Театральная жизнь Пскова в 1917-1940 г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

В послереволюционные годы театр в Пскове по-прежнему оставался центром культурной жизни города. Постоянной театральной труппы в городе не было, актеры набирались на сезон. Но некоторые работали в нашем театре много лет. Например, артист петроградских театров П. А. Терский. Он был ведущим актером труппы, оказывал всяческое содействие развитию самодеятельного театра, заведовал мастерской народной драмы, которая открылась 1 октября 1920 года на месте бывшего районного гарнизонного клуба. Преподавали в мастерской профессиональные артисты.

Содержание работы

1. Новая страна – новый театр
2. ТРАМовское движение во Пскове
3. Попытки преобразования театра
4. «Железная» дисциплина псковских актеров
5. Взаимодействие театров Пскова и Ленинграда
6. Театр – зритель
7. Курс на стационарный театр
8. Успех в Ленинграде

Файлы: 1 файл

реферат по псковсому театру 1917-1940.docx

— 617.05 Кб (Скачать файл)

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.М. КИРОВА

 

 

 

 

Кафедра истории

 

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПСКОВА В 1917-1940 г.г.

 

 

 

Реферат

 

 

 

                                             студентки II курса

                                                 дневного отделения

                                                                филологического факультета

                                         Цепиной А.Ю.

 

                                            Руководитель –

                                                                   Корольков О.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков 2011

 

 

Содержание  реферата:

1. Новая страна – новый театр

2. ТРАМовское движение во Пскове

3. Попытки преобразования театра

4. «Железная» дисциплина псковских актеров

5. Взаимодействие театров Пскова и Ленинграда

6. Театр – зритель

7. Курс на стационарный театр

8. Успех в Ленинграде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Новая страна – новый театр

 

Великая Октябрьская  социалистическая революция положила начало новой полосе в развитии театрального искусства. И проходил этот процесс  параллельно с огромными изменениями  во всех сферах жизни общества.

Наступила новая  эпоха. Народный дом заполнили рабочие, солдаты. Шли собрания, митинги.

«Митинг шел  с утра, — пишет Вениамин Каверин, воскрешая гимназические годы в  одном из автобиографических рассказов. — Когда мы пришли, выступал трудовик в пенсне, который начал свою речь с того, что он устал. И, действительно, у него был измученный вид. Но подобное начало никому не понравилось, и солдаты кричали: «Устал, ну, так и иди к такой-то матери». Но трудовик не согласился и продолжал свою речь. Он был знаменитый, специально приехавший из Петербурга. Но его все-таки не слушали. Поднимался шум, и он ждал утомленно и терпеливо. Мы стояли на балконе, там, откуда я слушал Губермана. Но как все изменилось с тех пор! Тогда в зале была «публика», т. е. люди, заплатившие деньги, чтобы сидеть здесь в приличной одежде и слушать. Дамы гордо оглядывали друг друга с головы до ног, мужчины были в визитках и фраках, и только в первых двух рядах я насчитал одиннадцать лысых. Вице-губернатор сидел в ложе, и знаменитый скрипач поклонился публике, а потом отдельно ему. А теперь было холодно и шумно, солдаты курили, и табачный дым медленно расплывался в тусклом освещенном зале. Все двери в фойе были распахнуты настежь, и везде стояли и сидели солдаты, а на хорах под скамейками некоторые даже спали. На сцене все было красное: длинный стол президиума, за которым сидели члены исполкома с повязками на руках, и другой стол — для выступлений. Знакомый занавес с бородатым человеком-козлом, сидящим на пне и играющим на свирели, который всегда прежде долго рассматривали, ожидая, когда за сценой ударят в тарелки — так в Пскове начинался спектакль — был оттянут в глубину, и человек-козел выглядел сейчас сморщенным и недовольным…»

В 1918 году Народный дом им. А. С. Пушкина был переименован в Коммунальный театр, с 1920 года —  это Псковский драматический  театр им. А. С. Пушкина, которому в 1996 году присвоено обязывающее звание «Академический».

