Шпаргалка по "Музеям мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

Особенности коллекционирования в эпоху Ренессанса
Одним из следствий стремления ренессансной личности к постижению окружающего мира стал бурный расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековой эпохи оно приобрело целенаправленный характер.

Файлы: 1 файл

Voprosy_po_Muzeyam_mira (2).docx

— 72.15 Кб (Скачать файл)

В 1818 г. в старом Люксембургском дворце Парижа открылась экспозиция современной французской живописи, которая к 1937 г. переросла в Национальный музей современного искусства.

Во второй половине XIX в. музеи национального искусства стали появляться и в других европейских городах.

В 1853 г. приняла первых посетителей Новая пинакотека в Мюнхене. Галерея была основана в 1853 г. баварским королём Людвигом I, который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей.

В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков. Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана, где правил сын Людвига Отто I Греческий. После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно.

Положение изменилось лишь в 1909 г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди», названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов. Однако в 1938 г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству, конфискован и годом позже продан.

Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства.

В 1876 г. в Берлине на Музейном острове в построенном по последнему слову техники здании открылась Национальная галерея с экспозицией произведений художников немецкой школы. Галерея основана в 1861 г. на основе подаренной банкиром Иоганном Генрихом Вагенером (нем. Johann Heinrich Wagener) коллекции из 262 картин. Первоначально собрание разместилось в зданиях Академии искусств. Современное здание в виде римского храма с апсидой было спроектировано в 1865 г. Фридрихом Августом Штюлером по эскизу короля Фридриха Вильгельма IV и построено в 1869—1876 гг. под руководством Генриха Штрака.

Во время Второй мировой войны здание получило значительные повреждения в результате авиационных ударов. Частично галерея возобновила свою работу в 1949 г., а реконструкция продолжалась до 1969 г. В 1998—2001 гг. музей был полностью отреставрирован, появились дополнительные залы на верхнем этаже, куда были помещены экспонаты эпохи романтизма.

Коллекция

В галерее находятся работы в стилях классицизма и романтизма (художники Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Шинкель и Карл Блехен), бидермейера, французского импрессионизма (Эдуар Мане, Клод Моне) и раннего модернизма (Адольф фон Менцель, Макс Либерман, Ловис Коринт).

Среди важнейших экспонатов «Монах у моря» Каспара Давида Фридриха (1808—1809), «Железопрокатный завод» Адольфа фон Менцеля (1875), скульптура «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика» Иоганна Готтфрида Шадова (1795) и др. 

 

Специализированное хранилище отечественного искусства появилось и в Великобритании. В 1894 г. крупный промышленник Генри Тейт передал в дар государству свою коллекцию из 67 картин современных английских художников и средства для постройки музейного здания.

В 1897 г. состоялось торжественное открытие Национальной галереи британского искусства (впоследствии — галерея Тейт), которая с годами стала пополняться картинами отечественных мастеров всех периодов.

 

  1. Археологические музеи

В 1823 г. на основе выдающихся частных коллекций, в том числе и знаменитой коллекции итальянца И. Пассалаквы, в Берлине был основан Египетский музей. В последующие десятилетия археологические экспедиции, проводившиеся на территории Египта Прусской академией наук, превратили его в одно из выдающихся мировых собраний древностей долины Нила.

В 1837 г. в понтификат папы Григория XVI в Ватикане был открыт так называемый Грегорианский этрусский музей. В его основу легли материалы, найденные при раскопках в Черветери — архитектурные фрагменты, надписи, рельефы, саркофаги, погребальные урны, керамика, бокалы, статуэтки, зеркала, канделябры и другие предметы из золота и бронзы. Спустя два года после открытия Этрусского музея был создан Египетский музей, расположившийся на нижнем этаже того же здания и также названный Грегорианским. Его коллекции художественных памятников от амулетов до статуй дают наглядное представление об искусстве египтян периода расцвета и упадка великого государства в долине Нила.

 

  1. Исторические музеи
  2. Музеи ювелирного искусства
  3. Основные принципы построения экспозиции в «музеях под открытым небом»

Создание первого музея под открытым небом, несомненно, было одним из проявлений все возраставшего на протяжении второй половины XIX в. интереса к народной культуре и стремления сохранить культурную самобытность. Но в то же время его возникновение свидетельствовало о появлении новых тенденций и в самой музейной сфере. Б ней закрепилось и стало развиваться представление о том, что сохранять и показывать следует не только отдельные памятники, но и их функциональные связи с другими объектами, что необходимо воссоздавать всю ту целостную историческую среду, которая формируется различными по степени ценности объектами.

Такой подход в теории и практике музейной работы выкристаллизовывался постепенно. Если в первой поло- вине XIX в. этнографические материалы в музеях экспонировались сами по себе, в отрыве от характерной для них среды, то уже в последней трети столетия практика «оживления» экспозиции одетыми в национальные костюмы манекенами становится достаточно распространенным явлением. Свою лепту в развитие экспозиционных идей вносили национальные и международные выставки.

