Выбор породы собаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:22, реферат

Описание работы

К выбору породы собаки-телохранителя следует подходить наиболее основательно. Ей предстоит жить в вашей семье, поэтому вы должны учесть собственную кинологическую подготовленность, чтобы суметь стать не только лидером по отношению к ней, но и быть способным наладить ее взаимоотношения с другими членами семьи-стаи. Необходимо учесть наличие малолетних или престарелых членов семьи, поскольку именно они чаще всего страдают от внутрисемейной агрессии собак.

Ожидание ребенка также должно быть учтено. Очень важно, чтобы лидер семьи имел достаточно времени для воспитания и дрессировки собаки, ведь никто другой, кроме вас, не воспитает собаку-телохранителя. Если вы приходите домой только ночевать и собака растет без вас, может наступить момент, когда она не пустит вас на порог. Инструктор же по дрессировке — это только преподаватель.

Файлы: 1 файл

К выбору породы собаки.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

 
К выбору породы собаки-телохранителя  следует подходить наиболее основательно. Ей предстоит жить в вашей семье, поэтому вы должны учесть собственную  кинологическую подготовленность, чтобы  суметь стать не только лидером по отношению к ней, но и быть способным  наладить ее взаимоотношения с другими  членами семьи-стаи. Необходимо учесть наличие малолетних или престарелых  членов семьи, поскольку именно они  чаще всего страдают от внутрисемейной агрессии собак. 
 
Ожидание ребенка также должно быть учтено. Очень важно, чтобы лидер семьи имел достаточно времени для воспитания и дрессировки собаки, ведь никто другой, кроме вас, не воспитает собаку-телохранителя. Если вы приходите домой только ночевать и собака растет без вас, может наступить момент, когда она не пустит вас на порог. Инструктор же по дрессировке — это только преподаватель. 
 
Часто, руководствуясь модой или рекламными компаниями, в качестве телохранителя выбирают наиболее агрессивные или опасные породы собак, а это нередко приводит к тому, что их первыми жертвами становятся сами владельцы. По данным опроса владельцев собак, только 61,5% семей, где есть собака, лишены проблем, вызванных ее агрессивным поведением. А от агрессии чаще всего страдают дети! 
 
Существует определенная зависимость между общей агрессивностью и способностью собаки к защитной службе. Но, к сожалению, чем выше общая агрессивность собаки, тем сложнее сделать ее членом семьи и безопасным соседом. 
 
Оцените свои познания в кинологии, жилищные условия, семейные обстоятельства, наличие свободного времени и сообразно этому постарайтесь правильно выбрать подходящую породу. 
 
ВЫБОР ЩЕНКА 
 
Трудно выбрать подходящую породу и не менее трудно выбрать перспективного щенка. Прежде всего, оставьте в покое экстерьерные качества собаки. Пойдите в ближайший кинологический клуб и узнайте там о наиболее рабочих производителях понравившейся вам породы. Но на слово не верьте. Посмотрите на родителей щенка сами, попросите продемонстрировать их рабочие качества. 
 
Выбирайте собаку из помета в 5—6 щенков в возрасте не старше 3 мес. Побудьте с ними подольше и проведите несложные психологические тесты. Сразу же отметьте их реакцию на ваше появление, резко присядьте и встаньте, несколько раз громко хлопните в ладоши, уроните ключи, помашите газетой, тряпкой или рукой над головами щенков. Вам нужен щенок, который спокойно, с интересом наблюдает за вами и может через некоторое время подойти к вам, чтобы познакомиться поближе. 
 
Гавкающий, но пятящийся щенок может вырасти нервной собакой. По мнению дрессировщиков К. Ф. и Д. Дьюбет, даже 8-недельных щенков можно проверить на боязнь громких звуков, болевой порог, нервозность, склонность к доминированию, на выраженность способностей к преодолению и оборонительному поведению. Ниже приведены тесты, используемые этими дрессировщиками в своей работе. 
 
Тест с помощью ключей. Поместите щенков на площадку примерно 3 х 3 м. Выньте ключи и, звеня ими, позовите щенков. Теперь бросьте ключи к щенкам. Обратите внимание на их реакцию. Вам не нужны те, которые сжимаются и убегают. Лучшие щенки остановятся, обернутся на звук и попытаются исследовать его источник. Самый доминантный малыш схватит ключи и убежит с ними в сторону. 
 
Тест с помощью механической игрушки. Возьмите механическую игрушку (что-нибудь, что ходит, прыгает, лает и т. д.) и включите ее посреди комнаты, где играют щенки. Как и в предыдущем тесте, вам нужны малыши, которые остановятся, посмотрят на нее, а потом постараются исследовать незнакомый предмет. Если они начнут лаять, это хороший признак оборонительного поведения, но еще лучше, если они захотят дотронуться до него. Щенок, который исследует игрушку и играет с ней, обладает доминантным характером. 
 