В послереволюционные годы театр в Пскове  по-прежнему оставался  центром культурной жизни  города. Постоянной театральной труппы в городе не было, актеры набирались на сезон. Но некоторые работали в  нашем театре много лет. Например, артист петроградских театров П. А. Терский. Он был ведущим актером труппы, оказывал всяческое содействие развитию самодеятельного театра, заведовал мастерской народной драмы, которая открылась 1 октября 1920 года на месте бывшего районного гарнизонного клуба. Преподавали в мастерской профессиональные артисты.

В течение  нескольких лет (с 1919 года) работал во Пскове А. В. Турцевич. Псковичи любили его актерские и режиссерские работы. На сцене псковского театра шли разные по своей тематике и качеству пьесы. Псковичи видели и классику («Борис Годунов», «Ревизор», «Горе от ума»), и пьесы, посвященные военным событиям («Двенадцать»), и пьесы-однодневки, написанные на потребу дня («Люди огня и железа») и пьесы местных авторов («Новые люди» Алексеева). С большим успехом прошла в 1923 году постановка «Псковитянки» (режиссер А. Милославский). Самой значительной, по мнению прессы, «сыгранной с большим вкусом и исторической достоверностью» была работа актера Васильева – исполнителя роли Ивана Грозного.

В Пскове шли  спектакли и для детей. Наиболее удачными были «Кот в сапогах», поставленный в 1920-м году А. Турцевичем, «Волшебные палочки», «Горе-злосчастье» в постановке А. Милославского. Коснулись псковской сцены и режиссерские искания 20-х годов. Шумный успех у зрителей имел спектакль «Сошествие Ганса в ад».

У Псковского театра было намерение продолжить творческие поиски новых направлений и сценических форм. Так, для постановки "Мандата" Эрдмана псковичи хотели пригласить кого-нибудь из учеников В. Мейерхольда. Правда, сведений об осуществлении этих планов найти не удалось.

Тем не менее, очевидно, что Псков не был в  стороне от новейших достижений в  области театрального искусства. Были, судя по местной печати, знакомы  псковичам и мировоззренческие споры послереволюционной поры: о "правом и левом театре", о путях развития советского театра, споры вокруг пролеткультовского движения. Например, автор статьи "О новом театре" говорил о необходимости создания "Синей блузы" в Пскове. И объяснял это "необходимостью революционизировать работу театра".

В другой статье рассказывается о том, что "коллектив драмы" (самодеятельная студия) обещает по удешевленным ценам давать утренние спектакли специально для рабочих и учащейся молодежи "с репертуаром техническим и социальным". Здесь прослеживается явное влияние идей Пролеткульта.

 

2. ТРАМовское движение во Пскове

 

Не обошло Псков стороной и ТРАМовское движение. Зародилось оно в Ленинграде в 1925 году. Это был театр рабочей  молодежи и для молодежи, которой  нравились задорные представления  с тематикой, подсказанной самой жизнью. В спектаклях ТРАМа прославлялись первые молодежные ударные бригады, клеймились пьяницы, хулиганы, бытовая распущенность, карьеризм. Герои спектаклей то и дело обращались в зрительный зал, приглашая публику рассудить, кто прав, а кто виноват, поддержать "передовых", освистать "отсталых". Аудитория отзывалась на эти приглашения охотно и весело.

Постепенно  сформировалась особая идеология ТРАМа как "высшей формы самодеятельного искусства" (так считал М. Соколовский -основатель этого движения). Причем ТРАМовцы отрицали и "рабское подражание профессиональному театру", и в то же время выступали против "гнилых традиций любительских драмкружков". Упор делался на то, что в ТРАМе "рабочий парнишка играет самого себя", самовыражается, выступает не как актер, а как "взволнованный докладчик". Следовательно, опыт актеров-профессионалов любой школы ему не подходит.

