Стиль Арт деко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Ар деко - стилистическая общность, возникновение и существование которой обусловлено десятками воздействий - от первобытного искусства до авангарда; явление, которое в равной степени характеризуют избыточный декоративизм и пуристический минимализм, внимание к традиции и восторг перед динамизмом современной жизни, изучение национальных культур и космополитический интернационализм, меланхолическая задумчивость и экзальтированность, использование эбена и золота и удешевленных стальных трубок, уникальные произведения и общедоступные массовые товары. Это стройная и вместе с тем бесконечно изменчивая стилистическая система, сотканная из множества противоречий, необычайно активная и в то же время стремящаяся к иллюзии постоянства и устойчивости, подобно самой жизни общества в 1920-1930-е годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. АРТ ДЕКО КАК СТИЛЬ В ИСКУСССТВЕ И ДИЗАЙНЕ
1.1. Понятие стиля. Возникновения стиля Арт деко (Ар деко)
1.2. Общая характеристика стиля Арт деко. Виднейшие представители
1.3. Становление и развитие стиля Арт деко за рубежом и в России
2. СТИЛЬ АРТ ДЕКО В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ
2.1. Применение стиля Арт деко в современном интерьере: основные черты, материалы, цвета
2.2. Особенности создания интерьера в стиле Арт-деко. Применение данного стиля для создания интерьера спальни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ЮЛЯ КОТОВА.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Оперирование термином «тоталитарный стиль» предполагает внедрение государства в архитектуру, государственный имперский заказ и воплощение вкусов власти. Но чем эпоха 1930-х в этом отношении отличается, например, от архитектуры XIX века, от ансамблей Росси и Земпера? В количестве созданного архитектура эклектики, модерна и неоклассики рубежа веков наверное даже превосходит эпоху ардеко (что очевидно например в Риме, Париже, Петербурге). В те же 1930-е государство строило и в городах США. Те заказчики, кто отверг аскетичность модернизма и эксперимент ардеко, без колебаний выбрали неоклассику, неогреческую в Германии, неоманьеристскую в Италии, имперскую в СССР. Но ни термин «ардеко», ни «неоклассика» не способны в одиночку описать стилевые процессы 1930-х.

Поиск нового советского стиля в 1920-е и выбор между авангардистским и неоклассическими идеями завершился в конкурсе на ДС. Конечно в 1920-е неоклассика (Фомина и Жолтовского) и ардеко (Серафимова, Щуко и Иофана) были стилевым исключением на фоне мощного развития конструктивизма, но поддерживались властью. В 1930-е, несмотря на предпочтение варианта ДС Иофана, эстетика ардеко постепенно исчезает из проектов. Творческая свобода и талант мастеров ардеко перестали удовлетворять вкусам власти, символом этого стал отказ от строительства здания НКТП. В советской архитектуре 1930-х обращает на себя внимание стилевая переменчивость мастеров, очевидная при анализе творчества Душкина, Гольца, Лангбарда, Руднева, Фридмана, Щусева, Чечулина и др. Стилевые изменения советской архитектуры за сравнительно непродолжительный период 1930-х и разнообразие течений были следствием не свободного творчества мастеров, но поиска требуемого власти стиля. Альтернативой ардеко и неоклассике стал национальный монументальный стиль, возникший еще в конце 1930-х и в 1940-50-е воплотившийся в архитектуре московских высотных зданий.

Развитие советской архитектуры первой половины 1930-х прошло под знаком поиска образа ДС и нового советского стиля вообще. Во второй половине 1930-х начинают складываться условия формирования послевоенного стиля. Появляются проекты в потерявшем дух ардеко квази-национальном стиле, лишенном стилевого единства и аутентичности деталей. Довоенными примерами национального монументального стиля стали правительственное здание Руднева в Баку, театр в Ташкенте Щусева. За исключением павильона Ленинградской области Левинсона, искусственностью стиля отличался и ансамбль ВДНХ 1939 г., не унаследовавший монументального стиля театра в Ереване А.О.Таманяна 1926 г. Творческая несвобода второй половины 1930-х отражается в падении качества проектов, молчании главных мастеров эпохи.