Тест на боязнь высоты. Поставьте щенка на стол так, чтобы он понял, что находится наверху. Поверхность стола должна быть нескользкой, иначе вы не поймете, чего боится малыш — поверхности или высоты. Если щенок сжался и задрожал, значит, он слишком нервный. Если же он машет хвостом и готов спрыгнуть, у него достойный характер. 
 
Тест на болевой порог. Возьмите лапу щенка и слегка ущипните за перепонку между пальцами. Вам нужен тот, который заметит щипок и отдернет лапу либо попытается слегка прижать вашу руку зубами. Это означает, что ему не все равно, что вы делаете. Если же щенок вообще не обратил на это внимания, значит, он слишком вялый, очень испугался или слишком субдоминантен (подчиняем). Если щенок запаникует и завизжит или зло укусит и бросится прочь, значит, у него низкий болевой порог, или он слишком нервный, или просто обладает трусливо-агрессивной реакцией. 
 
Тест на боязнь громких звуков. Возьмите 2—3 кастрюли из нержавеющей стали и, войдя в комнату, где находится щенок, уроните их на пол одну за другой. Обратите внимание на реакцию щенка. Он должен остаться безучастным или замереть, определить источник звука и исследовать его, но не убежать или спрятаться. 
 
Тест на доминантность. Возьмите каждого щенка и по очереди переверните их на спину, держа ладонь чуть ниже горла, прижимая лопатки к земле. Держите его в таком положении как можно дольше. Он вначале терпел, а потом попытался вырваться? Замер? Запаниковал и попытался укусить вас? Щенок то сопротивляется, то подчиняется? В большинстве случаев, чем сильнее малыш вырывается, тем доминантнее он станет в будущем. Такой щенок не любит быть прижатым к земле, т. к. считает это позой подчинения. 
 
Если щенок извивается и старается укусить, значит, у него низкий стрессовый порог и трусливо-агрессивная реакция. 
 
Тест на доминантность и способность к сопротивлению. Протяните перед щенком тряпку или мягкий жгут. Щенок должен погнаться за предметом и попытаться овладеть им. Если он пытается схватить предмет не зубами, а прижать лапами, это может свидетельствовать о слабом хвате в будущем. 
 
Прежде чем сделать выбор, постарайтесь понаблюдать за пометом щенков и протестировать его трижды. Это поможет убедиться, что ваш выбор правильный. У щенков, как и у людей, бывают благоприятные и неблагоприятные дни. Малыш, который только что проснулся, поел или плохо себя чувствует, может проявлять несвойственный ему темперамент. Проверяйте щенков до того, как они поедят. 
 
Отличный источник информации — сам заводчик, если, конечно, вы знаете, какие вопросы ему нужно задавать. А вопросы такие: кто отталкивает остальных щенков от миски с едой, кто при испуге лает и рычит, кто отбирает у остальных новую игрушку, кто впереди всех несется, чтобы обнюхать незнакомого человека, кто всегда побеждает в игре? Сравните ваши наблюдения с ответами заводчика.

 

 

Воспитание строится на радостном сотрудничестве, которое должно развивать у собаки уверенность в себе и одновременно утверждать авторитет человека. Дрессировка же строится на принципе подчинения и подавления. В первые полгода жизни щенку необходимо воспитание, а не дрессировка, потому что применение в возрасте до одного года методов, используемых при дрессировке, формирует у щенков покорную рабскую душу, а не боевитую, уверенную в себе собаку» (О. И. Ульянова Воспитание щенка немецкой овчарки. Нижний Новгород, Флокс, 1992), противопоставляя дрессировку воспитанию. Однако большинство авторов руководств по воспитанию и дрессировке собак занимают компромиссную позицию: «Воспитание и дрессировку нельзя строго разграничи? вать» (В. Бочаров и А. Орлов. Дрессировка служебных собак. М., ДОСААФ, 1957); «Провести четкую грань между воспитанием щенка и начальной его дрессировкой практически невозможно» (В. Н.. Зубко Воспитание щенка. М., БиС, 1995); «Дрессировка неотделима от воспитания собаки...» (А. Н.. Власенко. Спортивная дрессировка собак служебных пород. М., ИНПА, 1993).

