Театральная и музыкальная жизнь России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:04, доклад

Описание работы

Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.

Файлы: 1 файл

театр и муз жизнь России.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ,

Огромную роль в культурной жизни  России продолжает играть театр. Как  и для литературы, для театральной  жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый  импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.

Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в  Москве. Его основателями были К.С. Станиславский  и В.И. Немирович-Данченко -- крупнейшие театральные режиссеры и теоретики. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др. Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически настроенной, нежели петербургская. Нужно оказать, что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причем отрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов, и новых литературных течений, например, В.Я. Брюсов.

Начинают  работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся  в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписала яркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра был В.З. Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М. Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке лермонтовского "Маскарада" даже в вечер Октябрьского вооруженного восстания. На принципах "новой театральности" в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-хгг. Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известными являлись "Бродячая собака" и "Летучая мышь", ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы. В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. "Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра", - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В. Собинов и Н.В. Нежданова.

Всемирно  известным становится русский балет. Яркими представителями отечественной  школы классического танца были М.Ф. Кшесинская и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин. Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне "Русские сезоны" -- выступления балетных и оперных звезд -- стали поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная". Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, "мирискусникам" удалось "возвеличить русское искусство на Западе".

Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).

 

 

МАЛЫЙ ТЕАТР  

Театр ставит Чехова («Иванов») иЛермонтова («Маскарад»), «Горе от ума» Грибоедова и «Ярмарку щеславия» Теккерея. В нем по-прежнему работают лучшие русские актеры: А.И. Южин, И.Я. Судаков, М.И. Царев, Н.А. Анненков, Б.А. Бабочкин, М.И. Жаров, Е.Н. Гоголева, П.А. Константинов, Э.Л. Быстрицкая, Е.П. Велихов, В.И. Коршунов, 
Е.С. Матвеев, В.В. Борцов, В.И. Хохряков, Н.В. Подгорный и многие другие. 
Современная театральная культура немыслима без традиций Малого театра, без его постоянной опоры на классику и большое искусство актера. Он, как «большой корабль» отечественной культуры, не стремится к бесконечному обновлению. Его цель — сохранить лучшее, оградить от разрушения сами принципы существования старого русского театра. И сегодня в его репертуаре блестяще играют классику. Можно с уверенностью сказать, что Островского нигде не умеют играть так, как в Малом. Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра по-прежнему 
верно традиции. Основу репертуара, естественно, составляют пьесы Островского: «Волки и овцы», «Не было гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди —сочтемся!». В театре идет Чехов, великолепная трилогия А.К. Толстого — «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь 
Борис». В этих спектаклях звучит музыка великого русского композитора Г.В. Свиридова. Театр возглавляет Ю.М. Соломин, генеральным директором театра является В.И. Коршунов. До своей смерти, последовавшей после столетнего юбилея, в театре работал легендарный Н.А. Анненков. Великолепная труппа театра насчитывает более 100 человек (общее число работников театра — более 700).

В Малом  работают известные всей стране артисты  — Е.В. Самойлов, Э.А. Быстрицкая, Т.П. Панкова, А.И. Кочетков, И.В. Муравьева, А.Я. Михайлов, Ю.И. Каюров, В.П. Павлов, Э.Е. Марцевич, В.М. Соломин, Л.В. Титова, О.А. Чуваева, Л.Н. Щербинина, Н.П. Швец, А.Н. Анохин, В.В. Бунаков, И.В. Иванова, С.А. Коршунов, Л.А. Пашкова и многие, многие другие. 
В октябре 1995 года был открыт после ремонта филиал Малого театра на улице Большая Ордынка. Творческая жизнь театра по прежнему плодотворна. В каждом сезоне театр выпускает по несколько новых спектаклей. Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Сам Малый теат? включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром. Третьяковской галереей, Эрмитажем. 
 
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТЕАТР 
 
Александрийский театр — старейший драматический театр России. 
Он был создан в 1756 году в Санкт-Петербурге как первый профессиональный постоянный публичный императорский театр и имел название «Русский для представления трагедий и комедий театр». Его первым директором был А. П. Сумароков, а затем — Ф.Г. Волков. 
Труппа театра формировалась под руководством знаменитого актера, режиссера и 
педагога И.А. Дмитревского. В репертуар театра второй половины XVIII века входили 
Здание Александрийского театра драматические произведенеия А. П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии В.В. Капниста, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, бытовые драмы В.И. Лукина, П.А. Плавилыцикова, а также западноевропейских драматургов — П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше. 
С начала 1770-х годов ведущее место в репетуаре театра занимает комическая опера — своеобразный театральный жанр, сочетавший в себе драматическое действие с музыкальными номерами, пением и танцами. Основанная на сюжетах из жизни «простых людей», она быстро стала популярна. 
Знаменитым был в свое время спектакль «Недоросль» Фонвизина, впервые поставленный на сцене петербургского театра в 1782 году с участием Дмитревского (Стародум), Плавилыцикова (Правдин), Михайловой (Простакова), Соколова (Скотинин) и, Шумского (Еремеевна). Конечно же, исполнительское искусство 
театра вплоть до начала XIX века было связано с театральным классицизмом — этому учил Дмитревский. Но с изменением драматургии, с расширением жанровых законов усиливались эмоциональнопсихологические тенденции в актерском искусстве. На сцене театра блистали С.Н. Сандунов, A.M. Крутицкий, П.А. Плавильщиков,! 
А.Д. Каратыгина, Я.Е. Шушерин. Сентиментальная драма и мелод-і 
рама, занимавшие значительное место в репертуаре, требовали OT| 
актеров большей естественности и простоты. Публика любила эти жанры, поскольку они воспроизводили «обыкновенную жизнь». Конечно, представления о «простоте», «естественности» и «обыкновенной жизни», отраженной в драматургии в разные периоды истории театра, были достаточно заметно несхожими. И нам сегодня спектакли-мелодрамы, или «слезные драмы», как «Лиза, или Торжество благодарности» Ильина, «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» Федорова, вряд ли бы показались жизненными. Но таков был дух времени — на театре ценили всяческую чувствительность. 
Во время Отечественной войны 1812 года важнейшее значение для общества приобрели постановки трагедий В.А. Озерова — «Эдип в Афинах» и «Дмитрий Донской». Значительность их проблематики, их патриотизм были поддержаны великолепной игрой трагических актеров — Е.С. Семеновой и А. С. Яковлевым. 
 
