Современные методы арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Арт-терапия - метод лечения посредством художественного творчества - привлекает к себе в последнее время все большее внимание во всем мире. Трудно назвать еще какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и их групп, но и для "социального врачевания". Весьма показательно то, что появление первых форм арт-терапии сопутствовало глубоким изменениям в культурном "климате" развитых стран Запада, а ее развитие в дальнейшем было тесно связано с движением за реализацию прогрессивного общественного предназначения искусства, которое могло бы являться не столько объектом эстетической фетишизации, сколько фактором оздоровления общества во всем мире.

Файлы: 1 файл

Арт-терапия.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Несомненно, что самое главное  условие успешного обучения - это  непременное присутствие творческого начала на уроках и во внеурочное время.

При ознакомлении с фольклорными традициями русского народа одним из способов развития - способность творить - будет  работа с глиняными игрушками-свистульками (на примере Орловской области - плешковская  и чернышенская игрушки), самый лучший вариант - с изготовленными собственными руками. Другой вариант - кугиклы, жалейки, рожки и прочее.

Освоение звука посредством  музыкальных инструментов (в частности, свистулек) позволяет услышать, узнать, полюбить вначале один звук, потом ощутить расширение мира за счет появления второго звука и его взаимодействия с первым и, наконец, добавить объем и многоплановость с появлением третьего звука.

Работая в течение некоторого времени  только с одним звуком, удается  сделать важное открытие: внутри одного звука мир так же полон и сложен, как и вся вселенная вокруг. Чем тоньше научится человек чувствовать мир и звук как часть себя и мира, тем сильнее и глубже будут развиты его чувства, а значит, он будет иметь более богатый внутренний мир. Богатство же внутреннего мира при свободе самовыражения позволит беспрепятственно обмениваться этими богатствами людям, тем самым, умножая красоту и добро во вселенной.

Удивительные возможности увлечь даны педагогу-руководителю творческого  коллектива, который сам прошел эту школу познания звука и весь горит восторгом открытия. Трудно отрицать, что успех педагога напрямую зависит от степени его искренней заинтересованности в том, что он делает, и включенности в процесс.

Если педагог во время занятия  только дает указания, проводя те или иные упражнения, а сам остается в стороне - не поет вместе с детьми, не зажигает их своим задором, не дополняет своей неповторимостью, то дистанция между ним и его учениками постепенно превращается в пропасть.

Совершенно нереально представить себе ведущего группу песенного фольклора, который стоит в стороне, только создав условия для работы группы, как это часто бывает на определенных этапах в ходе арт-терапии.

Вести за собой может только тот, кто идет, кто не пребывает в уверенности, что достиг вершин, а продолжает непрерывно развиваться и не боится в этом сознаться.

Самым высоким уровнем творческого  осмысления, происходящего в отношениях с русской народной песней, является импровизация, свободное владение ситуацией  на основе глубоких знаний текстов песен и их характеров. Но такой уровень слаженности становится возможен только в случае, если ваши ученики уже настолько благодарны друг другу за соучастие в песне, что научаются слышать другого и уступать ему.

Умножение радости через самовыражение и доставление радости другим - вот главное ядро совместной работы. Все непременно получится, если мы будем слышать друг друга, а фольклор учит этому просто замечательно.

Наша цель - не чистое исполнительство, позволяющее примерять  песню, как красивое платье, а вхождение  в мир песни и пребывание в  нем. Даже можно сказать, обмен мирами, когда песня становится нами, а  мы - песней. Только при этом условии  вы увидите восторженные лица слушателей и почувствуете страстное желание окружающих петь вместе с вами. Только тогда красота созидания объединит своими волнами всех, кто ему сопричастен.

В реальной жизни у  нас постоянно совершается переход  сознания от "хочу" к "не хочу" и обратно. Но подсознательно мы чувствуем, что требуется нашему телу, душе, духу, что для них хорошо, и порой, сказав "нет" в реальной жизни, мысленно мы все равно присутствуем в месте отказа.

