Скультура и пластическая анотомия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по технологии изготовления предметов декоративно-прикладного характера из различных пластических материалов (глина, пластилин).
Задачи:
- рассмотреть и анализировать литературные источники по развитию скульптуры и пластической анатомии;
- закрепить практически навыки по дисциплине;
- изготовить скульптуру на тему бытовых сцен в России конца 19 – начала 20 в.в..

Содержание работы

Введение
Исторический раздел …………………………………………………… 4
История развития скульптуры в России и за рубежом …………….. 4
Технологический раздел ………………………………………………... 13
Инструменты и материалы …………………………………….. 13
Разработка творческих эскизов будущего изделия …………. 15
Изготовление каркаса …………………………………………... 17
Последовательность выполнения скульптуры …………… … 18
Педагогический раздел …………………………………………………… 23
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая скульптура.docx

— 2.86 Мб (Скачать файл)

         Реалистическая русская скульптура 2-й половины 19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере). В реалистическом искусстве 2-й половины 19 в. уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной из причин упадка монументально-декоративной скульптуры. 4

   Модернистские тенденции  в скульптуре, порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко - к созданию декларативно антигуманистических образов. Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры.

         В 40-70-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.

       Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й половины 50-70-х гг. Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западно-европейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др.).

         Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистических течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.5

 

 

 

 

 

 

  1. Технологический раздел

 

    1. Инструменты и материалы

        Скульптор во  время работы пользуется небольшим  количеством простых инструментов, которые несложно изготовить  самим. Это стеки - лопаточки  разнообразных форм, петли, киянка - большой деревянный молоток,  циркуль, отвес - тонкий шнурок  с грузиком на конце. Стеки  делаются из прочного дерева (самшита,  яблони, рябины), из кости или металла.  Петли изготавливаются из проволоки,  их ручки - из дерева. При работе  с пластилином следует всегда  иметь под руками тряпочку, смоченную  маслом, которой вытирают использованные  стеки. 

     Скульптура лепится на станке. Такой станок представляет собой особую табуретку с площадкой, которая может легко вращаться благодаря особому устройству. Высота станка зависит от высоты создаваемой скульптуры, середина которой всегда должна быть на уровне глаз скульптора. Для выполнения миниатюрных скульптур пользуются импровизированным станком из обычного цветочного горшка. Осью поворотного диска служит обыкновенный гвоздь.

     Глиняная скульптура должна обязательно иметь жесткий внутренний каркас, иначе она будет постоянно деформироваться и даже может развалиться.

      С древнейших времен для создания скульптуры, в соответствии с ее назначением и художественным замыслом, использовались самые разнообразные материалы: глина, металлы, камень, керамика.

      В данной  курсовой работе изделие было  создано из глины.

      Глина - это первый материал скульптора, позволяющий быстро набросать возникающие в его воображении замыслы. Работая пальцами, ощущая, осязая податливый пластичный материал, скульптор воспринимает руками создаваемые им формы так, как будто их видит. Пластичность этого материала определяется главным образом его механическим составом, а именно количеством в нем песка. Глины, имеющие минимальную примесь песка, называются жирными, а содержание много песка - тощими. Тощие глины совсем не пригодны для лепки, они грубы и непластичны. Для улучшения качества скульптурную глину вывертывают и вымораживают, для чего укладывают грядками и оставляют под открытым небом на несколько месяцев. Под воздействием ветра, дождя и мороза глина приобретает более тонкое строение и делается пластичным. Вторым ценным качеством скульптурной глины является ее способность как можно дольше не высыхать, а высыхая - как можно меньше усаживаться (т.е. не уменьшаться в размерах). Для улучшения этих качеств, в глину добавляют какое-либо не сохнущее растительное масло, например касторку, а также 1,5 - 2% доли глины крахмал или клей декстрин.

     Глина бывает самых разнообразных цветов, что определяется присутствием в ней тех или иных окрашивающих минералов, например примеси железа, углеродистых соединений и др. Окраска может быть желтой, красной, бурой, черной и зеленоватой. Для скульптурных работ лучше всего глины серовато-зеленоватых или желтоватых тонов.

     Для изготовления данной курсовой работы использованная красная глина. В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Разработка творческих эскизов будущего изделия


      Скульптурная композиция данной курсовой работы является одной из многих бытовых сцен в России конца 19 – начала 20 в. в.,  воссоздающая  быт и уклад жизни того времени. Жизни, о которой мы можем судить лишь по литературным источникам, мемуарам, картинам и фотографиям современников.

     Как много нового появилось в России в 19 веке! Ни в чем российская публика не хотела отставать от «просвещенной Европы»! Вот и цветочные магазины наподобие европейских появились в крупных городах. И конечно именно Москва и Петербург стали в этом новом деле «законодателями мод». И вот уже вошло в традицию приходить в гости по случаю, или с рядовым визитом с букетом — специально заранее заказанным, или готовым, купленным по пути. А иногда и просто — посылали курьера с ароматным презентом да запиской. Кроме этого — стало принято украшать свой костюм небольшими бутоньерками из живых цветов. Причем в этом мужчины не отставали от женщин, вставляя хоть один цветок в петлицу на бал или на премьеру в театр.

