Танец. Учитель. Учитель танцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Содержание работы

Введение.
Танец как вид искусства.
История возникновения и развития классического танца.
Бытовые танцы.
Педагог.
Педагог в мире профессиональной деятельности.
Субъективные свойства педагога.
Общий состав педагогических способностей.
Структура педагогических способностей.
Балетмейстер Мариус Иванович Петипа.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на Искусство балетмейстера.docx

— 78.40 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры и искусств Украины

Харьковская государственная академия культуры

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по курсу «Искусства  балетмейстера»

 на тему: «Танец. Учитель. Учитель танцев.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

Факультета ХИ

Группы 5-Б

Гнатуш Дмитрий Валерьевич

Преподаватель: Носова Зоя Владимировна

 

Харьков,2014

План.

Введение.

  1. Танец как вид искусства.
    1. История возникновения и развития классического танца.
    2. Бытовые танцы.
  2. Педагог.
    1. Педагог в мире профессиональной деятельности.
    2. Субъективные свойства педагога.
    3. Общий состав педагогических способностей.
    4. Структура педагогических способностей.
  3.     Балетмейстер Мариус Иванович Петипа.

Заключение.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танцевальные па (фр. pas — "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:

·  ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

·   рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений;

·  техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Совсем не обязательно заниматься педагогической или танцевальной деятельностью профессионально , достаточно её любить, ценить, что касаемо танца, восхищаться, и не только видеть, но и слышать движения и музыку. А уж если человек танцует, то он сам должен  стать Танцем, раствориться в нем,  раскрыть себя его широте и красоте!

В своей работе я бы хотел выяснить, в чём разница между танцем, и педагогом, и почему эти два определения существуют в целом.

 

1.Танец как  вид искусства

Трудно сказать, чему человек научился раньше – говорить или танцевать. По сути, дела и речь, и танец служат сходным целям – передать смысл. В речи для передачи смысла требуются слова, оформленные в предложения, а в эту же роль выполняют движения и жест, подчиненные ритму и музыке. И если мы не всегда можем понять человека, говорящего на другом языке, то язык танца не нуждается в переводе: будь то охотничий танец африканских танцоров, пламенное фламенко, или головокружительный вальс. Видимо этим и объясняется то, что мода на тот или иной танец распространяется гораздо быстрее, чем мода на одежду, и весь мир словно сходит с ума, танцуя то греческий «сиртаки», то боливийскую «ламбаду», то испанскую «макарену». И, конечно же, танец передает не только мысль, но и настроение и чувство, и, безумство, делает это ярче, выразительнее и проникновеннее, чем речь. Кроме того, желание танцевать абсолютно естественно, и это можно делать просто для собственного удовольствия. Что же касается бального танца, то и в мире танца это-особая область.

    1. История возникновения и развития классического танца.

           Танец (польский taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества.

Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того - все движения в древности назывались не иначе как танцами! 
Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции. На основе народного  начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец - основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.) и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца. Танец как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой.  
Основные средства выразительности в танце: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Танец обогащается и конкретизируется костюмом,  реквизитом. В балете танец обогащается драматургией, что придаёт ему особую силу воздействия. Простейшая форма танцевального движения - темп; па образуют различные танцевальные сочетания. Организация танца во времени подчинена законам определённой музыкальной системы. Измеряется танец теми же длительностями, что и музыка.

Большое влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: религиозного празднества в Ассирии и Египте, танец в честь Аполлона, Вакха и др. богов, «пиррические» - военные, атлетические были обязательной частью представлений греческого античного театра. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появились танцовщики-пантомимисты. В Древнем Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистического танца, который позднее, во 2-5 вв. н. э., получил развитие в пантомиме. В годы средневековья танец подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглёры, шпильманы, скоморохи). В 15-16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены - морески, создавались трактаты и учебники танца. В начале 17 в. с появлением балетных спектаклей искусство обогащалось новой техникой. Французская королевская Академия танца (основана 1661) выработала систему, получившую впоследствии название классического танца. В результате реформы музыкального театра (оперная реформа К. Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства. В эпоху Просвещения углубляется его эмоционально-драматическое содержание. Возникает форма действенного танца - па д"аксьон, получившая развитие в романтическом балете. На протяжении 2-й половины 19 в. разрабатывался новый, виртуозный стиль, этому способствовало появление специальной обуви (пуанты), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В конце 19 в. сценический танец обогатили композиторы-симфонисты П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов (возникли танцевальные лейтмотив, согласованность солистов и кордебалета и др.).

