Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается неизвестным самовлюбленным эгоцентристом, настоящим нарциссом, художник много писал о самом себе, издал дневники, биографии. Написал множество стихов. Статей литературных произведений, но все это лишь сгустило туман вокруг его жизни. Отличить правду от нарочитой лжи во имя рекламы порой просто невозможно. Собственными руками Сальвадор Дали сотворил миф о себе. 11 мая 1904 года в небольшом испанском городке Фигерасе родился мальчик , которому суждено было стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………2
Глава 1. Творческий путь Сальвадора Дали………………………………...4
Сальвадор Дали и его ранний талант живописи……………..……4
Становление Дали как художника……………………….............10
Глава 2. Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали…………………….14
2.1. Сюрреализм в живописи…………………………………………...14
2.2. Сальвадор Дали – король сюрреализма……………………..…….15
2.3.Творчество Дали в эмиграции……………………………………...24
2.4.Стереоэффекты в живописи Сальвадора Дали……………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………..31
Приложение……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая по истории искусств Света.doc

— 2.30 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………2

Глава 1. Творческий путь Сальвадора Дали………………………………...4

    1. Сальвадор Дали и его ранний талант живописи……………..……4
    2. Становление  Дали  как художника……………………….............10

Глава 2. Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали…………………….14

2.1. Сюрреализм  в живописи…………………………………………...14

2.2. Сальвадор Дали – король сюрреализма……………………..…….15

2.3.Творчество Дали в эмиграции……………………………………...24

2.4.Стереоэффекты в живописи Сальвадора Дали……………………27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………..31

Приложение……………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Актуальность темы исследования. О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается неизвестным самовлюбленным эгоцентристом, настоящим нарциссом, художник много писал о самом себе, издал дневники, биографии. Написал множество стихов. Статей литературных произведений, но все это лишь сгустило туман вокруг его жизни. Отличить правду  от нарочитой лжи во имя рекламы порой просто невозможно. Собственными руками Сальвадор Дали сотворил миф о себе. 11 мая 1904 года в небольшом испанском городке Фигерасе родился мальчик , которому суждено было стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его Сальвадор  Фелипе  Хасинто Дали. Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике еще одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер – живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист – действительно занимает уникальное место в художественной культуре ХХ века.

           Объектом исследования является жизнь и творчество Сальвадора Дали.

           Предмет исследования: Эволюция художественных замыслов Сальвадора Дали.

            Цель исследования: Проанализировать этапы  творчества Сальвадора Дали.

          Задачи исследования:

1. изучить творчество Сальвадора Дали.

2.выявить  художественные особенности в творчестве Сальвадора Дали.

 Методы исследования: Теоретические (сравнение, наблюдение, анализ художественный произведений).

          Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Творческий путь Сальвадора Дали.

1.1.Сальвадор Дали и его ранний талант живописи

         Талант к живописи проявился у Дали достаточно в юном возрасте. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребенка, с особым старанием пытался рисовать. Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было десять лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж [14,с.350], написанный на деревянной доске красками. Дали целыми днями просиживал в специально выделенной ему комнате рисуя картины.  В своей биографии он писал: «…Я знал, чего хочу: чтобы мне  отдали прачечную под крышей нашего дома. Прислуга очистила ее от всякого барахла и я завладел ею уже на следующий день. Многое из того, что я сделал, я задумал и даже испробовал в первой мастерской».

            Из детства же он вынес свои  первые впечатления о России [2,с.207], где ему так и не удалось побывать, зато умозрительные познания пришли к нему именно в кабинете сеньора Трайты, куда юный отрок, влекомый любопытством, захаживал, чтобы поглазеть на разные диковинки. Дело в том, что учитель с бородой цвета слоновой кости был большой любитель собирать всякий хлам, имеющий в той или иной степени художественный интерес, - это могли быть и церковные статуи или фрагменты рельефов, да и многое другое,  что  сеньор учитель просто выкрадывал из окрестных часовен. Все это хранилось в построенной за городом какой-то фантастической башне.

          На одной из картинок, что показывал малышу сеньор Трайта, он увидел, как русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка. Этот образ так глубоко запал в душу Дали, что впоследствии он не сомневался, что девочка из мчащейся тройки – это его будущая жена Гала. И он  бессознательно полюбил Россию по картинам из магического театрика своего школьного учителя. По странному совпадению в тот день в Фигерасе шел снег – редкое в Испании явление.