Эволюция ребристого стиля 1930-х состояла в русификации и монументализации мотивов, отказе от синкопии авангарда, индивидуализма ардеко. Стилеобразующим ордером московских высоток 1940-50-х становится советизированный ордер церкви Вознесения в Коломенском, вертикальная устремленность которого наследует ардеко 1930-х, стилю Щуко и Иофана. Послевоенное обращение с неорусскими мотивами достигало иногда уровня дореволюционных памятников. Так, станция метро Комсомольская А.В.Щусева или, скажем, гостиница Ленинградская Л.М.Полякова не уступают в мастерстве Казанскому вокзалу. Но не всякая стилизация была талантлива. Примерами русификации советской архитектуры еще в довоенный период стали жилые здания А.Г.Мордвинова на Тверской и Б.Якиманке в Москве. Однако этой архитектуре не хватало чувства масштаба, точности в деталях и общей композиционной органичности неоренессанса. Культурный террор, направленный в 1920-30-е против дореволюционной России, парадоксально сменился обращением к национальной традиции. До войны неорусский стиль так и не успеет полностью оформиться, а в 1940-50-е в архитектуре будет доминировать охристый стиль Жолтовского.

В архитектуре московских высотных зданий соединились ребристость ардеко и шатровые силуэты русской архитектуры XVI-XVII вв., тектоника готики и иерархичность ступ юго-восточной Азии. При этом отечественные мастера пошли по пути американских архитекторов, декорируя новаторские с технической точки зрения высотные здания историческим декором. Так стиль московских высоток унаследовал приемы довоенной и дореволюционной архитектуры, исторические истоки американских небоскребов и неорусский декор. В этом эклектичность советского послевоенного триумфального стиля, сближающая ее с ардеко 1920-30-х. Впрочем, московские высотки отличаются от небоскребов американского ардеко и в стилевом отношении, и количественно - так, в Нью-Йорке в конце 1920-х было построено не менее 40 башен. По своей архитектуре советские высотки наиболее близки к неоклассическим башням Пан-Американской выставки (1901 г.) и выставки в Сан-Диего (1915 г.), а также неоклассической башне вокзала в Кливленде (1919 г.). Общими с высотными зданиями США 1920-х были даже не столько мотивы, сколько метод сочетания, торжественность и масштаб архитектуры. Именно универсальная каменная тектоника сближает московские высотные здания и небоскребы Нью-Йорка и скрепляет приемы различных стилей. Архаический монументализм и орнаментализм, открытые эпохой протоардеко, позволили ардеко соединять мотивы разных культур.

Советские архитекторы в первой половине 1930-х имели возможность работать как в пролетарской неоклассике, так и в пролетарском ардеко. Однако ситуация изменилась после критических статей 1936 г., направленных против каких-либо новаций4. Еще павильон Иофана на выставке в Париже 1937 г. стал символом включенности советской архитектуры и искусства в развитие международного ардеко, однако павильоны ВДНХ 1939 г. создаются уже в ином ключе. Освоение приемов международного ардеко и обращение к классической традиции было в 1930-е естественным для архитектурного сообщества. Но в этот процесс в середине 1930-х вбрасывается идея национального монументализма. Лишенная четких очертаний, эта вторая после советизации архитектуры задача оказывается трудно выполнимой, потому что и конструктивизм, и ардеко, и неоклассика имели внутри профессиональные источники осознания форм, их индивидуальное целеполагание. Идеи ардекоизации и академизации архитектурной формы с середины 1930-х замещаются русификацией, поиском национального монументального стиля. Такова стилевая эволюция советской архитектуры 1930-50-х, от ребристого проекта ДС Иофана к его замыслу здания МГУ, реализованному Рудневым.