В балетных спектаклях выработалась особая форма - характерный танец, который вобрал в себя сценические обработки народных танцев. В дальнейшем интерес к народному Танец усиливается, его используют многие русские балетмейстеры - М. М. Фокин, К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов н др. В то же время идёт процесс создания новых форм и разрушения традиционных структурных канонов сценического (па-де-де, па-де-труа, гран па и др.). В конце 19 в. возникло новое направление, условно именуемое танец «модерн» (свободный, пластический или ритмопластический ), истоками связанный с методом Ф. Дельсарта и системой Э. Жак-Далькроза. На формирование «модерна» оказало также влияние искусство А. Дункан. В 40-60-е гг. в странах Европы и в США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения «модерн» и классического. Получает развитие и эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителей и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения. Становление и развитие искусства балета связаны с культурами Италии, Англии, Австрии и особенно Франции. Именно в этой стране начался процесс отделения балета от оперы и предоставления балетному искусству статуса самостоятельной отрасли хореографии.

Ведущими школами классического балета вначале XIX ст. становятся итальянская и французская, которые совершенствуют, развивают на новом уровне основные принципы балета XVII-XVIII ст., ведут поиски новых средств и приемов, значительно усложняют технику прыжка, вращения, и тому подобное. Зародившаяся в Италии классическая хореография впоследствии распространилась по всему миру. По мере того как классический танец проникал в культуры разных стран, он подвергался воздействию культурных особенностей этих стран и, таким образом, претерпевал некоторые изменения. В результате такой ассимиляции на сегодняшний день существуют три основные школы классической хореографии, каждая из которых имеет свои индивидуальные особенности.

Это собственно итальянская, французская и русская школы классического балета. Как вид придворных развлечений, балет зародился при дворах итальянских монархов в эпоху Возрождения. В следующем столетии классический балет достиг высшего развития во Франции, энергично обращавшейся к культуре и искусству.

В XVI веке был сделан большой шаг вперед в развитии техники танца. Приход в балет профессионально обученных исполнителей способствовал дальнейшему развитию танца. Этот процесс был длительным. Постепенно балет становился самостоятельным видом искусства, обновлялась танцевальная техника, оживлялся темп, облегчались костюмы. Замечательным событием стало открытие во Франции в 1661г королевской академии танца. Тринадцать академиков во главе с балетмейстером Шарлем Бошаном должны были развивать дальше благородное искусство танца. В Италии, Франции, Англии каждый по своему искали четко выраженную форму нового балетного спектакля, новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декоративного и костюмного оформления.

Появились смелые новаторы, которые пытались освободить балет от рутины, от однообразия и штампов. Среди них был и француз Жан Жорж Новер. Новер хотел, чтобы балет стал искусством в высоком смысле слова, он утверждал, что танец должен стать действенным, осмысленным и эмоционально выразительным. Под влиянием новой эстетики многое изменяется в балете, костюм становится свободным, не стесняющий движений танцовщицы, туфли типа греческих сандалий. Такие преобразования подготовили почву для дальнейшей реформы балетного театра и появления романтического балета.

Одновременно с развитием техники классического танца стали развиваться теория и методика его преподавания. Сегодня школа классического танца располагает огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Освоение этого материала создает основу для изучения других танцевальных направлений, позволяя в дальнейшем успешно осваивать народные и современные танцы. Необыкновенно красивая и выразительная техника классического танца представляет собой объемный и достаточно сложный для изучения и освоения материал. Поэтому для овладения им необходимо заниматься под руководством только опытных педагогов. При этом следует отметить, что зачастую только групповые занятия классической хореографией не всегда достаточно эффективны для освоения этой сложной техники. Групповые занятия классической хореографией оставляют мало возможностей коснуться всех нюансов техники классического танца.

Классический танец - одно из главных выразительных средств балетного искусства. Представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. По определению Л.Д. Блок, «классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классическом танце эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде» (4, с. 64).

Термин «классический танец» возник в России в конце XIX века, в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных». Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины - «серьёзный», «благородный», «академический». Система классического танца складывалась путём отбора определённых положений и движений. Важнейший принцип классического танца - выворотность (en dehors). В её основе - естественное стремление человека к распрямлённости, вытянутости, прямизне. Выворотность позволяет использовать боковые движения. Наибольшей вытянутости, прямизны человек способен достигнуть в прыжке, полёте. Высшая точка вытянутости на полу - танец на пальцах (пуанты). Происхождение выворотности приписывают иногда французскому придворному балету, хотя известно, что она существовала с незапамятных времён, когда едва началась разработка приёмов сценического танца как в Европе, так и на Востоке. На основе выворотности в классическом танце разработано учение о закрытых (fermes) и открытых (oeverts), скрещенных (croises) и нескрещенных (effaces) позициях и позах, а также о движениях наружу (en dehors) и внутрь (en dedans) (5, с. 68).  Система классического танца разработала позиции ног, рук, корпуса, головы (причём позиции ног разработаны значительно полнее), строго ограниченное число групп движений, включающих понятия:

Информация о работе Танец. Учитель. Учитель танцев