      Если раньше выбор не отличался особым разнообразием и определялся сезоном, то теперь, с конца 19 века, в любое время года покупатель мог выбрать цветы сообразно собственному вкусу и даже с «тайным умыслом» — азбука цветов была известна каждой московской барышне или даме. И самые простые полевые цветы, доставляемые крестьянами из окрестных сел, и оранжерейные розы, и даже заморские орхидеи — все можно теперь купить в Московских цветочных магазинах, на любой вкус и кошелек. А приветливая продавщица поможет красиво собрать и упаковать букет...

     Я решила воссоздать такой цветочный киоск в скульптурной композиции данной курсовой работы. Не знаю  насколько мне удалось донести то, что называется «духом времени», в котором самой мне, как и всем нам, жить не довелось — решать Вам, Уважаемый Зритель.

    В процессе создания образа было нарисовано несколько эскизов. (Приложение 1-3) Главным в скульптуре является изображение человека, его характерных черт, поэтому главный акцент сделан на продавщицу цветов. Отправной точкой в создании её образа стал костюм, характерный тому времени. Это платье с пышной юбкой, корсетом и прекрасной отделкой деталей. Барышня непременно должна быть приветливой, не отталкивающей покупателя.

 Разработано два эскиза с детальной прорисовкой конечного изделия. (Приложение 4,5) Был выбран эскиз с наименьшими деталями интерьера, т. к. это отвлекает зрителя от главного персонажа. Цветочный киоск отмечен несколькими деталями – корзинами с цветами на стульчике и изящной лейкой, необходимой для поддержания свежести цветов.

 

    1. Изготовление каркаса

 

   Глиняная скульптура должна обязательно иметь жесткий внутренний каркас, иначе она будет постоянно деформироваться и даже может развалиться. Каркас должен повторять движение будущей скульптуры и соответствовать ее пропорциям. Создание каркаса – процесс очень ответственный. Необходимо заранее рассчитать нагрузку на каркас, выставить движение будущей скульптуры – практически создать скелет.

   В скульптурной композиции данной курсовой работы каркас необходим только для главного персонажа – продавщицы цветов. Был изготовлен деревянный каркас.

Для изготовления каркаса  отрисован эскиз. (Приложение 6) Так как скульптура статична, то силуэт фигуры выполнен из деревянной пластины. Пластина закреплена к основанию (квадрат дсп 20х20 см) с помощью пазов и столярного клея. В пластине прорезаны углубления для шеи, талии, сформирован силуэт головы. Для рук использованы элементы гибкой толстой алюминиевой проволоки. Она вставлена в сквозное отверстие на уровне плеч.

   Далее основание  каркаса зашпаклевано, покрашено  в коричневый цвет и залакировано.

 

    1. Последовательность выполнения скульптуры.

 

      После изготовления каркаса, переходим непосредственно к самой скульптуре.

      Лепку начинаем с прокладки, то есть набора массы, объема. Затем придаем форму массе. Облепите каркас пластилином. Набросаем основные массы скульптуры. Хорошо облапливаем каркас, глина должна за него крепко схватиться.

     Обрабатывайте форму с помочью скульптурных деревянных стеков. Набрав основные массы и откорректировав пропорции, уточняем детали.

    Находим характерные особенности.

 Обходим скульптуру вокруг, смотрите сверху и снизу. Скульптура должна смотреться со всех точек. В отличие от рисунка скульптура трехмерна. Не забываем это. Постоянно проверяем деталь, которую лепим со всех сторон.

 Внимательно смотрим на скульптуру. Ее части должны быть уравновешенны. Она де должна заваливаться не вперед не назад ни набок. Следите за опорными точками скульптуры.

     Находим ось симметрии. Проверяем, симметрична ли скульптура. Доверяем своему глазомеру, но не забываем проверять измерения циркулем, или стекой.

     О передаче характера натуры нельзя забывать ни на минуту.

   Здесь важно соблюдение пропорций человеческого тела. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы.

   Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах. Рост человека в среднем приблизительно равен 7,5 длины головы.

      Очень важна правильная посадка частей лица, шеи, плеч, груди, талии – все это непосредственно передает образ персонажа.

     Находим композиционный центр скульптуры. Так как мы делаем фигуру человека то, это будет лицо. Прорабатываем композиционный центр более тщательно.

   Смотрим, не разбили ли детали основную форму фигуры.

    Когда основные формы скульптуры проработаны, переходим к более детальному формированию. Здесь важно передать пластику движения, характерных черт, мимики лица, сформировать нужные складки одежды.

   Далее оформляем  детали. Формируем прическу, украшения,  отделку платья. Придаем складкам одежды законченный вид. Изготавливаем букет цветов, которые держит продавщица.

   После окончательного завершения работы над главным персонажем, переходим к оформлению интерьера. Интерьер цветочного киоска будут передавать цветы в корзинах, стоящие на стульчике и лейка.

     Для изготовления  этих деталей каркас не требуется,  поэтому сразу формируем силуэт  изделия. Прорабатываем детали. Находим  выгодную позицию в составе всей скульптурной композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогический раздел.

 

      «Скульптура  и пластическая анатомия» играет  важную роль в деле профессиональной  и педагогической подготовки  студентов. 

Информация о работе Скультура и пластическая анотомия