Театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:49, доклад

Описание работы

Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства. Это
искусство на грани двух миров нашего и потустороннего. На глазах зрителей
оживают давно умершие герои, «мертвые» произведения и всем известные
истории. Именно поэтому театр на Руси (да и во всем мире) считали делом
бесовским и от дьявола. Но театр – это и средство пропаганды и воздействия
на человека, который смотря действие спектакля подсознательно воспринимает
то, что ему хотят сказать автор, режиссер или актер. Ведь неслучайно Гиро в
своей книге «Частная и общественная жизнь греков»помещает раздел
«Драматические представления» в главу «Религия», т.е. действо, тесно
связанное со служением Богам (т.е. связанное с потусторонним миром) и
воздействием на большое количество людей.

Файлы: 1 файл

Безусловно.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

греков над персами  в морском  сражении  при  острове  Саламине  (480  г.  до

н.э.);"Прометей  Прикованный" -возможно, самая  известная трагедия   Эсхила,

повествующая  о   подвиге   титана   Прометея,  подарившего огонь людям и

жестоко за  это  наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до  н.э.),известная

тем, что единственный дошедший  до  нас  полностью   образец   трилогии,  в

которой  мастерство Эсхила достигло своего расцвета.

    Эсхил известен  как лучший выразитель  общественных  устремлений  своего

времени. В своих  трагедиях  он  показывает  победу  прогрессивных  начал  в

развитии общества,  в государственном устройстве,  в   морали.  Творчество

Эсхила оказало заметное влияние на развитие  мировой  поэзии и драматургии.

 

    Софокл (496-406 до  н.э.).

     Софокл происходил  из зажиточной  семьи владельца  оружейной  мастерской

и получил хорошее  образование. Его  художественная  одаренность  проявилась

уже  в  раннем   возрасте:  шестнадцати  лет  он  руководил  хором   юношей,

прославлявшем  саламинскую победу, а позже сам выступал   как   актер   в

собственных  трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г.  Софокл  одержал

на конкурсе драматургов  свою первую победу над  самим  Эсхилом. Вообще   вся

драматургическая деятельность Софокла сопровождалась  неизменными  успехами:

он ни разу не получал третьей  награды -занимал чаще  всего  первые  и  редко

вторые места.

    Софокл  принимал  участие  и   в   государственной    жизни,   занимая 

ответственные должности. Так, он был избран  стратегом   (военачальником)  и

вместе  с  Периклом  участвовал  в  экспедиции   против    острова   Самоса,

решившего отделится от Афин. После смерти Софокла сограждане  почитали  его

не только как великого  поэта, но  и  одного  из

славных афинских героев.

    До нас дошло  только семь трагедий  Софокла,  написал  же  он  их  свыше

120.Трагедии Софокла несут  в себе новые  черты.  Если   у   Эсхила  главными

героями были боги,  то  у   Софокла   действуют   люди,  хотя   и  несколько

оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят, что он  заставил

трагедию спуститься с  неба  на   землю.  Основное  внимание  Софокл  уделяет

человеку,  его  душевным  переживаниям.  Конечно,  в  судьбах   его   героев

ощущается влияние богов, даже если  они  и не появляются по ходу   действия,

и  эти  боги  также  могущественны, как и у  Эсхила,  -они  могут  сокрушить

человека.  Но   Софокл    рисует   прежде   всего   борьбу   человека    за

осуществление  своих  целей, его  чувства  и  мысли,  показывает  страдания,

выпавшие на его долю.

    У героев Софокла  обычно такие же цельные характеры,  как  и  у   героев

Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не  знают  душевных   колебаний.  Борьба

ввергает  героев  в  величайшие   страдания,  и   иногда   они  гибнут.   Но

отказаться  от  борьбы  герои  Софокла  не  могут,  потому   что  их   ведет

гражданский и нравственный долг.

    Благородные герои  трагедий Софокла тесными узами  связаны с  коллективом

граждан:- это  воплощение   идеала   гармонической   личности,  который был

создан в годы расцвета  Афин.  Поэтому Софокла   называют  певцом  афинской

демократии.

    Однако  творчество  Софокла  сложно  и   противоречиво.  Его   трагедии

отразили не только расцвет,  но  и  назревающий  кризис  полисной   системы,

закончившейся гибелью афинской демократии.

    Греческая трагедия  в творчестве Софокла достигает  своего  совершенства.

