Теоретические основы факторов, определяющие выбор типа структуры урока в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Идея классно-урочной системы обучения была сформулирована великим чешским педагогом Я.А. Коменским. Ее прогрессивный потенциал не исчерпан до настоящего времени. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы факторов, определяющие выбор типа структуры урока в начальной школе.
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах.
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании
1.3 Значение нестандартных уроков в формировании личности младших школьников
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе.
2.1
2.2
ВЫВОД.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории и методике ИЗО.ВВОДНО -инф-е уроки.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Урок вносит определенную четкость, упорядоченность  в работу школы, обеспечивает условия  для воспитания детей в духе организованности и дисциплины.

Урок стимулирует  другие формы обучения: практические занятия, индивидуальную работу, домашнюю работу детей. Вместе с тем все  эти формы, находясь в тесной связи  с уроком, влияют на его построение и проведение.

Продолжая поиск  путей совершенствования урока, советская дидактика не рассматривает его в качестве универсальной формы обучения и стремится к органическому сочетанию урока с другими формами обучения.

Следует отметить, что преимущество урока как формы  организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

1) благоприятные  возможности для сочетания фронтальной,  групповой и индивидуальной работы;

2) позволяет  учителю систематически и последовательно  излагать материал, управлять развитием  познавательных способностей и  формировать научное мировоззрение учащихся;

3) стимулирует  другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и  домашнюю;

4) на уроке  ученики овладевают не только  системой знаний, умений и навыков,  но и самими методами познавательной  деятельности.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся

Несмотря на малую длительность, урок сложный  и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в  конечном итоге зависит общее  качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.

Создание методического  проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Усвоение логически  завершенной части содержания курса  осуществляется в процессе взаимосвязанной  деятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание и развитие.

Урок требует  постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.

Урок как  основная форма органично дополняется другими формами организации педагогического процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Современная педагогика относит к уроку, как основной форме организации учебно-воспитательного  процесса в школе, следующее:

- требования, предъявляемые к современному уроку, его содержательные взаимосвязи с предшествующими уроками, место каждого урока в теме, разделе, курсе;

- образовательно-воспитательные  и развивающие цели каждого  урока и системы уроков;

- дидактическое  оборудование урока;

- планирование  системы уроков по теме, разделу  курса, проблемам, отражающим  этапы развития определенной  системы или процесса общественной  жизни;

- типы уроков, нестандартные уроки, различные  точки зрения на типологию  уроков в методической литературе, а также факторы, обуславливающие целесообразность выбора типа урока;

- подготовка  учителя к уроку, тематическое  планирование, план-конспект;

- организация  познавательной деятельности учащихся  на уроках различных типов,  особенности уроков в младших  классах;

В вышеизложенном отражены принципиальные вопросы, относящиеся  к разделу об уроке, хотя возможны и варианты.

 Все вышеперечисленное  выше позволяет сделать вывод  об актуальности проблем современного  урока и показывает, что урок, будучи целостной системой, не является застывшей категорией педагогики.

 

 

1.2. Роль нетрадиционного  обучения в образовании

Значимость указанных  выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем  обстоятельством, что сама по себе учебная  деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

 

Урок ИЗО можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков ИЗО создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании ИЗО. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения ИЗО в школе.

 

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы  знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей  образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

 

Применение  нетрадиционных форм уроков, в частности урока-путешествия, урока-беседы– это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. [20 с. 43]

 

На нетрадиционных уроках активизируются психические  процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: «Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями».

 

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

 

По мнению И.И. Макарьева: «школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному». Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения. [13 с. 212]

 

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, например, достаточно ярко воспитательную сущность урока –  игры показывает В.М. Букатов: «Для педагога, работающего в социоигровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социоигровой педагогике не «передача знаний», а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной. Тривиальный стиль обучения открывает ученикам глаза на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеках, в подвале. «Лучше там, чем нигде!» - считают юные представители грядущего поколения. Лучше в счастье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если – в стенах школы! Во время урока! Легально! На дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства…». А на уроке, где присутствует игровое действие, «именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и «обретения себя».[5 с.90]

 

Немаловажное  значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе.

Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно  возрастают, если к организации учебной  деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость  учебы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей в решении проблем учебы детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые под ходы к обучению и воспитанию ребенка.

Назовем некоторые  способы взаимодействия педагогов  и родителей при решении учебных  проблем:

 

совместное  изучение особенностей и способностей детей;

 

выявление проблем  ребенка в учебе и поиск  способов их решения привлечением других педагогов и самого ученика;

 

составление программы  развития ребенка (на перспективу, например, подготовка к поступлению в соответствующее  учебное заведение; развитие конкретного  качества, например, самостоятельности  и т.д.);

 

обсуждение, анализ учебных достижений ребенка, коллектив, класса, совместно с родителями (в конце четверти, по итогам года);

 

знакомство  педагогов с учебными планами, образовательным  стандартами, требованиями, которые  предъявляются к учащимся, согласование этих требований;

 

изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;

 

совместное  обсуждение режимных моментов в организации  учебного процесса.

 

Педагогу важно  организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью  можно использовать выполнение семейных заданий при: изучении темы или при подготовке к конкретному уроку, занятию. Результаты представляются учениками на одном из уроков при изучении соответствующей темы.

 

В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

 

подготовка  методических материалов к уроку;

 

выступление на уроке родителей специалистов по изучаемой проблеме;

 

организация родителями экскурсий на предприятие и т.д.

 

Детям могут  предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

 

В практике получила распространение такая форма, как  проведение открытых занятий для  родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения учащихся, которые целесообразно знать родителям при оказании помощи детям в учебе; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка. В зависимости от доминирующей цели и выбирается структура занятия, но в любом случае учитель продумывает, как показать с лучшей стороны детей, особенно обратить внимание на тех, чьи родители присутствуют на уроке.

Информация о работе Теоретические основы факторов, определяющие выбор типа структуры урока в начальной школе