Приемы отечественных течений ардеко и неоклассики 1930-х возникают до конкурса на ДС. Неороманская и экзотическая по своему происхождению супрематизация, безассоциативный и ориенталистический текстурный метод ардеко, неороманский и одновременно архаический монументализм – все эти идеи возникают в архитектуре протоардеко и будут освоены советской архитектурой в 1930-е. На смену ардекоизации, т.е. свободной трактовке форм и супрематизации, приходит вторая волна советизации – академизация архитектурной формы, а затем и третья – русификация. В конкуренции за формирование советского стиля 1930-50-х первенствовала неоклассика, исключением стали ардеко-ориентированные проекты ДС и НКТП, стиль московских высотных зданий. Советское ардеко не было стилем одного произведения – ДС, но оно не удержало стилевой монополии перед лицом наступающего консерватизма. Конкуренция с США, начатая в проектах ДС и НКТП, продолженная после войны в работах Руднева и Чечулина, с середины 1950-х уходит из области архитектуры.

 

2.Особенности применения технологии  стиля Арт деко для создания  современных интерьеров.

2.1.Применение стиля Арт деко  в современном интерьере: основные  черты, материалы, цвета

 

Арт деко - это гармоничное сочетание простоты геометрических линий, являющаяся основой почти всех домашних интерьеров 30-х годов прошлого столетия. Именно дизайн интерьера арт деко повлиял на становление массового производства однотипной мебели, сделав ее максимально доступной. Арт деко от других стилей отличает наличие всевозможных зигзагов, закругленных углов, строгих вертикальных линий.

Для оформления помещения в стиле  арт деко используются такие материалы, как стекло, керамика, кожа, древесина, мрамор.

Стиль арт деко в интерьере может необычно и современно сочетать в себе индийские мотивы и элементы старины с новейшими шедеврами искусства. При этом  может использоваться игривость и обтекаемость элементов в стиле модерн.

Таким образом, арт деко по праву считается воплощением монументальности, роскоши и элегантности.

Почитатели стиля зачастую игнорируют товары массового производства, предпочитая эксклюзивное изготовление предметов интерьера.

Излюбленными предметами арт деко считаются изделия, изготовленные из бронзы, кристаллов, экзотической древесины, змеиной кожи или слоновой кости.

Интерьер квартиры арт деко может варьировать от элегантно-классического, до экспрессивно-этнического. Главное, чтобы и в том, и в другом варианте присутствовали эффектность и яркость смелых  и роскошных сочетаний.

Современные гостиные в стиле арт деко содержат  в себе геометрические фигуры и закругленные фасады. Интерьер арт деко - это, прежде всего, мебель из натурального дерева и кожи  светлого оттенка. Приветствуются также столешницы из мрамора с геометрическим орнаментом, стеклянные вставки и металлические ручки. В гостиной арт деко может быть воплощена практически любая задумка. Это могут быть объемные фигуры в виде куба, миниатюрные авиационные или автомобильные предметы. При создании интерьера арт деко, следует использовать оригинальные аксессуары и сувениры.

Чтобы создать интерьер спальни в стиле арт деко, необходимо начать с изголовья кровати, которое следует обить мягкой тканью. Ведь мягкие спинки и подлокотники - основные черты стиля. Ночной столик или тумбочка с зеркалом - еще один аксессуар.

Арт деко - эксклюзивный стиль. Поэтому будет хорошо, если спальня в стиле арт деко, будет оформлена с применением винтажных и антикварных предметов, а так же предметов из разных уголков мира.

Оформляя квартиру, не забудьте про интерьер ванной комнаты, где должна найти свое место яркая цветная плитка, зеркала, оправленные дорогими рамами и современная сантехника. Все эти элементы придадут ванной комнате роскошь и функциональность, что является неотъемлемой чертой стиля арт деко.

