Собака на лугу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:04, практическая работа

Описание работы

Витраж – увлекательное направление в элементах архитектуры большинства готических соборов. Любые витражные изделия (будь то просто рисунок, или же детальная проработка его на вытянутых стеклах) ценятся не столько по стоимости материала, сколько по вложенному в них труду, терпению, по художественной ценности и мастерству исполнения. Приступая к работе над исследованием искусства изготовления витража, я поставила перед собой следующие цели: практически изучить технику витражного искусства соборов готического периода;
пополнить коллекцию работ, нарисованных в витражной технике;
доставить радость себе и окружающим

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. История витражного искусства………………………………………..5
1.1. Понятие «Витраж»………………………………………………………..5
1.2. Первые европейские прототипы………………………………………...6
1.3. Витражи Романского периода……………………………………………7
1.4. Витраж, Х век……………………………………………………………..7
1.5. ВИТРАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ……………………….9
1.6. Период эклектики………………………………………………………10
1.7. Конец XIX начало XX веков…………………………………………….10
1.8. Упадок витражного производства………………………………………11
Глава II Изготовление витража……………………………………………….12
2.1. Виды…………………………………………………………………..…13
2.2. Классический витраж…………………………………………………..20
Глава III Проектная работа «Собака на лугу»…………………………………22
3.1. Инструкционная карта………………………………………………….26
3.2. Вывод…………………………………………………………………….27
Приложение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Прооектная работа по труду.docx

— 2.33 Мб (Скачать файл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 1

                                        

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА  ПО

ВАРИАТИВНОМУ МОДУЛЮ

«ВИТРАЖ»

 

 

 

ТЕМА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

«Собака на лугу»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнила: Эдилгериева Этерия Анзоровна,

                                                                          ученица 9 а класса 

             МБОУ  СОШ №1    

 

                                              Руководитель: Батова Татьяна Александровна,

                                               учитель технологии

                                          МБОУ СОШ №1

 

 

 

 

Одинцово 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Введение………………………………………………………………………….2

Глава I. История витражного искусства………………………………………..5

    1. Понятие «Витраж»………………………………………………………..5
    2. Первые европейские прототипы………………………………………...6
    3. Витражи Романского периода……………………………………………7
    4. Витраж, Х век……………………………………………………………..7
    5.    ВИТРАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ……………………….9
    6. Период эклектики………………………………………………………10
    7. Конец XIX начало XX веков…………………………………………….10
    8. Упадок витражного производства………………………………………11

Глава II Изготовление витража……………………………………………….12

2.1.      Виды…………………………………………………………………..…13

2.2.      Классический витраж…………………………………………………..20

Глава III Проектная работа «Собака на лугу»…………………………………22

3.1.      Инструкционная  карта………………………………………………….26

3.2.     Вывод…………………………………………………………………….27

Приложение…………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования.

Витраж – увлекательное направление в элементах архитектуры большинства готических соборов. Любые витражные изделия (будь то просто рисунок, или же детальная проработка его на вытянутых стеклах) ценятся не столько по стоимости материала, сколько по вложенному в них труду, терпению, по художественной ценности и мастерству исполнения.

Приступая к  работе над исследованием искусства  изготовления витража, я поставила  перед собой следующие цели:

    1. практически изучить технику витражного искусства соборов готического периода;
    2. пополнить коллекцию работ, нарисованных в витражной технике;
    3. доставить радость себе и окружающим

Объект исследования – искусство изготовления витража.

Предмет исследования – процесс изготовления картин и стеклянных изделий, выполненных в технике «витраж».

Гипотеза исследования. Я предполагаю, что процесс изготовления работы в стиле «витраж» будет более успешным, если реализовать следующие условия:

    1. выбрать или разработать интересный рисунок в качестве основы для изготовления картины;
    2. подобрать нужные инструменты для изготовления картины: гуашь - учитывая цветовую гамму выбранного рисунка, кисти – учитывая соразмерность линий;
    3. на рабочем месте создать необходимую обстановку (хороший свет, удобный рабочий стол, соответствующий по высоте стул).