Основные понятия  и терминология дрессировки собак пришли к нам из Германии, страны с богатейшим кинологическим опытом. Так еще в 19 веке Роберт Герсбах, один из известнейших немецких кинологов своего времени, определил наиболее важные моменты воспитания и его место в подготовке собаки к работе: «Основы духовного, телесного и общественного образования закладываются в человеке воспитанием. Точно так же только заботливым воспитанием можно подготовить собаку к служению человеку своими способностями, к работе вместе с ним и к защите его» (Р. Герсбах «Дрессировка полицейских собак» Берлин, 1910, цитируется по ж. Ника, № 3, 1992).

Подчеркивая отличие  воспитания от дрессировки, Р. Герсбах писал: «Щенка воспитывают, обучать же можно только умственно и физически зрелую собаку... Воспитывай свою собаку и себя так, чтобы она считала наказанием, когда ты говоришь с ней строго или совсем не гово? ришь, не ласкаешь или совсем не обращаешь на нее внимания. Развивай в ней сознание долга, упражняй ее ежедневно в повиновении твоей воле...... Твое тело и дух не всегда одинаково готовы и способны переносить напряженную учебу и работу. Помни — это относится и к собаке. Не насилуй ее волю, ее сознание. Только от вышедшей из щенячьего возраста, вполне здоровой и хорошо воспитанной собаки можно и должно требовать умения подавлять свое настроение, вла? деть собой». А цели воспитания, определенные Р. Герсбахом актуальны и сейчас: «Благодаря воспитанию нежелательные врожденные задатки и наклонности собаки должны быть ослаблены и уничтожены, а желательные пробуждены и развиты».

Р. Герсбах не ограничивал процесс воспитания выработкой у щенка навыков общего послушания, он включал в него физическое и психическое развитие молодой собаки, подчеркивая, что без этого «из щенка с хорошими задатками получится пугливая, дикая, ленивая и неповоротливая собака, без страстности и ума». Более того, он специально выделял социальный аспект воспитания: «Воспитательные упражнения имеют целью внушить щенку, привязанному к своему благодетелю, убеждение, что он имеет господина, которого не должен выпускать из вида, за которым надо постоянно следовать, которого надо слушаться». Чем, кстати, зачастую пренебрегали авторы книг нового времени. Позицию  Р. Герсбаха разделял и В. И. Лебедев, автор первого отечественного руководства по дрессировке служебных собак (В. И. Лебедев «Руководство дрессировки полицейских собак» СПб, 1910).

Как показывает анализ доступной литературы, авторы более  поздних руководств по выращиванию и дрессировке собак, сохраняя основные положения Р. Герсбаха, не только по разному акцентируют внимание на отдельных сторонах воспитания, но часто и вкладывают иное содержание в этот процесс. Так если подход Р. Герсбаха можно охарактеризовать как психологический с элементами антропоморфизма, то подход отечественных авторов отражает точку зрения физиологии высшей нервной деятельности.

Например, В. Бочаров и А. Орлов (В. Бочаров и А. Орлов Дрессировка служебных собак. М., ДОСААФ, 1957) считают, что «Воспитание щенков неразрывно связано с процессом их выращивания... Воспитание должно обеспечить проявление, развитие и закрепление у щенков таких инстинктивных реакций, которые будут лежать в основе последующей дрессировки (например, оборонительная реакция в активной форме — «злобность») и подавлении всех реакций, за? трудняющих дрессировку...

Цель воспитания щенка — вырастить дисциплинированную, смелую, физически крепкую собаку со здоровой нервной системой и сильным типом высшей нервной деятельности, пригодную для служебного использования... В процессе воспитания щенку прививают полезные навыки, знакомят его с окружающей средой, развивают врожденные рефлексы, которые в дальнейшем послужат основой при дрессировке взрослой собаки. Наряду с этим у щенка заглушают те врожденные рефлексы, которые могут вредно повлиять на дрессировку... Воспитание по существу является подготовительным периодом перед дрессировкой, причем переход от воспитания к дрессировке происходит постепенно«.

По мнению авторов, воспитание включает в себя приучение собаки к кличке, ошейнику, поводку и выработку навыков общего послушания, которые облегчат последующую дрессировку собаки. Во время воспитания щенка обучают как правильно вести себя в квартире, приучают к плаванию, играм, что способствует процессу развития собаки.

В. Бочаров и А. Орлов считают, что основное различие «между воспитанием щенка и дрессировкой взрослой собаки заключается в том, что при воспитании многие полезные навыки вырабатываются у щенка в процессе игры, они основаны главным образом на поощрении (вкусопоощрительный метод), заинтересовывающем щенка в выполнении требований. При воспитании только изредка прибегают к принуждениям, причем только в слабой форме... но все же без них обойтись нельзя, иначе щенок вырастет избалованным».