Взаимодействие и взаимоподдержка  в постоянной или временной группе позволяют выработать уверенность в себе за счет негласных позитивных оценок деятельности члена самой группой, принимающей то, что мы делаем. Постепенно эти приобретения закрепляются и на физическом уровне.

Таким образом, важность физических привычек определяется тем результатом, по которому мы впоследствии можем проводить диагностику. Она, в свою очередь, демонстрирует и качественное продвижение в освоении песенного фольклора, и приобретение новых умений социального плана: дети уже 12-14 лет не видят проблем в том, чтобы учить других, будь то их гипотетические дети или вполне взрослые люди.

Взаимная поддержка, приобретение уверенности в себе, самораскрытие  и возрастающая адекватная самооценка - все психотерапевтические элементы органично вписываются в структуру песенной культуры русского народа. Впрочем, сказать "вписываются" - значит привнести нечто извне. Более точным будет сказать "имеют место", "присущи".

Сказать, что пение  само по себе преображает человека, - значит, ничего не сказать. Нам песня  представляется некой лабораторией, в стенах которой имеется все необходимое для каждого из нас.

Наряду с проработкой  отдельных состояний мы утверждаем, что при работе с песенным фольклором происходит и коррекция отдельных  черт личности человека, сопряженных  с нежелательными для социума явлениями. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность. Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же на физиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, нарушают его ритм, что не может сказываться положительно и на всем самочувствии человека.

Таким образом, поскольку  индивидуальные задачи становятся общегрупповыми, тогда и движение всей группы к  поставленной цели становится необходимым  условием развития индивидуальности каждого  ее члена.

 

4. Танцевально-двигательная терапия

Что же касается танцевально-двигательной терапии, то непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка  танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут  в себе освобождающий и терапевтирующий  заряд такой огромной силы, что лишают нас сомнений относительно их уместности в концепции интегративной арт-терапии.

Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, именно она в основном занимается движениями мышц органов, неподконтрольных сознанию структур. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.

Ни для кого не секрет, что танцевальные терапевты, руководители творческих хореографических коллективов  относятся к телу и разуму как  к единому целому, определяя их взаимное воздействие как залог здоровой психики. Удивительно, что в русских танцах и танцевальных движениях других этносов, помимо движений-сигналов личности, движений-символов, движений ролевого направления, существуют уникальные по своей психофизиологической связи детали.

Например, внутренне зажатый, имеющий проблемы психологического плана человек, пойдя в круг и подражая раскованным движениям танцующих, всегда выдаст себя тем, что руки его не будут подниматься на ту высоту, при которой открывается доступ к подмышкам. Большие скопления лимфатических узлов в подмышечных впадинах представляют собой центры "защиты" не только на клеточном, тканевом, но и общеорганизменном уровне; и при поднятых руках они оказываются "доступными", что свидетельствует об уровне доверия танцующих друг к другу.

"Полное вытягивание  рук, - утверждает А. Лоуэн, - выражает  полные чувства. Если плечи  связаны подавленным гневом, растягивание  рук укорачивается, а чувства  ослабляются". Назарова Л.Д. Фольклорная  арт-терапия [Текст] / Л.Д.Назарова. - СПб.: Речь, 2002. - С.26. Значит, танцуя при исполнении фольклорной песни, посредством работы со свободными движениями рук мы снимаем зажатость плечевого пояса, избавляясь от гнева.

Характерная для русских  танцев релаксация рук, особенно кистей, предназначенных для производства тонких дифференцированных движений, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Но ведь наши руки - это наша речь, наше мышление. Становится понятным, какую сферу личности мы пытаемся привести в порядок, осваивая танцевальные движения для рук.

Сильный эффект оказывают  характерные для русских танцев движения ног: исполнители танцуют  со слегка согнутыми коленями, всей стопой активно взаимодействуя с  землею. Стопа почти не отрывается от земли, а во время притопываний, которые словно вбивают ногу в землю, осуществляется столь необходимое заземление. Человек, твердо стоящий на земле, имеет не только уверенную осанку, но и соответствующий характер.

 

5. Цветотерапия и костюмотерапия

Значительную роль в  освоении песенного фольклора играет также терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у участников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нем. Работа над собственным имиджем сводится, как и любая другая психотерапевтическая работа, к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом.