Софокл  ввел  третьего  актера,  увеличил   диалогические    части   комедии

(эписодии)  и уменьшил  партии   хора.  Действие   стало   более живым   и

достоверным, так как на  сцене   могли   одновременно   выступать и давать

мотивировку  своим   поступкам   три   персонажа.  Однако  хор   у   Софокла

продолжает играть важную роль в   трагедии   и   число  хоревтов  было  даже

увеличено до 15 человек.

    Интерес к переживаниям  отдельной личности побудил Софокла  отказаться от

трилогий, где прослеживалась обычно  судьба  целого  рода.  По  традиции  он

представлял  на  состязания  три  трагедии,   но    каждая   из   них   была

самостоятельным произведением.

    С именем Софокла  также связано введение декорационной  живописи.

    Наиболее известны  трагедии Софокла  из  фиванского  цикла   мифов.  Это

"Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429  до  н.э.)  и  "Эдип  в

Колоне" (поставлен в 441  г. до  н. э., уже после смерти Софокла).

    В основе этих  трагедий, написанных и поставленных  в разное время, лежит

миф о фиванском царе Эдипе  и о несчастьях,  обрушившихся  на  его  род.  Сам

того не зная, Эдип убивает  своего отца и  женится  на  своей  матери.  Через

много лет, узнав ужасную  правду, он  выкалывает себе  глаза  и  добровольно

отправляется в изгнание. Эта  часть  мифа  легла  в  основу  трагедии  "Царь

Эдип".

    После долгих  странствий,  очищенный  страданиями и прощенный богами,

Эдип  божественным  образом  умирает: его  поглощает  земля. Это  происходит

в  пригороде  Афин,  Колоне,  и  могила  страдальца    становится   святыней

афинской  земли. Об  этом  рассказывается  в  трагедии "Эдип в Колоне".

    Трагедии Софокла  явились  художественным   воплощением   гражданских  и

нравственных идеалов  античной   рабовладельческой   демократии  периода  ее

расцвета (Софокл не дожил  до  страшного  поражения афинян  в  Пелопоннесской

войне 431-404 гг. до н.э.).Этими  идеалами  были  политическое  равенство  и

свобода  всех  полноправных    граждан,   беззаветное    служение    родине,

уважение  к  богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.

 

    Еврипид (около  485-406 до н.э.).

    Социальный   кризис   афинской     рабовладельческой    демократии    и

обусловленная им ломка   традиционных  понятий  и  взглядов  наиболее  полно

отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.

    Родители Еврипида, по-видимому, были зажиточными людьми, и он   получил

хорошее  образование.  В  противоположность  Софоклу  Еврипид   не  принимал

непосредственного участия  в  политической  жизни   государства,  однако  он

живо   интересовался   общественными    событиями.   Его   трагедии    полны

разнообразных политических высказываний и  намеков на современность.

    Большого успеха  у  современников  Еврипид   не   имел:  за   всю   свою

жизнь     он     получил     лишь     5      первых         наград,   причем

последнюю -посмертно. Незадолго до смерти он покинул  Афины  и  переехал  ко

двору македонского царя Архелая, где пользовался почетом. В Македонии он  и

умер (за несколько месяцев  до  смерти  Софокла  в Афинах).

    От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от  75  до

92) и большое количество  отрывков.

    Драматург  приблизил   своих  героев   к   действительности;   он,   по

свидетельству  Аристотеля, изобралюдей  такими,  "каковы   они   есть".

Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями  мифов,

наделялись  мыслями, стремлениями, страстями  современных поэту  людей.

    В ряде трагедий  Еврипида звучит критика религиозных   верований  и  боги

оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем  люди.

    По своим общественно-политическим  взглядам был  сторонником   умеренной

демократии,  опорой   которой   он   считал   мелких    землевладельцев.   В

некоторых  его  пьесах  встречаются  резкие    выпады    против   политиков-

демагогов: льстя народу, они добиваются власти,  чтобы   использовать  ее  в

своих корыстных  целях.  В   ряде   трагедий   Еврипид страстно  изобличает

тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки  их воле  ему 

представляется     нарушением     естественного    гражданского     порядка.

Благородство, по Еврипиду, заключается  в личных достоинствах и  добродетели,

а  не  в  знатном  происхождении  и   богатстве.  Положительные   персонажи 

Еврипида  неоднократно высказывают  мысль,  что  безудержное  стремление   к

богатству  может толкнуть человека на преступление.

    Заслуживает внимание  отношение  Еврипида  к  рабам.  Он   считает,  что

рабство-это несправедливость и насилие, что природа  у  людей  одна  и  раб,

если у него благородная  душа, ничуть не хуже свободного.