ТРАМовское  движение быстро распространилось по стране. Если в 1928 году насчитывалось 11 ТРАМов (в их число входил и псковский  ТРАМ), то к началу 1930 года их было уже 70. В 1928 году в труппе ТРАМа в Пскове было 97 человек (из них 40 рабочих). Первым спектаклем, который был поставлен  псковским ТРАМом, стал "Шторм". Пьеса Билль-Белоцерковского была написана в сухой, почти протокольной форме, вобрав в себя характерные  свойства агитационно-митингового  театра времен гражданской войны: жаркий политический темперамент, прямое, без  оттенков, деление персонажей на два  противостоящих лагеря - красных и  белых. Причем своих симпатий и неприязни  к героям пьесы автор не скрывает. Пьеса выстроена была по законам  народной драмы, затрагивая самые разнообразные  темы, актуальные в годы "военного коммунизма", - борьба с саботажем  и эпидемиями, спекуляцией и бандитизмом. Несмотря на суровость и даже жестокость пьесы, она пользовалась огромным успехом  у зрителей.

Поначалу  репертуар псковского ТРАМа складывался  из пьес, идущих в Ленинграде. В общей  сложности за два года ТРАМом Пскова было поставлено 8 пьес. В их числе "Зорька", "Бузливая когорта", "Дай пять", "Первая конная", "Рельсы гудят", "Город ветров" и др.

Особенностью  ТРАМов было желание создавать спектакли, связанные с актуальной местной  проблематикой: в Петрозаводске, например, была поставлена пьеса о лесозаготовках - "Лес зовет", в Баку - "Нефть", в Сухуми - "Табак" и т.п. Поэтому  вполне естественно, что самой популярной постановкой псковского ТРАМа был  спектакль "Лен" (1931 год).

В архиве Псковского драматического театра есть любопытный документ - воспоминания народного  артиста СССР Бруно Фрейндлиха, который  был одним из организаторов ТРАМа  в Пскове: "В 1931 году в числе 16 комсомольцев я был направлен в город Псков для организации на базе Псковского ТРАМа - колхозного ТРАМа. Поселили нас в одноэтажном деревянном домике (против Горсовета). Репетировать было негде, нам пошли навстречу и выделили для репетиций один из залов в Поганкиных палатах. Весной 1931 года (в мае) открылись мы спектаклем "Лен" (пьеса драматурга П. Максимова) и с этого дня, получив "добро" от псковских и ленинградских властей, начали регулярную жизнь по культурному обслуживанию колхозов и совхозов.

Руководителем ТРАМа был назначен Петр Телятников, а художественное руководство возглавлял "отец" ТРАМа - Михаил Соколовский. Вместе с известным искусствоведом Адрианом Пиотровским часто приходил он к нам на обсуждение наших работ  и помогал нам в нашем творческом процессе.

Кроме спектаклей и концертов, в наши функции входили  так называемые импровизации: вместе с комсомольскими и профсоюзными организациями на местах мы готовили миниатюры на местном материале  и вечером, перед спектаклем, эти  миниатюры выносили на суд зрителей. Как правило, они имели огромный успех. Затем шли спектакли: "Лен" П. Максимова, "Головотяпка" Горбенко, "Букса" Карасева, "Коняга" по Салтыкову-Щедрину, а также концерты под руководством музыканта и  композитора А. А. Владимирцова. Из актеров-энтузиастов  колхоз-ТРАМа не могу не отметить таких, как В. Царев, А. Слепухин, П. Фетисов, А. Федорова, А. Гусева, Н. Аракчеев, В. Макаров, С. Ухов, Н. Свирко, К. Чалов и другие.

Многие из них продолжали свой путь в театрах  страны и выросли до мастеров сцены. Многие пали на фронтах Отечественной  войны. Но все те, кто, так или иначе, приобщился к ТРАМовскому движению, с благодарностью вспоминают время, проведенное в Пскове... и зрителей тех лет за щедро подаренное внимание и прием".

Постепенно  некоторые ТРАМы превратились в  профессиональные театры.