Если прав М. Фельденкрайз, что "образ себя состоит из четырех  компонентов... Это движение, ощущение, чувство мышление", Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст]: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ. М.Папуш. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. - С. 14. то при осознанной или неосознанной работе с костюмом мы включаем в действие все четыре компонента: мы начинаем иначе двигаться, ощущаем себя другим человеком, чувствуем, насколько сильны перемены в самооценке, меняем направленность наших мыслей на позитивную. Основную работу при этом осуществляет красота.

Помимо работы с личным образом через освоение разнохарактерных танцевальных движений, мелодий и  текстов у каждого из участников происходит активное развитие и усиление внимания к чувствам, осознание и  согласие с собственной непохожестью, выделением из толпы. Следует признать, что многие с весьма большим трудом осваивают мысль, что, являясь частью всех, ты еще одновременно и неповторим. И ценен в этой неповторимости.

Все это есть визуальная трансформация личности в лучшую яркую сторону, и она обрекает нас на то, что даже дети с признаками дисморфофобии начинают относиться к своей внешности иначе. Метаморфизм концертного образа обязывает любить себя, поскольку ты постоянно видишь восхищение в глазах зрителей. Это именно тот случай, когда невербальные средства выступают инструментом, производящим наглядную коррекцию.

Поющие красные цвета, сияющие белые, конкретный черный - три главных цвета мира обращают нас к силе и страсти, к энергетике, к чистоте и покою, к всепоглощению  и отрицанию покоя - дуализму нашего мира. Оказываясь в центре этих стихий, человек начинает осознавать собственную уникальность, признавая за собой право, быть непохожим и - что наиболее важно - радуясь этой непохожести. Ты оказываешься нужным и важным для мира. А ведь известно, что "самосовершенствование связано с признанием собственной ценности". Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст]: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ. М.Папуш. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. - С. 21. С уверенностью в себе мы движемся по трудному пути совершенствования духа, что, пожалуй, является единственно важным в этой жизни.

Но не только цветовая основа костюма производит терапевтирующее  действие. Вышивка со знаками оберегов, бисерные украшения, неповторимые головные уборы, которые своей красотой взывают к нашим чувствам, играют более чем значимую роль в преобразовании имиджа.

 

6. Драма-терапия

Драма-терапия - это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для пациентов, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения, и в целях лечения.

Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в  древних ритуалах исцеления и  театральных представлениях многих цивилизаций. Но лет тридцать назад  она вновь появилась как современный метод психотерапии, который получил официальное признание. Все компоненты театрального искусства - голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки - являются неотъемлемыми составляющими драма-терапии.

Почему же в этом контексте  театральное искусство приобретает  такое значение? Почему его нельзя использовать только для того, чтобы  внешним образом выразить проблемы людей? Любой вид искусства являет то, что невозможно донести ни в какой другой форме. С помощью театра мы можем выразить и пережить нечто, что часто называют "таинствами жизни". Древние греки думали, что с помощью театра можно встретиться с богами (слово "театр" происходит от слова theatron, которое связано и со словом theoria - то есть мы лучше понимаем все, увидев это в театральном представлении, - и со словом theos, что означает "бог"). Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А.Минде; Пер. с англ. И.Динерштейн. - М.: Эксмо, 2003. - С.26. Мы можем испытать такие чувства и эмоции, совершить такие поступки, которые невозможны в обычной жизни.

В великих драматических  произведениях, мифах и легендах затрагиваются темы, близкие каждому  человеку, они выступают как средство изучения жизни отдельного человека или целой семьи. Театр дает возможность отодвинуть переживания - с тем, чтобы поместить их на любое расстояние и рассмотреть с разных точек зрения. Мы слишком близки к своим переживаниям, чтобы рассмотреть их (как говорится, не видим за деревьями леса). Театр, с одной стороны, позволяет нам отойти на некоторое расстояние, а с другой - подойти поближе. Другими словами, мы можем увидеть нечто или получше его рассмотреть именно потому, что его там нет.

Информация о работе Современные методы арт-терапии