Сальвадор Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:13, реферат

Описание работы

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был футболист ФК Барселона Хосеп Самитьер. В 1916 г., с семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством. На следующий год отец Дали, в своем доме, организовал выставку работ Сальвадора, выполненных углем. В 1919 г. в Муниципальном Театре Фигераса состоялась его первая публичная выставка.

Файлы: 1 файл

Дали.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Девиз: Главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо.

 

Сальвадо́р Дали́ (Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Дали́ и Доме́неч маркиз де Пуболь, 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в г. Фигерас, провинция Жерона, в семье зажиточного нотариуса. Имел старшего брата (род. 12 октября 1901), который умер от гастроэнтерита 1 августа 1903. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, он сказал родителям, что является его реинкарнацией. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был футболист ФК Барселона Хосеп Самитьер. В 1916 г., с семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством. На следующий год отец Дали, в своем доме, организовал выставку работ Сальвадора, выполненных углем. В 1919 г. в Муниципальном Театре Фигераса состоялась его первая публичная выставка. В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и поступает в Академию Сан-Фернандо. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом Буньюэлем (испанский кинорежиссёр, представитель сюрреализма в кинематографии, один из самых талантливых и именитых кинорежиссёров двадцатого века), Федерико Гарсиа Лоркой (испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график), Педро Гарфиасом(испанский поэт).

 

Знакомство  с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма (авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.) и дадаизма (Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.).

В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает  популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гало́й (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жерона). В том же году впервые посещает США.

 

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Гало́й уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения  в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала́.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в стене в музее Дали в г. Фигерас. Художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле не могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Интересные факты

  • Дизайн Чупа-Чупса (1961)

Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки.

  • В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

 

Зигмунд Фрейд  и Сальвадор Дали

Трижды Дали приезжал в Вену, чтобы встретиться с Фрейдом, но каждый раз без особого результата. Наконец в 1938 году в Лондоне эта встреча состоялась благодаря Стефану Цвейгу. Цвейга можно было считать последним из хранителей традиционной культуры Средней Европы — саморазрушение оной писатель отразил в книге «Вчерашний мир». Спустя несколько лет Стефан Цвейг свел счеты с жизнью, это произошло в Бразилии.

Фрейд искренне считал сюрреалистов шутами, но Цвейг написал ему письмо, в котором отрекомендовал Дали, как  гения в своем роде, и встреча  состоялась. Присутствовал при этом и Эдвард Джеймс. Говорили они мало, больше рассматривали друг друга в упор. Фрейд ознакомился с работами Дали, которые произвели на него впечатление, а сам художник усилил это впечатление. Он предложил Фрейду ознакомиться со статьей о паранойе за своим авторством, и поскольку собеседник не слишком заинтересовался, художник настойчиво объяснял ему суть статьи, едва ли не пальцем подчеркивая название, горячился, уверял, что статья не имеет ничего общего с сюрреализмом, как таковым, а представляет собой научную работу. Дали рассказывал после:

«Фрейд сидел, не меняя  ни позы, ни выражения лица, и невольно голос мой становился все более  резким, интонация — все напористей. И тогда, продолжая вглядываться в меня с такой настойчивостью, что на нее, кажется, нужны были все его старческие силы, Фрейд возопил, обращаясь к Стефану Цвейгу: “Никогда еще мне не попадался настолько типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!”».

После этой встречи Дали написал  портрет Зигмунда Фрейда, но Цвейг  не стал показывать ему картину — с полотна смотрело лицо уставшего человека, обреченного на скорую смерть от рака. Форма черепа Фрейда была воспринята параноидальной фантазией Дали в форме улитки — и праотец психоанализа тоже так и не узнал об этом.

 

Сон, вызванный  полётом пчелы вокруг граната  за секунду до пробуждения (1944)

Этой яркой картине  присуще ощущение лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане — длинноногий слон. Это персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946).

Одним из источников картины  была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой  непосредственности, связанной с  искусством плаката. Фигурирующие в  названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под  телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

 

 

Сальвадор Дали так  писал о своей картине:

Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого  связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.

 

 «Постоянство  памяти» (1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.

Известна иногда так же как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

Эта небольшая  картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — очень точный образ, лучше любых других, даже самых невероятных искажений подрывающий веру в естественный, закономерный порядок вещей. Этот образ распространяется и в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.

«Потому что тело Христово - мягкое, как сыр, оно растекается как сырная слизь и заполняет мир».

«Почему у вас  часы растекаются? - Но суть не в том, что они растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время».

 

Мягкая конструкция  с варёными бобами (Предчувствие гражданской  войны)

Картина была написана Дали в 1936 году, незадолго до начала гражданской войны в Испании.

Всю центральную часть  полотна занимает странная конструкция  из человеческих рук и ног, своей  формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над  традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.

 

«Метаморфозы  Нарцисса» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937 году. В настоящее время находится в Галерее Тейт в Лондоне.

Дали создал эту картину  и написал комментирующее её большое  стихотворение, возвратившись в  Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссо-подобная фигура появляется на горизонте.

 

 

«Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека»

"Моя метаморфоза есть не  что иное, как традиция, потому  что традиция является не чем  иным, как линькой и обретением  новой кожи. Речь не идёт ни  об эстетической хирургии, ни  о насильственном сдирании шкуры,  но о возрождении. Я бы только добавил: без отречения от чего-либо".

 

«Христос св. Иоанна на кресте» — одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.

 

«Сон» 
В картине «Сон» Дали вновь использует образ огромной мягкой головы с практически отсутствующим телом, который так часто появлялся в его работах, созданных около 1929 года. Однако здесь это явно не автопортрет. Сон и сновидения — важнейшая область бессознательного и, следовательно, сфера повышенного интереса для психоаналитиков и сюрреалистов. Спящий — или персонификация сна — у Дали выглядит неспокойным, и требуется огромное количество подпорок, чтобы поддерживать эту голову и сохранять черты ее лица в правильном положении. Подпорки — один из постоянных образов Дали, наводящий на мысль о хрупкости основ того, что составляет реальность; однако на этой картине буквально ничто не выглядит стабильным, и даже собака нуждается в опоре, чтобы не упасть! Вся сцена, кроме спящей головы, купается в бледно-голубом свете, усиливающем чувство отъединенности от дневного рационального мира.

 

Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить  роковой вопрос: где у меня кончается  притворство и начинается искренность.


Информация о работе Сальвадор Дали