 

3. Попытки преобразования театра

В Пскове были предприняты попытки преобразовать  театр, расширить его функции  как просветительского учреждения.

В 1925 году на зимний сезон Горполитпросвет взял в свое управление все зрелищно-театральные  предприятия Пскова.

 Был составлен план обслуживания жителей Пскова по такой схеме: 2 дня в неделю демонстрировались советские кинофильмы; следующие два дня - театральные гастроли, концерты, лекции, диспуты; в остальные дни на сцене театра шли постановки театрального техникума и самодеятельных кружков. Но скоро стало ясно, что качество театрального обслуживания псковичей уже не соответствует их потребностям.

Вот что по этому поводу было написано в "Вестнике работников искусств": "Не везет  нам в Пскове с гастролерами - все что-нибудь не так. То при великолепном "гвозде" вечера, вроде Башариной  или Андреева, привезут такого декламатора, что хоть вон беги... То по наивности  пригласят гипнотизера, которым  на другой день интересуются органы дознания и сажают его на неопределенное время  за использование своих способностей для эротических целей. И только последняя гастроль Ирмы Яунзем оказалась  интересной. Все последние постановки самодеятельных кружков были неудачными, и вряд ли стоит выносить работу клубных кружков на сцену театра в качестве публичных платных спектаклей. Это и публику не удовлетворяет и вносит вредный профессионализм в работу кружков. Гораздо более удачными были постановки театрального техникума... Но администрация эксплуатирует его сверх всякой меры..."

В театральной  жизни Пскова назревал кризис.

Театр был  убыточным, а выделение дотаций  из городского бюджета было сокращено. В результате, в течение почти  всего сезона 1931-1932 года театр был  закрыт. Необходимо было предпринять  какие-то решительные шаги, способные оживить культурную жизнь города.

19 июля 1932 года  состоялось заседание президиума Псковского горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Под пунктом 11 повестки дня значился вопрос "О передаче зимнего и летнего театров в аренду ЛОУГПТ". "Заслушав информацию гороно о подготовке к зимнему театральному сезону 1932-1933 года и постоянному плановому обслуживанию города Пскова театром во II-ую пятилетку, президиум горсовета отмечает:

а) постановление облисполкома об организации филиала ЛОУГПТ

в городе Пскове принято своевременно и вызвано возрастающим культурным уровнем рабочего класса и трудящегося населения;

б) имея существующую ранее распыленность в обслуживании широких масс театром, культурные задачи II -ой пятилетки, поставленные

партией и  правительством, требуют обеспечения бесперебойной плановой работы театра круглый год".

Таким образом, в соответствии с принятым решением началась работа по подготовке договора с ЛОУТ о театральном обслуживании города. А пока договор не был подписан, в городе по-прежнему работали артисты по найму.

Архив донес  до нас "Приказ № 3 по Псковскому гортеатру" от 10 января 1933 года.

Из этого  документа можно узнать о том, что в начале 1933 года к постановке в театре готовились несколько новых  спектаклей: "На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского, "Страх" А. Афиногенова, "Принцесса Турандот" К. Гоцци. Узнаем мы также о том, что в январе 1933 года вновь был частично обновлен штат театра. С 1 января приступили к работе С. И. Пирогов, Е. С. Батшева, П. А. Андреев, И. А. Русакова (суфлер). С 10 января - режиссеры П. А. Кашевский, В. Б. Вогдов, Е. С. Добролюбова и актеры Е. А. Рязанцева, Е. П. Евгеньева, Р. М. Аграновская, В. И. Марченко, Л. Г. Панфилов, Л. К. Дмитриева, М. Н. Тарская, А. П. Сушков, Н. И. Лысенко, П. Г. Каменский, Л. С. Леонтьева, П. И. Десятков, И. И. Куклин, В. И. Соловьев, И. И. Иванюшин, О. Н. Волосовская, Д. А. Северов, И. А. Загорянская, Л. Н. Рогокт.

Информация о работе Театральная жизнь Пскова в 1917-1940 г.г