          В 1910 году отец Дали записал  своего сына в открывшийся  в Фигерасе католический колледж  Христианских братьев, где преподавали на французском языке. Именно это обстоятельство побудило дона Сальвадора  Дали Куси, большого поклонника Великой французской революции, поступиться своими атеистическими принципами, - он очень хотел, чтобы его малыш овладел французским языком. Дома говорили на родном каталанском языке, в начальной школе его учили на испанском языке, а затем прибавился и французский. Поэтому Дали хорошо изъяснялся на всех трех языках, правда, с сильным каталанским акцентом, зато с грамматикой у него всегда были проблемы, и писал он хоть и красивым каллиграфическим почерком, но с ошибками.

          И в этой школе он также  не слишком утруждал себя учебой, - погруженный в мир своих фантазий  и воображения, он как бы  отсутствовал в классе. Для него  важнее уроков было созерцание кипарисов в окне или пятен сырости на сводчатом потолке, что бессознательно рождали в его мозгу бесконечные образы, точно очерченные и словно выписанные чьей-то умелой мастерской рукой. Если вспомнить творчество Леонардо да Винчи [12,с.136], то он также советовал своим ученикам рассматривать сырые разводы на стенах или облака и развивать таким образом воображение.

          Больших успехов в учебе у  Сальвадора не было, и даже  хуже того – отец получил  письмо, где говорилось о его  настолько укоренившейся умственной лени, что ему грозило остаться на второй год. Мать была в ужасе. А юный Дали, дабы не приставали с учебой, стал прикидываться ненормальным, стимулируя припадки, и тогда его оставляли в покое. Так. Во всяком случае, повествует художник на страницах «Тайной жизни».

          Общество детей его никогда  не привлекало, ему были чужды  их обычные ребячьи игры с  ором, визгом, беготней, его пугала  их насыщенная агрессивностью  жизненность, он склонен был  к уединению и тишине, где беспрепятственно  можно было предаваться мечтаниям и грезам. Сверстникам он предпочитал общество старушек – своей кормилицы Лусии и родной бабушки, которых любил беззаветно.

          Родители баловали его бесчисленными  подарками и игрушками и потакали  капризам. Однажды, как писала его сестра в мемуарах, брат переломал целлулоидных уточек и лебедей, к великому ее огорчению, - она очень любила эти игрушки; недовольна была и мать. Тогда Сальвадор выцарапал  на сделанном из цельного куска дерева детском столике уточек и лебедей, очень похожих на тех целлулоидных, расплющенных молотком. Это было своего рода компенсацией, искуплением своего детского греха и как бы неосознанной попыткой отождествить воображение и реальность.

          Когда Сальвадору минуло двенадцать, он попал в пригородное имение семьи Пичот. У матери этого многочисленного семейства было семеро детей.  Все дети были одарены талантами. Один из сыновей, Рамон Пичот, был художником. Работы Рамона , известного художника- импрессиониста, так изумили Сальвадора игрой света и цвета, что он тоже страстно захотел стать импрессионистом. Он привез с собой ящик с красками, и в помещении, которое было самым светлым, - какое-то подобие кладовки, где хранились кукурузные початки, стал усердно писать картины.

           Когда у него кончился холст, он использовал в качестве основы старую дверь, хранившуюся в чулане, и написал на ней натюрморт с вишнями всего тремя красками без всяких кистей, выдавливая, подобно Ван Гогу, краски прямо из тюбиков, чем изумил Пичотов. Когда кто-то заметил, что на вишнях не хватает хвостиков, он стал есть настоящие вишни, а черенки вдавливал в непросохшую краску; затем пинцетом повытаскивал из дырочек изъевших старую дверь древоточцев, а на их место втиснул червячков, попавшихся в вишнях. Семья Пичотов посчитала, что это гениально.

          Вообще в то время, время  его ранних фантазий и удивительных  для мальчика художественных  находок [9,с.75], он просто грезил цветом и светом, таскал с собой всюду хрустальную пробку от графина, чтобы смотреть сквозь нее на предметы, которые становились от этого «импрессионистичными». Завел Сальвадор и маленький зоопарк, где у него были два ежа, пауки, удоды, черепаха и мышонок. А на чердаке дома Пичотов его поразили две вещи: огромный надгробный венок с надписями на неведомом языке на выцветших лентах и костыль, ставший впоследствии неотъемлемой деталью многих и многих его полотен. Он служил ему как бы подпоркой зримых галлюцинаций.

          Живописное место вблизи Средиземного  моря так понравилось Пичотам,  что они купили там землю и выстроили дом. Кадакес стал для художника с самого детства местом обетованным, духовной субстанцией, питавшей его творческие силы, - нигде не работал так вдохновенно и плодотворно, как здесь. Он был так влюблен в эти места, так привязан, что не захотел, не смог расстаться с ними даже тогда, когда отец выгнал его из дома и запретил появляться здесь, натравив на сына местную жандармерию. Он поселился тогда в бедной рыбачьей хижине, ставшей впоследствии его домом практически до конца жизни.