    Еврипид часто  откликается в своих трагедиях  на  события  Пелопоннесской

войны. Хотя он гордится военными  успехами  соотечественников,  но  в  целом

относится к войне  отрицательно.  Он   показывает,  какие  страдания  несет 

война  людям, прежде  всего  женщинам  и  детям. Война может  быть  оправдана

только в том случае, если люди  защищают независимость  своей родины.

    Эти идеи выдвигают  Еврипида в число  самых   прогрессивных   мыслителей 

человечества.

    Еврипид стал  первым известным нам  драматургом,  в  чьих  произведениях

характеры героев не только раскрывались, но и  получали  свое развитие.  При

этом  он  не   боялся   изображать   низкие   человеческие  страсти,  борьбу

противоречивых стремлений у одного и того же   человека.  Аристотель  назвал

его трагичнейшим из всех греческих драматургов.

    Слава пришла  к Еврипиду после смерти. Уже  в  IV  в.   до   н.  э.   его

называли  величайшим  трагическим  поэтом,  и   такое   суждение    о    нем

сохранилось на все последующие  века.

 

                           Театр эпохи эллинизма.

 

    В эпоху эллинизма  (VI-I вв. до н. э.) греческий театр  классической поры

претерпел существенные изменения, касающиеся и  драматургии, и   актерского

исполнения, и  архитектуры  театрального   здания. Эти изменения  связаны  с

новыми историческими  условиями.

    В  театре  эллинистической  эпохи  по-прежнему  ставятся   комедии    и

трагедии. Но от  трагедий  IV  в.  до  н.  э.  сохранились  лишь   небольшие

фрагменты,  и,  по-видимому,  художественные   достоинства   эллинистической

трагедии были  невелики.  Гораздо  больше  данных  имеется  для  суждения  о

комедии, так как до дошли  целиком  одна  пьеса   и   несколько  отрывков  из

других пьес крупнейшего  комедиографа того времени -Менандра.

    Комедию  эллинистической  эпохи  называют   новой    аттической    (или

новоаттической) комедией. Время  ее  расцвета -конец  IV-III  в.  до н.э.  В

новой  аттической  комедии  по-своему  отразились  изменения, происшедшие  в

общественно-политической жизни  Греции к середине IV  в.  до  н.э.  На  смену

представлений о  божественном   миропорядке  и  вере  в  конечное  торжество

справедливости приходит  убеждение во всемогуществе случая. Жизнь  человека,

его личное  счастье, общественное положение-все зависит  от   воли   случая.

Случай  определяет возникновение  и решение конфликтов  и  в  самой  комедии,

которая ставит своей задачей  воспроизводить современную ей   жизнь   только

в плане семейно-бытовых  отношений. Большую  роль  в  новой  комедии   играет

мотив любви.

    Авторы новой  аттической комедии  широко  использовали   психологическую

теорию  ученика  Аристотеля  Теофраста,  согласно   которой   все   свойства

характера  проявляются  во   внешности   человека   и   в   его   поступках.

Физиогномические  описания  Теофраста  несомненно  влияли  и на  оформление

масок, помогавшим зрителям распознавать  тот  или  иной персонаж.

    В новой комедии  заметно влияние  Еврипида. Близость  многих  его героев

к жизни, раскрытие их душевных переживаний  -вот   то,  что   новая  комедия

взяла у Еврипида.

    Основной особенностью  новой комедии было отсутствие  хора, который  был

бы  органически  связан  с  развитием  действия,  -хор   выступал  только  в

антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий,  что

должно было помочь зрителю  разобраться в  сложной интриге.

    Другой особенностью  новой комедии бала  ее   гуманно  -филантропическая

направленность.  В  лучших   произведениях   проводились    передовые   идеи

эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической  тематики,  в

новой  комедии  получали  отражения   такие   важные  проблемы,  как  методы

воспитания, отношение к  женщине,  к  представителям  различных  сословий,  к

чужестранцам. Причем постоянно  проповедовались более мягкие, более  гуманные

отношения между людьми.

    Новая аттическая  комедия  пользовалась  огромным  успехом  у  публики.

Зрителей привлекало  то,  как  разрабатывается  даже  банальный   сюжет  или

привычная  маска:  пружиной  действия  стала  ловко    устроенная   интрига,

развитие которой велось тонко и искусно.

 

 

                    Архитектура древнегреческого театра.

 

 

    Необходимо сказать  и об архитектуре древнегреческого  театра,  т.к.  она

тоже очень повлияла на дальнейшую архитектуру театров.

    Первоначально  место для представлений устраивалось  крайне  просто:  хор

со  своими  песнопениями  и  плясками  выступал  на  круглой   утрамбованной

Информация о работе Театр