 
В 20-х годах XIX века все больше место в репертуаре театра стали занимать комедия и водевиль А. Шаховского, М. Загоскина, Н. Хмельницкого. Лучшими комедийными исполнителями были признаны М.И. Вальберхова и И.И. Сосницкий. В это время на петербургской сцене были поставлены ранние комедии А.С. Грибоедова — «Молодые супруги» и «Притворная неверность». В конце 20-х годов театр обратился к романтическому репертуару: инсценировкам поэм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, романов В. Скотта. В актерском искусстве также скалдываются принципы романтического, эмоционально-действенного сценического поведения. 
Спектакли театра давались в различных помещениях города. В 1832 году было построено новое театральное здание. С этого времени театр и стал называться Александрийским — в честь жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Здание театра — одно из лучших произведений русского классицизма. Оно сооружено в 1828—1832 годы зодчим К.И. Росси, который для этой цели перепланировал значительный участок города у Невского проспекта, создав большой архитектурный ансамбль. Основным зданием ансамбля является театр, поставленный в глубине площади, открытой в сторону проспекта. Главный, южный, фасад здания выразительно оттенен глубокой лоджией с шестью коринфскими колоннами. На аттике фасада — колесница Аполлона (скульптор С.С. Пименов). На боковых фасадах восьмиколонные выступы подъездов. Северный фасад повторяет южный, но не имеет лоджии. 
Открытие театра в новом помещении состоялось 31 августа 1832 года патриотическим спектаклем «Пожарский, или Освобожденная Москва» Крюковского. Как императорский Александринский театр всегда ставил патриотическую драматургию. В первой половине XIX столетия она была представлена именами Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого, П.Г. Ободовского, P.M. Зотова и др. Водевили мелодрамы по-прежнему были в почете и с удовольствием игрались актерами. Н.О. Дюр был крупнейшим комическим актером, а В.А. Каратыгин и Я.Г. Брянский — трагическими актерами. Каратыгин был героем, любимцем александрийской сцены. Он, воплотивший традиции русского романтизма, не оставил после себя равных ему наследников. Он был технически совершенным актером. Он был придворным актером — любимым актером императора. Его походка была величественна, его чувства красиво размеренны, его 
жесты были страстными, а мысли, подчеркнутые в ролях — благородны и назидательны. Он сам словно был отзвуком императорского величия и имперского величия России. Если в Малом театре существовал некий общий актерский стиль (при всех индивудуальных проявлениях актера), то в Александрийском театре всегда существовало несколько сценических направлений. Рядом с величественным и великолепным Каратыгиным играл Мартынов — вынесший на сцену образ «среднего человека», с его чувствами, его болями и 
радостями. 
С середины XIX века, когда на сцене Александрийского театра все еще заметны романтические приемы, развлекательность мелодрам и опереточность, все же происходят заметные изменения в репертуаре. Бытовая драма занимала все настойчивее ведущее положение. В театре ставят Гоголя и Сухово-Кобылина, пишутся пьесы в «стиле Островского» его эпигонами. Репертуар театра был огромен. С 1855 по 
1881 год в Александрийском театре была сыграна 1101 пьеса. Среди них 464 водевиля. А так называемые большие пьесы в подавляющем большинстве принадлежали русским авторам — 31 б оригинальных пьес и 170 переводных. Многие из авторов этих пьес совершенно забыты и не оставили никакого следа в драматургии. Они были ничтожны в художественном отношении, низкое литературное качество, тем не менее, не мешало им пользоваться успехом у публики. Конечно же, благодаря отменной актерской игре. Большая настоящая литература медленно входила в репертуар театра. Так, Шекспиру за25 лет принадлежало 113 поставленных спектаклей при его 8 пьесах, 
Мольеру — 50 спектаклей (10 пьес), Шиллеру — 8 спектаклей (3 пьесы). Многие из поставленных пьес выдерживали только по 3-—4 представления. Классики не казались живыми, их ставили и играли без мощного творческого раскрытия содержания, а напыщенная


Информация о работе Театральная и музыкальная жизнь России