Однако, несмотря на имеющиеся различия в воспитании и дрессировке, авторы подчеркивают, что «в процессе воспитания щенка приучают к выполнению определенных действий, руководствуясь в основном методикой и техникой дрессировки служебных собак... Навыки на команду или жест вырабатываются так же, как и при дрессировке, но безотказность действий закрепляется уже в процессе самой дрессировки, когда к собаке предъявляются большие требования, когда в зависимости от выполнения или и невыполнения приказания чередуются поощрение и принуждение».

Следующим отличием воспитания от дрессировки, авторы считают время осуществления этих процессов. Так если воспитание необходимо начинать сразу после отъема щенка от матери, то к дрессировке следует приступать не ранее десяти месяцев, «так как в раннем возрасте организм собаки и ее нервная система не достигают еще полного развития».

В. Гусев (В. Гусев Щенок в вашем доме. М., Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989), отделяя воспитание от других процессов взаимодействия с собакой, пишет: «Хорошая собака, преданный друг и незаменимый помощник, не может быть только выращена, выдрессирована или натаскана. Она должна быть именно воспитана. Правильное воспитание щенка с самого раннего возраста — это основное условие последующего развития в нем требуемых качеств. Воспитание имеет своей целью, прежде всего нормальное формирование нервной системы, а также выработку целого ряда навыков, необходимых для жизни самой собаки и удобства общения с ней... Правильное воспитание собаки с месячного возраста подготавливает ее психику к нагрузкам, которых требует служба человеку. Другой задачей воспитания является постепенная отработка послушания, необходимых в обиходе и на охоте приемов».

Очень подробно воспитание анализируется В. Н. Зубко в книге «Воспитание собаки» (М., БиС, 1995). Так  В. Н. Зубко считает, что «Воспитание щенка — это выработка у него навыков, привычек, полезных для хозяина. Воспитание направлено на приучение щенка своевременно воспринимать раздражители внешней и внутренней среды, и правильно на них реагировать с целью облегчения его повседневного содержания и последующей дрессировки. Одновременно в процессе воспитания у щенка затормаживаются и изживаются ненужные, вредные „привычки“. Этим достигается удобное и выгодное для хозяина, членов его семьи и окружающих поведение щенка».

Пытаясь отделить воспитание от дрессировки, В. Н. Зубко вводит понятие начальной дрессировки, как составной части процесса воспитания: «Воспитанием щенка занимаются в период его выращивания и начальной дрессировки, поэтому они тесно переплетаются между собой». Однако при этом границы воспитательной дрессировки и воспитания не достаточно определены: «Под начальной дрессировкой, иногда называемой воспитательной, понимается выработка у щенка условных рефлексов и первоначальных навыков, позволяющих при помощи команд и жестов управлять его поведением».

По мнению В. Н. Зубко, в отличие от дрессировки взрослых собак воспитательная дрессировка щенков «не ставит своей целью приучать их немедленно, четко и безотказно выполнять команды в любых условиях окружающей среды, а лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко и несовершенно... Сущность воспитания щенка и его начальной дрессировки заключается не в том, чтобы научить его садиться, ложиться, стоять и т. п.: они способны это делать по своим природным задаткам,- а в том, чтобы они выполняли подобные действия правильно и по командам (сигналам) хозяина».

В. Н. Зубко подчеркивает, что принципиальных различий между воспитанием и дрессировкой не существует: «Общим для воспитания и дрессировки является то, что они основаны на психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на выработку у животных полезных для человека навыков, при? вычек и недопущение ненужных, вредных действий». Однако, по его мнению: «Существенное же различие между ними заключается в следующем. При воспитании щенка ставится задача выработать у него общие начальные полезные для человека навыки, делающие его послушным в повседневном обращении и являющиеся основой последующей начальной дрессировки, а затем, когда щенок станет взрослой собакой,- основой успешной общей (ОКД) и специальной (защитно-караульная, розыскная и др.) дрессировок. Таким образом, воспитание направлено на выработку начального общего послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не доведенных до полного совершенства. Дрессировка же собак позволяет вырабатывать у них четкие, безотказные навыки не только общего послушания, а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок, позволяющие использовать их на той или иной службе (работе)».

Вслед за В. Бочаровым и А. Орловым, В. Н. Зубко считает, что «Воспитание и начальная дрессировка щенков, выработка у них необходимых навыков достигаются четырьмя основными методами: механическим, вкусо-поощрительным, контрастным и подражательным» и что процесс воспитания ограничен периодом с момента отъема щенка от матери до достижения им возраста 8—10 месяцев.

Информация о работе Выбор породы собаки