Средневековое искусство Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены: эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский стиль.

Файлы: 1 файл

Средневековое искусство Западной Европы.docx

— 34.54 Кб (Скачать файл)

Средневековое искусство  Западной Европы

Эпоха, стиль, направление "Каролингское возрождение", готика, романский  стиль 

В IV в. началось вторжение  племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения  народов». Долгое время римлянам удавалось  сдерживать натиск варварских племен («варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке). Варвары заключали с Римом  союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии. В 395 г. Римская  империя разделилась на Восточную (Византию) и Западную. Последняя, ослабленная  внутренними противоречиями, не могла  противостоять варварам. В условиях непрекращающихся войн нарушались римские  законы, сокращалась торговля, приходили  в упадок города. В 410 г. Рим был  захвачен и разграблен германскими  племенами вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наемников  Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам  стал править Италией. Западная Римская  империя пала.

Наступил этап Средневековья  — исторической эпохи, продолжавшейся почти десять столетий. Наравне с  поздней античностью Великое  переселение народов стало одним  из источников культуры Средних веков. Прежде чем искусство Средневековья  приняло самобытную и яркую форму, оно должно было пройти через необходимый  этап становления новых идеалов  и принципов. Главную роль в этом процессе играло христианство. Именно церковь создала духовные предпосылки  для совместного существования  римлян и варваров, тем самым сплотив  средневековое общество.

От античности средневековое  искусство заимствовало некоторые  художественные формы и ремесленные  навыки. Так, приемы строительства храмов, создания мозаик, фресок и книжной  миниатюры берут свое начало в  Древнем мире. Однако использование  этого опыта в искусстве раннего  Средневековья было возможно лишь в  тех областях, которые прежде являлись римскими провинциями, на остальных  территориях долгое время господствовали традиции варваров.

Племена варваров постоянно  перемещались с места на место, в  силу этого их искусство того времени  представлено не архитектурными памятниками, а, в основном, оружием, ювелирными изделиями  и различной хозяйственно-бытовой  утварью, найденными в древних погребениях  и кладах. Варварские мастера отдавали предпочтение ярким краскам и  дорогим материалам — серебру, золоту, драгоценным камням.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли государства германских племен: остготов (позднее — лангобардов) в Италии, вестготов в Испании, франков  в Галлии (современных Германии и  Франции), англо-саксов в Британии. В  это же время варварские народы обратились в христианство, что нашло самое  непосредственное отражение в искусстве: начали возводиться христианские храмы, в которых появились изображения  святых и христианская символика. Храмы  строили по образцу римских базилик, складывая их из массивных камней; для перекрытий использовали дерево; колонны в большинстве случае заимствовали непосредственно из античных сооружений.

Варварские государства  непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности  главным достоинством жилых построек считалась их защищенность — в  результате появились надежные и  хорошо укрепленные сооружения —  замки. Замки возводили на возвышенных  местах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами.

Меровингское  искусство 

В V в. целый ряд областей северной и центральной Франции  были объединены государством Меровингов. Династия Меровингов просуществовала  до VIII в. Меровингское искусство опиралось  на традиции позднеантичного искусства  и искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи  в известной степени отразила упадок строительной техники, вызванный  крушением античного мира, и в  то же время подготовила почву  для расцвета дороманского зодчества  в период «Каролингского возрождения». Для эпохи меровингов типичны  баптистерии (в Пуатье, IV—XI вв.), подземные  церкви-крипты (Сен-Лоран в Гренобле, кон. VIII в.) и церкви базиликального типа; зачастую в постройках использовались античные мраморные колонны. В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с чертами «звериного стиля»; особенно распространены были плоскорельефная  резьба по камню (саркофаги), рельефы  из обожженной глины для украшения  церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенного золотыми и серебряными вставками и  драгоценными камнями. В книжной  миниатюре главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, в декоре рукописей использовались орнаменты, в которых встречаются  раннехристианские мотивы в виде венков, крестов, фигурок ангелов  и птиц вокруг райских дерев.

В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали  варварские традиции и верования. Североевропейский  орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево  линий. Среди узоров возникали очертания  зверей и птиц, фигурки людей и  демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются  на рукоятях мечей, а также на страницах  древних ирландских рукописей. Не севере Европы было также развито искусство  резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие  каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения  крестов поначалу использовался  орнамент из виноградных лоз, позднее  в резьбе стали преобладать стилизованные  изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры.

«Каролингское возрождение»

Когда в 800 г. папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814) «корону римских императоров», — в Западной Европе возродилась  империя. Под владычеством Карла  Великого оказалась значительная часть  территории бывшей Западной Римской  империи. Со времен этого императора европейские государи стали называть себя королями. При Каролингах —  так называлась династия, основанная дедом Карла Великого Карлом Мартеллом, — идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы  и строители, зачастую просто заимствуя  детали из древних зданий; римская  живопись служила образцом для миниатюристов. Искусство той эпохи получило наименование «Каролингского ренессанса».

