Танец. Учитель. Учитель танцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Содержание работы

Введение.
Танец как вид искусства.
История возникновения и развития классического танца.
Бытовые танцы.
Педагог.
Педагог в мире профессиональной деятельности.
Субъективные свойства педагога.
Общий состав педагогических способностей.
Структура педагогических способностей.
Балетмейстер Мариус Иванович Петипа.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на Искусство балетмейстера.docx

— 78.40 Кб (Скачать файл)

Бальные танцы - полонез. Это польский танец. Развился на основе народного "пешего" танца-шествия степенного, торжественного характера. Первоначально был четырехдольным, сопровождался небольшим инструментальным ансамблем. В XVIII в. распространился по всей Европе. Полонезом открывались торжественные танцевальные вечера и придворные балы. В процессе эволюции стал трехдольным.

Бальные танцы - полска. Это шведский и финский народный танец польского происхождения в трехдольном или двудольном метре, по ритму близкий мазурке. В Швеции известен с конца XVI в. как крестьянский танец, в Финляндии - несколько позже. С начала XVIII в. стал бальным танцем. В XIX в. вытеснен вальсом, но остался одним из любимых танцев деревенских жителей.

Бальные танцы - полька. Один из наиболее популярных чешских национальных танцев. Другое название польки - нимра, мадера. Предполагается, что слово "polka" связано с возросшим интересом к Польше во время Польского восстания 1830-31 гг. Согласно другой точке зрения, название происходит от чешского pulka - "полшага". Полька обобщила типичные черты танцевальной культуры Чехии. Живой и простой по форме танец в начале XIX в. стал популярен в Словакии, Сербии, Венгрии, Австрии, с 1840-х гг. распространился по всей Европе как бальный танец.

Бальные танцы - ригодон. Это французский танец. Музыкальный размер 2/2, alla breve. Включает 3-4 повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в начале XVII в. Название, согласно Ж.Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Представляет собой видоизменение старинного южно-французского народного хороводного танца.

Бальные танцы - рок-н-ролл. Это песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 1950-х гг. В основе рок-н-ролла - упрощенный вариант негритянской танцевальной бытовой музыки "ритм-энд-блюз" в сочетании с элементами "кантри-энд-вестерн", "буги вуги" и стиля диксиленд. Рок-н-ролл дал жизнь новым танцевальным жанрам рубежа 50-60-х гг. (твист, шейк, мэдисон, джайв).

Бальные танцы - румба. Это афро-американский песенно-танцевальный жанр. Современная румба сложилась на Кубе в среде городских и отчасти сельских негров. Румба включает пение солиста, реплики хора и собственно танец (мимико-акробатический импровизированный) под аккомпанемент ударных и шумовых инструментов. Танец исполняется парой или солистом в центре круга зрителей и музыкантов. В музыкальном отношении представляет собой многократное повторение, обычно вариантное, 8-тактового периода. Музыкальный размер двудольный, ритм остросинкопированный, с акцентами на слабых долях такта, темп от умеренно подвижного до быстрого. В конце 1920-х гг. румба получила распространение в США и странах Европы как эстрадно-бытовой танец. Разновидности румбы - иамбу, гуагуанко, колумбия.

Бальные танцы - сальтарелло. Это итальянский танец народного происхождения, подвижный, трех - или шестидольный, с прыжками. Близок гальярде, турдиону, куранте, вольте. Исполнялся парой танцоров под аккомпанемент гитары и тамбурина. Включал быстрые двойные шаги, которые прерывались поклонами, приходящимися на кадансы (заключительные мелодические обороты).

В начале прошлого века арсенал бальных танцев пополнили вальс, полька, галоп. В Вене впервые была создана бальная форма вальса. Позднее стали модными танго, фокстрот и другие танцевальные формы.

Таким образом, в танце отражается дух времени, каждая эпоха имела свой танцевальный стиль и репертуар. Танец отражает также особенности национального характера.

Это необходимо учитывать при организации педагогического процесса преподавания танцевальной подготовки в начальной школе, при выборе и включении в общеобразовательную программу танцевальных движений разной направленности, разных жанров.

В то же время, искусство танца всегда дает возможность для выражения индивидуальности, - исполняя разнообразные по ритму и настроению танцы, плавные лирические или бурно-темпераментные, танцор сознательно или неосознанно выражает в них свойства собственного характера и настроения.

