Структура построения урока классического танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 00:39, реферат

Описание работы

В правилах школы классического танца сконденсирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. И как показывают современные исследования, он вполне согласуется с биомеханическим анализом элементов «классики». Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл.
Знание этих правил помогает наилучшему, совершенному исполнению самих па; позволяет, следуя мудрому закону, добиться наилучших результатов. Эти правила включают в себя цели и задачи классического танца, которые каждый педагог должен четко сформулировать для себя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….стр.3
Основные задачи уроков классического танца………………………...стр.4
Принципы построения комбинаций…………………………………….стр.5-6
Подбор музыкального сопровождения…………………………………стр.7-8
Методические принципы построения урока классического танца…...стр.8-9
Структура урока классического танца………………………………….стр.9-11
Экзерсис у станка………………………………………………………..стр.12-14
Экзерсис на середине зала………………………………………………стр.15-16
Вращения…………………………………………………………………стр.16-18
Adajio……………………………………………………………………..стр.18-20
Allegro ……………………………………………………………………стр.20-21
Вывод……………………………………………………………………..стр.22-23
Библиографический список……………………………………………..стр.24

Файлы: 1 файл

структура класурока.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

Структура построения урока классического танца

Содержание:

Введение………………………………………………………………….стр.3

Основные задачи уроков классического  танца………………………...стр.4

Принципы построения комбинаций…………………………………….стр.5-6

Подбор музыкального сопровождения…………………………………стр.7-8

Методические принципы построения урока классического танца…...стр.8-9

Структура урока классического  танца………………………………….стр.9-11

Экзерсис у станка………………………………………………………..стр.12-14

Экзерсис на середине зала………………………………………………стр.15-16

Вращения…………………………………………………………………стр.16-18

Adajio……………………………………………………………………..стр.18-20

Allegro ……………………………………………………………………стр.20-21

Вывод……………………………………………………………………..стр.22-23

Библиографический список……………………………………………..стр.24

 

Введение.

       Предмет «классический танец» по праву считается главным в процессе подготовки специалистов-хореографов любого профиля. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.

                В правилах школы классического танца сконденсирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. И как показывают современные исследования, он вполне согласуется с биомеханическим анализом элементов «классики». Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл.

               Знание этих правил помогает наилучшему, совершенному исполнению самих па; позволяет, следуя мудрому закону, добиться наилучших результатов. Эти правила включают в себя цели и задачи классического танца, которые каждый педагог должен четко сформулировать для себя. Также особо важным является знать структуру построения самого урока классического танца, что поможет не только добиться желаемого результата, но поможет предотвратить отрицательные последствия, связанные с травматизмом и вредом для здоровья.

Основные  задачи   уроков классического танца.

  Важнейшей предпосылкой для совершенствования в исполнении классического танца, являются первоначальные задачи уроков классического танца. Каждый педагог должен осознавать, что самое главное на чем все строится – это правильно заложенный  фундамент. В классике этим фундаментов можно назвать такие качества, как:  

·        Апломб (равновесие)

·        Выворотность

·        Осанка

·        Plie

·        Танцевальный шаг

·        Прыжок

·        Музыкальность

·        Постановка рук и головы

         Когда исполнитель приобретает все выше перечисленные качества, тогда уже можно продвигаться на следующую ступень развития. Совершенствовать  координацию движений, выразительность исполнителей, артистизм, танцевальность и т.д.

          Для правильного развития данных качеств нужно знать методику построения урока классического танца, методику составления комбинаций, а так же методику изучения каждого движения в отдельности.

 

Принципы  построения комбинаций.

          Определение формы комбинации можно считать логичное целенаправленное соединение двух или нескольких движений в развитии, имеющее временную и пространственную завершенность.

       «Комбинации» по их назначению в уроке можно разделить на учебные и танцевальные. Большую часть каждого из разделов урока составляют комбинации учебно-тренировочной направленности, при помощи которых осуществляются технические задачи различных уровней обучения. Это учебные формы комбинаций. Танцевальные формы «комбинаций», направленные на развитие танцевальности и выразительности исполнения учебных заданий, конечной своей целью имеют системное формирование и развитие навыков сценического исполнения различных сольных и групповых форм. Исполнением «комбинаций» этого вида обычно завершаются такие разделы урока, как экзерсис на середине класса, «allegro» и в женском классе – экзерсис на пальцах. Далее перейдем непосредственно к теме настоящей работы – рассмотрению структурных принципов учебных «комбинаций». «Комбинации» этой формы всегда имеют четкое построение, но не смотря на свою «строгость», обладают огромным потенциалом вариативного развития их построений. Конкретизация учебных задач в каждом отдельном случае составления «комбинации» делает ее не похожей на другие комбинации урока, что придает своеобразие и всему уроку в целом. Основным признаком формы учебной «комбинации» является наличие в основе ее построения главного движения (их может быть сразу два, например, battement tendu et battement tendu jete)  или направляющего принципа (для сложного комбинирования). В силу того, что главное движение является центром построения, оно должно занимать большую часть пространственно – временного объема «комбинации». При этом предполагается его тщательная проработка путем обязательного, неоднократного его повторения во всех возможных направлениях движения (вперед, в сторону, назад или en dehors et en dedans).

           Основное движение обычно сочетается в «комбинациях» с другими движениями и элементами этого же класса, функцией которых является усиление учебной направленности или эффективности основного движения. Чаще всего они имеют общие признаки с основным движением (по характеру, темпо – ритму, координации и т.д.), но могут и контрастировать с ним в тех же параметрах.