Цель  работы, предмет исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку ряда задач:

  1. На основе анализа специальной литературы изучить историю витража как средства для декорирования соборов готической эпохи и интерьера как искусства изготовления эстетически ценных вещей.
  2. Практически освоить технологию витража: выполнить экспериментальную работу.
  3. Закрепить освоенную технику, выполнив контрольные работы:
    • изготовить картину «Собака на лугу»;

Совместить  данную работу с декором различных  комнат или зданий.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы.
  2. Эксперимент.

Новизна. Использование витражных изделий в современной архитектуре.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты моей работы могут быть использованы

    • учениками средних общеобразовательных школ на занятиях кружков или занятий по предмету «Мировая Художественная Культура» в качестве примера витражных изделий готической эпохи;
    • всеми, кто желает собственными руками украсить интерьер своего дома.  

Структура работы. Моя исследовательская работа по теме «Витражи в декоре, художестве и архитектуре» состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава I. Теоретический аспект исследования

 

История витражного искусства.

    1. Понятие «Витраж».

С давних пор  витраж использовался в храмах. В Европе не было никогда какого-то определенного определения слову «витраж», Это считалось мозаикой, вставляемой в оконные проемы зданий и сооружений, с достаточным количество света. Производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь.  

Наше  русское слово «витраж» происходит от французского термина "vitrail", который в свою очередь несет основное значение слова “vitrum”, указывающего на предысторию этого вида искусства.

 «Витрум» — «стекло». В эпоху Древнего Египта и 
 Древнего Рима вы можете найти первые ростки этого искусства. Прошли столетия.В эпоху средневековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, человек, можно сказать, как бы попадал в другой мир. Всходило солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотниц разноцветных стекол, начинал струиться свет красных, синих, зеленых и жёлтых лучей. Горожане любовались самыми разнообразными 
 орнаментами, композициями на религиозные сюжеты.

Первые сведения об использовании стекла в декорировании и отделке архитектурных сооружений можно наблюдать в трактате Плиния Старшего «Naturalis historia». Плиний отмечает, что не ранее последней четверти 1-го века до н.э. существовавшие ранее наборные полы, в основе которых лежали живописные картины – павименты – перешли на своды, производимые из стекла. Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах.

 

Первые  европейские прототипы.

 

Первые прототипы  витража были сделаны в 7-м веке  в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, где использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Считается, что старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря, которая сейчас хранится в музее земли Гессен в Дармштадте. Вероятнее всего, что этот фрагмент был создан во второй половине 9-го века. До начала 12 столетия витражи встречались редко, но в некоторых источниках имеются сведения о том, что церкви уже украшали различными витражами, выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречались в немногих источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге "Scedula diversarum artium" писал: " Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы - в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция".

Самые ранние из сохранившихся до наших дней витражей, это витражи,  созданные в середине XI века, которые сейчас находятся в Германии. Это пять фрагментов из Аугсбургского Собора, которые вставлены в оконные проемы центрального. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

 

Витражи Романского периода.

 

В начале второго  тысячелетия нашей эры (Романский  период) в архитектуре стало значительно  больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены  вынуждали делать большие окна. Вот  их-то в первую очередь и стали  украшать витражами. Вначале в таких  витражах использовался геометрический или растительный орнамент с преобладанием  красного и синего цветов, как и  в так называемых «Аравийских  окнах» (отдельные части стекла вставлялись  в мрамор или камень), появившихся  в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок  усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих  Святую Троицу. 

 

Витраж, Х век.

 

К 1140-1144 годам  относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших  дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре  Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в  одиннадцатом веке. В трактате германского  монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.  

На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи  собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой  раствором (в том числе цементным).  
Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. 

Наивысшего подъема витражное  искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.

Информация о работе Собака на лугу