Главные характерные признаки стиля:

зигзагообразные формы (это может быть орнамент или укладка плитки елочкой);

Sunburst, что означает солнечные  лучи (можно встретить и в отделке, и в форме, и в декоре). Кстати, именно с лучами связана присущая  Арт-Деко полосатость многих элементов (применяется полосатый декор,  отделываются стены полосой или на полосы делится спинка дивана);

ступенчатость (например, расхождение солнечных лучей ступенями наподобие многоступенчатых сооружений, типичных для вавилонской, шумерской и ассирийской архитектуры);

трапецевидность (наличие многих предметов интерьера с формой трапеции, например, мебели,  зеркала или же декора дверей);

кривые линии (чаще встречаются искривления геометрической формы, однако бывает и резкое округлое искривление);

клавиши пианино (имеется в виду чередование светлых и темных полос, встречающихся повсеместно);

контурность или рамочность (например, поверхность, украшенная контрастного цвета линией, другими словами, обрамление, что позволяет наиболее ярко подчеркнуть стилеобразующую геометричность).

Стиль Арт-Деко подразумевает использование материалов: дерево (в том числе инкрустированное); стекло; натуральная кожа (в том числе шкура зебры); нержавеющая сталь; алюминий; глянцевая керамическая или каменная плитка; лакированные поверхности.

Относительно цветовой гаммы можно сказать, что в Арт-Деко используются преимущественно нейтральные тона: черный, белый, серый,  серебристый, бежевый, коричневый, а также оттенки загара и металла. Допускается скупое и приглушенное внедрение других цветов, в первую очередь, зеленого, голубого, золотого, красного или бордового.

За многоликостью стиля нетрудно разглядеть главное: искусство тех лет - это воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами.

Использовались новые материалы, созданные современной цивилизацией, такие как алюминий, нержавеющая сталь. Но в то же время применялись инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры и другие природные, но очень дорогие и экзотические материалы.

Скругленные углы, строгие вертикали, «обтекаемые» формы. Природному орнаменту предпочитаются абстрактные и стилизованные мотивы - зигзаги, круги, треугольники, ступеньки, энергичные и широкие кривые линии. Особенно популярны мотивы шеврона, восходящего солнца и клавиш фортепиано.

Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века.

Опять же, все зависит от ваших пристрастий – вы можете придать своему Ар-деко ярко-экзотический, благородно-традиционный и какой угодно другой оттенок. Сочетание черного и белого лака, пара этнических мотивов, ручки из бронзы, функциональная мебель мягких форм и из экзотического дерева, стильная техника «под цвет», большие зеркала в ярких резных оправах, приправа из нескольких ваших идей, все это - «Ар-деко»!

Характерными формами стиля Ар Деко обладает мебель геометрических фигур. Саму мебель можно стилизовать под Ар Деко творческим путем покрытия простых прямоугольников красным деревом, бежевым лаком, африканским рисунком или придания ей обтекаемой формы.

Цвет и форма для этого стиля важнее, чем орнамент. Как правило, в интерьере используется более трех цветов, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого - горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

Интерьеры, оформленные в стиле ар-деко, производят впечатление сгруппированных  отдельных компонентов, «стильных вещей» - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики.

Сегодня стиль ар-деко весьма популярен, ведь он представляет собой удачную комбинацию неоклассицизма и модерна, это стиль для тех, кому чужда сдержанность и антикварность классики. Ар-деко - это роскошь и шик, дорогие и современные материалы. В отличие от растительных тем модерна, Ар Деко присущи геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Очень характерно изображение обнаженных женских фигур с развитой мускулатурой и в экспрессивных «изломанных» позах.

При создании интерьера в ар-деко главное - тщательно отнестись к выбору и постараться выдержать стиль, который требует несколько иных приемов, чем классика. Здесь все крупнее, ярче, массивнее, смелее.

Стены интерьера в стиле ар-деко должны вызывать ассоциации не с обветшалой аристократической виллой, а с роскошью Голливуда.

Для воплощения идей в стиле ар-деко лучше всего подойдет штукатурка на основе металлизированных частичек, которая создаст яркую поверхность с металлическим или шелковым переливом. С помощью штукатурки можно декорировать стены абстрактными линейными мотивами, добиться эффекта бархата, тисненой бумаги или кожи.

Кроме того, декоративная штукатурка не только красива, но и практична: она легко реставрируется, не выгорает и не изменяет свой цвет со временем.

Информация о работе Стиль Арт деко