           Последним составляющим элементом построения учебной «комбинации» являются связующие движения, которые используются для более естественных и гармоничных переходов от движения к движению, а также в качестве вспомогательных движений и приемов для исполнения основных движений. Их роль в пропорциональном соотношении с другими, входящими в «комбинацию» движениями, минимальна. Необходимо также упомянуть о танцевальных элементах, проучивание которых является обязательным, начиная с третьего класса. Использования в «комбинациях» этих элементов возможно лишь в строго учебных формах данного класса и не должно носить отвлеченный характер. Отбор движений для составления «комбинации» должен производиться целенаправленно, а так же связующие движения и элементы по их смысловому значению и форме исполнения должны соответствовать единому учебному уровню. Целенаправленность как основополагающий принцип комбинирования, является ключом к выполнению учебных задач любой сложности.

            При составлении «комбинации» важно также соблюдение второго структурного принципа, имеющего формообразующее значение. Это принцип единства музыкально-хореографического построения «комбинации», отражающий тесную взаимосвязь временного, т.е. музыкального и пространственного, т.е. хореографического построения.

Подбор  музыкального сопровождения.

               Важно, чтобы подбор музыкального сопровождения к «комбинации» всегда производился в точном соответствии с характером, а также особенностями темпо-ритмического и динамического строения главного движения. В уроках классического танца наибольшее  применение имеют музыкальные примеры на 2/4, 4/4, ¾. Для движений лигатированного характера,  таких как demi-plie, grand-plie, battement developpe, battement tendu  и т.д., наиболее применимы музыкальные размеры сопровождения – 4/4 и 3/4. и напротив, для четких, резких, акцентированных движений, к которым относятся  – battement tendu,  battement tendu  jete, battement frappe  и т.д., наиболее подходящим будет музыкальное оформление на 2/4.

            Разнообразие метрических построений музыки определяет объем «комбинаций» по количеству входящих в нее тактов, которое колеблется от 8 до 64 тактов в зависимости от применения определенного музыкального размера.

         Пределы допустимых объемов «комбинаций» для каждой отдельной формы построения следующие:

1.     Одночастная  форма: от четырех до восьми тактов – музыкальный размер 4/4; от восьми до шестнадцати тактов – музыкальный размер 2/4; от шестнадцати до тридцати двух тактов при музыкальном размере 3/4.

2.     Двухчастная  форма: от восьми до шестнадцати тактов - музыкальный размер 2/4; от шестнадцати до тридцати двух тактов при музыкальном размере 3/4 .

3.     Трехчастная  форма: всевозможные варианты несимметричных объемов: двенадцать тактов - музыкальный размер 2/4; двадцать четыре такта - музыкальный размер 2/4; сорок восемь тактов при музыкальном размере 3/4 .

        Приведенные выше варианты допустимых объемов «комбинаций», как уже отмечалось выше, не являются стабильными и могут корректироваться педагогом в процессе изменения текущих учебных задач.

Методические принципы построения урока классического  танца.

       Невозможно давать какие-нибудь твердые схемы уроков,- это дело, требующее абсолютной индивидуализации и учета многих обстоятельств. Но необходимо знать некоторые принципы построения урока,: последовательность изучения тех или иных движений, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, структуру урока в целом и т.д.

       Годы многолетней педагогической практики показали, что продуктивнее такой путь организации практических занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми возможными подходами. Они даются в сложных сочетаниях с другими движениями. Учебные комбинации более насыщенны и длительны, темп исполнения возрастает.

       Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Если в младших и средних классах закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения, то старшие классы являются качественно новой ступенью обучения. Здесь суммируются приобретенные детьми все знания и навыки  предыдущих годов обучения, необходимые для изучения  наиболее   сложных движений классического     танца    в    их     законченной    профессиональной    форме.

          Особое внимание педагоги уделяют работе над художественной выразительностью и музыкальностью ученика.

         Программа последних лет обучения насыщена труднейшими движениями во всех разделах обучения. В экзерсисе на середине изучаются все виды grand fouette и grand fouette en tournant, renverse, сложные сочетания tours lent. Усложняются все виды вращения: увеличивается количество туров в больших позах, вводятся комбинированные вращения по диагонали и кругу, убыстряется темп вращений. Необычайно насыщен раздел allegro. Пальцевая техника разнообразна.

     Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением урока в целом и отдельно каждого из его разделов, во-вторых, с умением методически правильно создать учебные комбинации.

Структура урока классического танца.

         Урок классического танца состоит из определенных разделов. В зависимости от программы класса каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Педагог должен выстраивать урок с учетом профессиональных и физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.

        Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса, где разносторонне развивается мускулатура ног,  их  выворотность,  шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; танцор приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

        Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следует adagio и allegro.Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

          Дети, начинающие учиться, делают вначале только экзерсис у палки и на середине в сухой форме, без всякого варьирования. В следующем учении вводятся простые комбинации у палки, их они повторяют и на середине. Проходят основные позы. Adagio в начале изучения исполняется в легкой форме, без сложных комбинаций, направленное лишь к приобретению устойчивости. Затем упражнения усложняются за счет добавления поз, в которых вводится работа рук, и так постепенно мы доходим до комбинированного, сложного adagio.

        Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо упражнения, то следующее упражнение следует сократить, так как всяческая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

        Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное  и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

      На первом году обучения экзерсис у палки и на середине исполняется на всей ступне.

       Затем в экзерсисе у палки вводится подъем на полупальцы, при этом первая половина упражнения исполняется на всей ступне, вторая – на полупальцах.

        На третий и последующие года обучения экзерсис у палки и на середине зала исполняется полностью на полупальцах. Маленькое и большое adagio – также с максимальным применением подъема на полупальцы.

Информация о работе Структура построения урока классического танца