Современные методы арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Арт-терапия - метод лечения посредством художественного творчества - привлекает к себе в последнее время все большее внимание во всем мире. Трудно назвать еще какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и их групп, но и для "социального врачевания". Весьма показательно то, что появление первых форм арт-терапии сопутствовало глубоким изменениям в культурном "климате" развитых стран Запада, а ее развитие в дальнейшем было тесно связано с движением за реализацию прогрессивного общественного предназначения искусства, которое могло бы являться не столько объектом эстетической фетишизации, сколько фактором оздоровления общества во всем мире.

Файлы: 1 файл

Арт-терапия.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

В случае изобразительного искусства зритель вовлечен преимущественно произведением искусства (картиной или скульптурой) и в меньшей степени, самим художником. В театре зрители вступают в прямые отношения с актерами, которые сами в этот момент находятся в процессе творчества.

Процесс творчества происходит не только в физическом, но и в  метафорическом пространстве между  актером и зрителем - он меняется каждый вечер во время представления. Зрители - это и единая группа, и  собрание отдельных людей, которые  придают различную динамику ожиданиям, настроению, чувствам и смыслу. Как отдельный актер, так и весь актерский ансамбль реагирует на любые изменения аудитории, и по ходу пьесы между ними устанавливается определенная система общения. Если мы посмотрим спектакль на другой день, то увидим уже другое, неповторимое представление. Это общение становится возможным благодаря специфической структуре театра и условности представления.

Через условность театра мы сжимаем пространство или ускоряем время, переживаем, отдельные события  внутри сцены и реагируем так, как если бы мы "воспринимали нечто реальное". Мы знаем, что актер, играющий короля Лира, уйдет со сцены, смоет грим и выпьет пива перед уходом домой, готовый завтра вновь играть своего героя. И все же это не мешает нам увлекаться театральным действием, переживать смерть Лира и смерть его дочерей в конце пьесы. Мы знаем, что в обычном смысле это не является правдой, но в хорошем спектакле есть театральная и поэтическая правда, и мы откликаемся на эту правду всей душой. Приблизиться к пониманию драматического искусства мы сможем, вернувшись от момента представления к ранним этапам работы актеров с телом и голосом. Они предшествуют первой читке и работе режиссера, художников и технического персонала. С них начинается творческий процесс в начале репетиций. Вдохновение, созидание, эксперимент, отказ от прежних подходов, дальнейшее усовершенствование, воссоздание образа - все сшивается воедино, распадается на части и взаимно уравновешивается в процессе создания спектакля.

Именно эти процессы - ядро театрального искусства, служащее арт-терапии. Это театральное искусство, используемое особым образом, в данный момент и в данном месте, - суть драма-терапии и практики ее применения.

Часто спрашивают, являются ли драма-терапия и психодрама вариацией на одну и ту же тему - или это совершенно разные вещи? Драма-терапия в основном работает с драматической реальностью, часто на материале пьес, легенд и мифов о разных жизненных ситуациях. Напротив, психодрама, вообще говоря, работает со сценарием жизни клиента, реальными событиями, которые происходили в его прошлом, происходят сейчас или могут произойти в будущем.

Большая часть терапевтической  работы в психодраме осуществляется через имитацию, то есть воссоздание  эпизода с разными членами  группы, исполняющими в сценах роль "значимых других". При анализе сцен в психодраме используются многие театральные приемы, в том числе проигрывание ролей в обратном направлении и метод "пустого стула". Клиент здесь эмоционально не дистанцируется от своего материала. Разве что это бывает с той целью, чтобы дать клиенту возможность сыграть роль "значимого другого", не используя прием проигрывания роли в обратном направлении.

Психодрама - очень эффективный  метод, сочетающий широкий спектр творческих систем и приемов, многие из которых основоположник психодрамы Якоб Морено, заимствовал из театра. Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А.Минде; Пер. с англ. И.Динерштейн. - М.: Эксмо, 2003. - С.31. Психодрама считается мощным средством психотерапии, использующим методы, взятые Морено из профессионального театра и усовершенствованные в дальнейшем.

Драма-терапия - это недавно  возникший вид арт-терапии (или, как  ее еще называют, терапии творчеством, художественной терапии, или терапии  через самовыражение), но у нее древняя история. В любой культуре, как недавнего, так и весьма отдаленного прошлого, театр (включая драму) был частью и жизни общества, и жизни отдельных людей, он был как средством выражения необходимости изменений, так и частью этих изменений.

Драма и театр были частью как религиозных обрядов, так и уличных представлений, актеров превозносили до небес - и  обращались с ними как с бродягами. С чего начинается понимание драмы  и театра и их взаимосвязи с  терапевтическим действием?

Драма как вид искусства, где мы участвуем в качестве актеров, технического персонала, режиссера  и зрителей, имеет решающее значение для нашего выживания. Если у нас  не будет возможности принять  участие в "драме, которая больше, чем жизнь", тогда мы, может быть, сотворим драму, которая будет действительно больше жизни - по своим разрушительным масштабам.

Ритуал, одна из древнейших форм театрального искусства, дает людям  возможность укрепить веру и свои взаимоотношения, заново переосмыслить  тему добра и зла - используя символы и образы, на разных уровнях влияющие как на отдельного человека, так и на целые группы людей.

В основе нашего понимания  драма-терапии лежит способность  человека не только воспринимать, но и  создавать то, что в действительности не существует, - через придуманную драму. Это самый главный принцип эффективности драма-терапии, независимо от того, применяется она в целях предупреждения болезни или же в ходе лечения.

 

Заключение

Представление об арт-терапии  как оригинальном направлении в  социально-культурной деятельности говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.

Опыт написания контрольной работы по данной теме предоставил возможность повысить свою осведомленность об этом все еще достаточно "экзотическом" методе, принять определенные организационные решения, касающиеся деятельности социально-культурных учреждений, сделать свой выбор как руководителя творческого хореографического коллектива в пользу более серьезного профессионального освоения танцевально-двигательной арт-терапии, цветотерапии и костюмотерапии.

 

Список литературы

1. Бетенски М. Что  ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.

2. Дженнингс С. Сны, маски и  образы. Практикум по арт-терапии  [Текст] /С. Дженнингс, А. Минде;  Пер. с англ.И. Динерштейн. - М.: Эксмо, 2003. - 384 с. 

3. Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб.: Издательство "Лань", 1999. - 256 с.

4. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии  [Текст] / А.И. Копытин. - СПб.: Издательство "Речь", 2003. - 96 с. 

5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия  [Текст] / Л.Д. Назарова. - СПб.: Речь, 2002. - 240 с.

6. Фельденкрайз М. Осознавание  через движение [Текст]: двенадцать  практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ.М. Папуш. - М.: Институт  Общегуманитарных Исследований, 2000.


Информация о работе Современные методы арт-терапии