы нажима на  карандаш. Отработка этого навыка  очень важна, но было бы неверным  с самого начала добиваться  от всех детей одинаковой силы  нажима. У детей в более младших  группах более целесообразно  оставить ту силу нажима, которая  им свойственна, и устранять лишь  отступления от нормы: слишком  сильный нажим, рвущий бумагу, или  слабый, дающий невидимые на бумаге  линии.

 В старшей  группе необходимо начинать учить  проводить легкие линии, так как  это позволяет находить нужную  форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе детей нужно  учить произвольной регуляции  силы нажима, использовать нажим  как средство для получения  нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст  детям возможность при закрашивании  рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков  одного и того же цвета, получать  линии контура разной интенсивности.

 Умение  регулировать силу нажима на  карандаш формируется и при  создании контура рисунка простым  карандашом, и при закрашивании  рисунков, когда специально ставится  задача передать оттенки цвета.

 В старшей  группе будет отрабатываться  и ритмичность при повторности  однородных движений. Особая роль  в этом принадлежит декоративному  рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на  ритмическом повторении элементов  узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев).

 В старшей  группе должен быть окончательно  усвоен навык сохранения движения  в определенном направлении. Совершенствуется  и усложняется умение изменять  направление движения в соответствии  с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача  изображения предметов более  сложного контура, чем в предшествующих  группах. Для этого необходимы: различные  повороты движения, изменение направления  движения, большая точность перехода  от движения в одном направлении  к движению в другом направлении (переход от движения по прямой  к движению по дуге и переход  от движения по одной дуге  к движению по другой дуге).

 В этой  группе должны быть окончательно  сформированы движения, направленные  на изображение предметов округлых  и прямолинейных форм разного  характера (круглых, квадратных, треугольных, разных по величине; овальных, прямоугольных, трапециевидных, разных по пропорциям).

 Передача  простейшего строения предметов  и различного пространственного  положения частей требует разнообразных  поворотов рисующей руки.

 В старшей  группе дети изображают несколько  предметов, находящихся в разном  положении: на одном рисунке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики  ставятся на длинную и на  короткую грани и т.д. Кроме  того, дети рисуют предметы более  сложного строения, чем в предшествующей  группе (птицы, животные, человек). Изображение  этих предметов появлялось и  раньше, но оно было схематичным, передающим лишь некоторые части.

 Изображение  пространственных свойств предметов  требует умения соразмерять движения  с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.) [4]. Отработка этих умений должна  начинаться в старшей группе, так как возникает задача передавать  относительную величину предметов  и их частей. В какой-то степени  это умение уже начало формироваться  при рисовании круга и овала, но в средней группе это  происходило только в кинестезическом  плане, как различие движений  при рисовании. В старшей группе  данное умение связывается с  усвоением некоторых знаний о  пропорциях предметов. Не умея  произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать  это движение по длительности. Вот почему умению подчинять  движение соразмерению отрезков  и частей изображения начинают  учить в старшей группе, когда  ряд способов формообразующего  движения уже усвоен, так как  умению, которое только начинает  отрабатываться, надо уделить особое  внимание.

Информация о работе Творческие способности детей по средством изобразительной деятельности