          И действительно[4,с.74], на протяжении всей жизни он черпал образы в ярких воспоминаниях детства. Так, почти лишенный растительности пейзаж Кадакеса – небольшого средиземноморского поселка, где мальчиком проводил школьные каникулы и куда потом семья переехала постоянно, -стал фоном живописных произведений. Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик  с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство.

            Для мальчика Сальвадора Кадакес  стал просто раем, которым он  грезил всю зиму в школе,  предвкушая летние каникулы. Фруктовые сады и оливковые рощи вплотную примыкали там к скалам, фантастическим, надо сказать, скалам, ибо они состояли из слюды и сланца и весело сверкали на солнце, а если подходить к Кадакесу с моря, видно было радужное сияние, исходившее с мыса Креус, и это давало повод Дали, встававшему очень рано, говорить, что он первым в Испании встречает солнце.

          Посетил Кадакес и Пикассо  – приезжал в гости к своему  коллеге Рамону Пичоту. К тому  времени Пикассо был уже известным  кубистом.

           Уже в 1918 году Дали представил две работы на выставке художников в Фигерасе. Он страстно увлекался импрессионизмом [5,с.93], затем кубизмом, футуризмом, лихорадочно выхватывая сведения о новом направлении в искусстве из парижских журналов. Но при этом, в отличие от многих представителей авангарда [1,с.98], во многом почитал классиков и не стремился никого ниспровергать. Жизнь казалась счастливой, хотя смерть матери в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи. Когда Дали исполнилось семнадцать лет, он уже начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя.

          В 1921 году в возрасте семнадцати  лет  Дали становится студентом  Академии изобразительных искусств  в Мадриде. В академии он научился технике, характерной для его будущего творчества, которая позволила ему придавать своим картинам эффект оптической иллюзии. Дали испытал значительное влияние кубистических полотен [3,с.64], соприкоснулся с пластически-архитектурными фантазиями. Несколько строк из автобиографии Дали: «Вскоре я начал посещать занятия Академии изящных искусств. И это занимало все мое время, что мешало болтаться по улицам, посещал своих товарищей по Резиденции, а когда возвращался и закрывался у себя в комнате, чтобы продолжать работать в одиночестве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Становление Дали как художника.

          Примерно в 1923 году Дали начал  свои эксперименты с кубизмом[7,с.74], часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В то время большинство его коллег пробовали свои художественные способности и силы в импрессионизме, которым Дали увлекался за несколько лет до этого. Когда товарищи увидели его за работой над кубистическими картинами, то его авторитет сразу поднялся, и он стал не просто участником , а одним из лидером влиятельной группы молодых испанских интеллектуалов, среди которых были будущий кинорежиссер Луис Бюнюэль и поэт Федерико Гарсия Лорка. Знакомство с ними оказало большое влияние на жизнь Дали.

         Дали и в правду пишет очень  много. И не только полюбившиеся  с детства родные морские пейзажи,  но и портреты отца, матери, сестры. Молодой живописец создает уже внушительную коллекцию холстов[5,с.36], написанных в импрессионистической манере. Пастозный мазок[6,с.174], чувствуется фактура, композиции точны и безупречны, цветовая гармония, какой позавидовал бы и Клод Моне, при этом свет живет на его ранних холстах так естественно, как –будто перед зрителем и не картина вовсе, а живой пейзаж в окне.

         Импрессионизм в то время был  для юного Сальвадора единственным  образцом для подражания, эталоном. Он грезил светом и цветом, наслаждался их взаимообогащающей игрой в бухтах Кадакеса, где скалы отражаются в воде цветной и трепетно-подвижной рябью, и он с фанатичным воодушевлением переносит на холст свои восторженные впечатления. Ведь импрессионизм – это впечатление!

          Когда отец сказал Сальвадору, что когда сын получит степень бакалавра, поедет учиться в Мадрид, в королевскую академию, он был так счастлив и поклялся, что «станет гением, и мир будет преклоняться предо мной». Он по-прежнему много пишет, но палитра меняется: холсты почти утратили импрессионистическое начало. Дали пытается работать открытым цветом, создавая динамичные многофигурные композиции, от которых веет плакатом с его вызывающе острым и прямолинейным смыслом. Вероятно, молодой художник также пришел к этому выводу, рассматривая репродукции работ Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, полные динамики, движения, со смещенными планами, словно сросшимися, не в масштабе, предметами и кричащими, неистово буйным колоритом.

Информация о работе Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали