Сущность и истоки кубизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:45, реферат

Описание работы

В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма. Слово “кубизм” (фр. - cubisme, от cube - куб) по-видимому, возникло в 1908 году. Существует легенда о том, что Матисс увидев картину Ж. Брака “Эстак”, сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в журнале “Жиль Блаза” критик Луи Воксель пишет о живописи Брака, как о изображении мира в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, призмы, конуса).

Содержание работы

История кубизма………………………………………………………………………….…….3
Влияние Поля Сезанна на кубизм…………………..………………………………..4
Зарождение кубизма…………………..…………………………………………………….6

Файлы: 1 файл

Сущность и истоки кубизма1.docx

— 442.03 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

История кубизма………………………………………………………………………….…….3

Влияние Поля Сезанна на кубизм…………………..………………………………..4

Зарождение кубизма…………………..…………………………………………………….6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ КУБИЗМА


В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма. Слово “кубизм” (фр. - cubisme, от cube - куб) по-видимому, возникло в 1908 году. Существует легенда о том, что Матисс увидев картину Ж. Брака “Эстак”, сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в журнале “Жиль Блаза” критик Луи Воксель пишет о живописи Брака, как о изображении мира в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, призмы, конуса).

Так насмешливая шутка Матисса переросла в название новой школы. Это художественное направление в европейском изобразительном искусстве начала XX в. ставило своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением, и организация их в другом порядке, что приводит к появлению новых форм. Пластический язык кубизма основывался на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости, пластическом сдвиге формы.

Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства. В картинах П. Пикассо кубического периода создается трагический образ грандиозного изломанного, разрушающегося мира.

Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета, то кубисты выразили новый подход к реальности через условный характер пространства. Ж. Брак писал: “не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное”. Американский искусствовед Дж. Голдинг писал, что кубизм – “самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса”.

Отличительное свойство кубизма — максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Кубизм знаменовал радикальный поворот от описания реальности к ее полному пересозданию, геометрические формы призваны были обнажить некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы.

В основу концепции кубизма легла «языческая» культура, которая в свое время вызвала к жизни искусство античности, а позднее дала новые ростки в эпоху Возрождения. Она освобождала художественное творчество от салонной легковесности, возвращала его к раскрытию сущности вещей и явлений, делая искусство в соответствии с тенденцией времени инструментом познания. В своих последовательных проявлениях новое течение, условно получившее название «кубизм», явило зрителям структуры, как бы обнажающие скелеты предметов.

Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна. В этот «сезанновский» период кубизма (1907—1909) геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира; мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа; цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём (П. Пикассо, "Три женщины", 1909, Ж. Брак "Эстак", 1908).

 

ВЛИЯНИЕ ПОЛЯ СЕЗАННА НА КУБИЗМ

 

1907 год  считается поворотным в отношении  к традиционному, в первую очередь  африканскому искусству, вместе  с тем это рубеж, от которого  берут начало новейшие художественные  направления. 1906 год – год смерти  Поля Сезанна – знаменует начало, особенно глубокого его влияния  на целое поколение художников. Позднее этот период был назван  историками искусства «сезанновским», или «негритянским».

Анализируя творчество Сезанна и в особенности его последние работы, в которых он ближе всего подходит к решению поставленных задач, сопоставляя их с наиболее характерными образцами африканской пластики, являющими подчас идеальные примеры воплощения этих пространственных решений. Можно с уверенностью сказать, что именно творчество Сезанна стало последним и, возможно, решающим в ряду факторов, заставивших по-новому взглянуть на примитивное искусство.

 

Оно стало инструментом открытия, и в этом глубинная суть рассматриваемого процесса. Оно открыло глаза художникам, обнаружившим там, где они меньше всего ожидали, новую систему художественных ценностей, принципиально отличную от той, которой тысячелетиями следовало европейское искусство.

Осязаемая весомость образов, которой стремился достичь Сезанн, пытаясь посредством выявления ритмических, геометрических структур проникнуть в сущность вещей и явлений и отобразить эту сущность. Таким образом, творчество Сезанна, бывшее логическим результатом всего предшествующего развития европейской живописи, в известном смысле близкое к творчеству Ван Гога, Гогена и Сера, сыграло решающую роль в создании объективных условий, при которых африканское искусство было включено в мировой художественный процесс.

 

ЗАРОЖДЕНИЕ КУБИЗМА

 

Зарождение кубизма связывают с написанием П. Пикассо в 1907 году картины "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Пять обнаженных женских фигур, изображенных в разных ракурсах, заполняющих почти всю поверхность холста, как бы грубо вытесаны из твердого дерева или камня. Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущения распада и дисгармонии. В картине «Авиньонские девицы» изображение состоит из нескольких фрагментов живописных плоскостей, которые оказываются не жестко скрепленными, а находящимся в свободном движении относительно друг друга. Если зритель смотрит на верхний правый угол картины, он с большим трудом может обнаружить плоскости, разграничивающие объемы предметов и пустое пространство.

Такого разделения одного из основополагающих понятий для всей предшествующей западноевропейской живописи – в этой работе не существует. Искательные формы со срезанными углами и совмещения фрагментов разных пространных планов передают ощущения необработанной первичной материи. Деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов.

Пикассо словно пускается к первозданным, еще не преодолевшим хаоса, примитивным основам бытия, где добро не отделено от зла, уродство от красоты. Вряд ли знал тогда сам Пикассо, куда он шел; его страсть экспериментатора, стремление выразить в пластических формах эпоху, свое время.

"Смерть  хорошему вкусу!" - провозгласил  Пикассо, спеша осуществить в "Авиньонских  девиц" дерзкий замысел, который никогда не знала история искусства. По мере создания картины он обнаружил, что они становятся отражением той стороны жизни, которая веками осуждалась, ибо были далеки от утонченности и роскоши, от нарядности и внешнего блеска.

"Авиньонские  девицы" свидетельствовали о том, что наступил день переоценки прежних ценностей. Каждое лицо будет носить с этого времени печать сходства с персонажами этой картины. А также с лицом их творца, поскольку он без колебаний избрал для экспериментов свое собственное лицо, разложил его на части и, сильно встряхнув и перемешав, вновь сложил, что оказывает влияние на возникновение этих пяти патетических фигур на картине. В великолепных линиях "Авиньонских девиц" автор оставил образ, чьи основные черты будут со временем схожи с чертами всех обликов.

 

 

 


Информация о работе Сущность и истоки кубизма