Необходимо отметить, что при составлении программ по танцевальной подготовке необходимо делать акцент на рассмотрение танцевального образа как особой, метафорической формы отражения действительности, художественного пересоздания мира. Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения.

 

 

 

  1. Педагог как субъект педагогической деятельности.

2.1.Педагог в  мире профессиональной деятельности.

Педагогическая профессия

Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые в обществе по отношению к нему социальные ожидания. Как отмечает А.К. Маркова, «профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества»

Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача,— одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее

звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Так, социологические исследования показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г., изменяясь неравномерно по годам в городе и в сельской местности, имел до 1993 г. положительную тенденцию роста [203]. Обращает на себя внимание факт феминизации профессии педагога во всем мире и особенно в России, где женщин-учителей более 80% [203, с. 10], что не может не сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующего мужского воздействия.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Неудивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», – писал Я.А. Коменский.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил К.Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» (1857): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

В этой цитате Ушинский разносторонне, образно, емко, как в формуле, отобразил все социальные роли и функции педагога. Позже исследователи – философы, социологи, психологи, педагоги – назовут те же социальные функции учителя, о которых в свое время писал великий педагог.

Социальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием общества, поскольку педагог живет в обществе и вместе с ним переживает все происходящие в нем эволюционные и революционные перемены. В разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась: от уровня наемного ремесленника до государственного служащего. Подчеркивая исключительное значение социальной роли педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий в 1925 г. писал: «У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе. Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, вождем мировой культурной революции». В тот период в Польше, после Первой мировой войны ставшей самостоятельным государством с разрушенной экономикой и усиливающимся национальным самосознанием, социальная роль педагога значительно возросла. Ф. Знанецкий дал выразительное и меткое, несколько преувеличенное, но убедительное сравнение и очень высоко оценил социальную функцию педагога.

Итак, примеры истории доказывают, что социальная роль и функции учителя зависят от самой истории общества. Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох.

1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новыми и прогрессивными производственными технологиями, специалистов, быстро осваивающих все передовое в разносторонней жизни общества. Таким образом, в прогрессивном развитии общества, в ускорении этого развития, несомненно, есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.

2. Профессиональный педагог составляет  преемственное звено в неразрывной  цепи между историческим прошлым  общества и его перспективным  будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт  исторического прошлого общества  перспективному будущему.

3. Специфическая функция педагога–  выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Всю жизнь накапливая эти ценности в себе, он затем передает их молодому поколению. Следовательно, роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи молодым ценностного опыта, накопленного старшими. По сути, здесь прослеживается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.

4. Педагог выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений  и поведения людей. Из общего  фонда культуры он выбирает  тот материал, который будет ценен (с субъективной точки зрения) для использования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции роль педагога не всегда прогрессивна, иногда она может быть и консервативной, поскольку педагоги старшего поколения считают все то, что происходило в их юные и молодые годы, совершенным, почти идеальным, а новые веяния в жизни порой воспринимают как разрушающие прежние устои, а потому неприемлемые.

5. Педагог – это лицо, уполномоченное  обществом представлять мир молодежи  перед старшим поколением. Профессиональный  педагог, как никто другой, знает  характерные физиологические и  психологические черты и другие  особенности детей, подростков, юношей  и девушек, своеобразие и возможности  их разностороннего развития  на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и  имеет моральное право со знанием  дела, компетентно высказывать свои  суждения перед обществом о  воспитании молодежи, создавать  общественное мнение по злободневным  проблемам теории и практики  воспитания.

6. Еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога–  формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим. Социальные функции педагога конкретизируются в профессиональных функциях.

    1. Субъективные свойства педагога.

Общепедагогический подход

Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [83, с. 595]. Какие же свойства педагога, учителя были определены им как основные? Прежде всего были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

«Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство — субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве» [83, с. 595]. Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Мысль П.Ф. Каптерева о том, что творческого учителя и ученика объединяет, «связывает потребность самообразования и развития», и что они, по сути, представляют собой два противоположных конца одного поля, одной «лестницы», является основополагающей для понимания психологической природы и необходимости подлинного учебного сотрудничества учителя и учеников в процессе обучения.

Информация о работе Танец. Учитель. Учитель танцев