Из архитектурных памятников «Каролингского ренессанса» до наших  дней дошли немногие. Среди них  — капелла императорской резиденции в Ахене (788—805, Германия), «ворота» с  надвратным залом в Лорше (ок. 800, Германия) и др. Ахенская капелла  и надвратная постройка в Лорше  — нетрадиционные сооружения раннего  Средневековья. По литературным источникам известно об интенсивном строительстве  обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций — «пфальцев».

Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806), а также  фресками, содержание которых с течением времени становилось все более  разнообразным. Церковь Св. Иоанна Крестителя (ок. 800) в Мюнстере (Швейцария), где  находятся древнейшие из известных  каролингских фресок, была расписана  на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Именно в этой церкви впервые появилось  изображение Страшного Суда, что  впоследствии стало одной из характерных  черт средневекового искусства. На фресках  пропорции фигур выдержаны в  античных традициях, с другой стороны, здесь нет той уравновешенности, которая свойственна античному  искусству: жесты персонажей резки, широкие складки их одеяний развеваются, будто подхваченные вихрем. Имеются  свидетельства, что в эпоху Каролингов развивалась также светская живопись, однако памятники этого рода до наших  дней не дошли.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной  миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла  Великого в дворцовой книгописной  мастерской в Ахене было создано  Евангелие Годескалька, названное  по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются  изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 г., а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге  античная стилистика сочетается со средневековой  символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны в Туре, Реймсе (современная Франция) и других городах. В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.

Одним из замечательнейших произведений «Каролингского возрождения» считается Утрехтская Псалтирь (IX в.), хранящаяся ныне в университете города Утрехта (Нидерланды). В книге сто  шестьдесят пять рисунков, каждый из которых  соответствует определенному псалму. Например, сцена с двумя мастерами  у кузнечного горна иллюстрирует следующий стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как серебро, очищенное  в горниле земли, очищенное семь раз». Средневековый художник сумел  создать нечто совершенно новое: изобразительное повествование, состоящее  из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, он наполнил яркими и живыми образами. Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение. Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали  появляться на книжных окладах, выполненных  из слоновой кости и золота, а  также на небольших алтарях.

С середины IX в. приобрели  известность иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Св. Мартина  в Туре. В так называемой библии Карла II Лысого (846—51) изображена торжественная  сцена поднесения книги этому  государю: процессия монахов в  окружении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстает  перед императором. Эта миниатюра  — одно из самых ранних изображений  реального события в западноевропейском средневековом искусстве.

В 843 г. империя Каролингов распалась. Всю вторую половину IX столетия на территории бывшей империи не прекращались междоусобные войны, что привело  к почти полному упадку культуры.

Романский стиль 

В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним  из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного  и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также  искусства эпохи Великого переселения  народов, Византии и мусульманских  стран Ближнего Востока. Формирование романского стиля было обусловлено  развитием феодальных отношений  и идеологией католической церкви. В области культовой архитектуры  главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, а  строителями, живописцами, скульпторами и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.

Отдельные романские постройки  и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского  ландшафта и господствовали над  округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение  могущества феодального владыки. Романские  постройки гармонировали с природным  окружением, их компактные формы и  ясные силуэты как бы повторяли  и обобщали естественный рельеф, а  местный камень, чаще всего служивший  материалом, органично сочетался  с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной  силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные  стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а  также высокие башни, ставшие  одним из главных элементов архитектурной  композиции. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических  объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых  расчленялась лопатками, аркатурными  фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его  монолитной целостности. Храмы развивали  унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и  центрической церкви; в базиликальных  храмах в месте пересечения трансепта  с продольными нефами возводились  световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи  четко обособленную от остальных. В  интерьере мерные ритмы разделяющих  нефы аркад и подпружных арок вызывали ощущение устойчивости конструкции, это  впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже — куполами), пришедшими в романский  стиль на смену деревянным перекрытиям  и первоначально появившимся  в боковых нефах.

Если в раннем романском  стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и  стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные  на капителях колонн. В зрелом романском  стиле плоский рельеф сменяется  более высоким, насыщенным светотеневыми  эффектами, но неизменно сохраняющим  органичную связь со стеной.

В эпоху романского стиля  расцвела книжная миниатюра, а также  декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное  искусство.

В романской живописи и  скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и т.п.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и  динамичный характер. Для романской  пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

Франция

Наиболее последовательно  романское искусство формировалось  во Франции, где наибольшее распространение  получили трехнефные базилики, а также  так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь  Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250). Для Франции  характерно многообразие местных архитектурных  школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве  Бургундии, Нормандии, Аквитании и  Пуату и Прованса. В Бургундии  построены самые крупные и  величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность  среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.). Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения  использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор  в Клермоне, XII в.). На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют  античные орнаменты и колонны  с античными капителями. Храмы  Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность  стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях  колонн и по сторонам порталов (церковь  Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.). Своеобразная архитектурная школа сложилась  в Нормандии, которая в то время  входила в состав владений английского  короля. Норманнские архитекторы  долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными  внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов  и в центре (церковь Ла Трините  в Кане, 1059—66 и 1100—30). Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный  памятник Пуату — трехнефный собор  Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).

Информация о работе Средневековое искусство Западной Европы