На некоторых международных выставках можно было увидеть в качестве «живых экспонатов» людей, занятых различными видами трудовой деятельности.

Таким образом, в экспозиционной практике 1870— 1880-х гг. стали постепенно складываться принципы, сыгравшие немаловажную роль в формировании будущей концепции музея под открытым небом — перенесение построек и воссоздание в них подлинных интерьеров.

Но первым, кому удалось в конкретной и целостной форме воплотить в жизнь идеи, рождавшиеся в ту пору в музейной и выставочной сфере, стал А. Хаселиус. Созданная им концепция нового музея быстро получила признание

в Норвегии, Финляндии, Дании, Северной Германии и Нидерландах. До 1914 г. в странах преимущественно Северной Европы было создано 104 музея под открытым небом.

Идея о переносе образцов народной архитектуры и быта ради их сохранения в музеи под открытым небом стимулировала и охрану памятников на месте их возникновения. Наряду со скансенами, создаваемыми из перемещенных объектов, стали появляться музеи «in situ», то есть размещаемые в сохраняемых на месте сооружениях. Возникли и музеи смешанного типа,

совмещающие признаки обеих категорий: в них объ екты, расположенные на месте своего создания, компоновались с перенесенными постройками.

Тип средовых музеев, нацеленных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия.

  1. Концепция экомузея

Экомузеи характеризуются:

- Интенсивным взаимодействием  с местным населением, связью  с его хозяйственной и культурной  деятельностью, активным участием  местного населения на всех  этапах создания и функционирования  музея;

- наличием четко зафиксированной  социальной миссии, направленной  на творческое развитие местного  сообщества, его культурной самоидентификации  и на решение его насущных  социальных проблем;

- широким пониманием историко-культурного  наследия, в качестве которого  выступает вся территория проживания  данного социума, а сосредоточенные  на ней как материальные объекты, так и формы социальной и  культурной деятельности являются  потенциальными музейными объектами;

- отсутствием задач музеефикации в ее традиционном понимании, необязательностью собирания коллекций путем изъятия предметов из среды бытования, преобладанием "мягкой", "частичной музеефикации".

Теоретическое осмысление принципов построения экомузеев выразилось в т.н. "новой музеологии". Один из основных творцов и идеологов экомузея Ж.-А. Ривьер назвал его музеем "места, времени и действия". Другое его образное определение гласит, что экомузей - это зеркало, глядя в которое сообщество узнает о себе, и окно, глядя в которое, о нем узнают другие.

История

Возникновение экомузеев во 2-й половине 20 в. было связано с процессами демократизации в музейном деле и прозвучавшими требованиями ориентации музеев на актуальные нужды рядовых членов общества. Первые проекты "общинных музеев" созданы французскими музеологами и музейными деятелями Ж.-А. Ривьером и Ю. Де Варином. Термин "экомузей" сформулировал Ю. Де Варин в 1971 г., когда началась работа по созданию первого музея нового типа - Музея Человека и Промышленности в Ле Крезо (Франция). Огромная территория (свыше 500 тыс. кв. км с населением ок.150 тыс. чел.) старого региона горнодобывающей промышленности послужила основой его создания. На ней был создан рассредоточенный музей с центром в фабрично-заводском городе Ле-Крезо. Среди музейных объектов - замок промышленников Шнейдеров, угольная шахта, средневековый монастырь, школа, канал, городская застройка и т.п. Музеологические курсы для местного населения, многочисленные просветительские программы, привлечение жителей к сбору, хранению, интерпретации объектов обеспечили теснейшую связь музея с местным сообществом и решение важных насущных проблем занятости населения, самоидентификации в условиях разрушения горнодобывающего производства, повышения культурного уровня. В 1978 г. музей Ле-Крезо получил премию конкурса "Лучший западноевропейский музей". Методы и формы работы, примененные при его создании, послужили моделью для построения последующих музейных учреждений этого типа.

Вслед за Францией экомузеи распространяются в канадской провинции Квебек, Бразилии, Португалии, Африке. Среди наиболее известных зарубежных экомузеев - Музей Сан-Кристовао в Рио-де-Жанейро, Сейшальский музей в Португалии, Музей в От-Эльзасе (Франция), музей От-Бос в Канаде.

В музейной типологии экомузеи утвердились к середине 1980-х гг. Важнейшую роль в становлении теории экомузея сыграл проведенный в Квебеке в 1984 г. международный семинар "Экомузеи и новая музеология", на котором была принята "Квебекская декларация". Декларация констатировала возникновение нового типа музейного учреждения, характеризующегося ярко выраженной социальной миссией, и зафиксировала важнейшие положения этого нового направления в мировом музейном деле.

  1. Этнографические и краеведческие музеи

Этнографические музеи Японии. 
Тематический парк в Кинугава, недалеко от Никко, изображающий как бы жизнь типичной японской деревни эпохи Эдо. 
Здесь вы можете почувствовать атмосферу феодальной Японии, увидеть настоящих самураев с оружием, средневековые сооружение, женщин в кимоно. Для полного удовольствия вы тоже можете, переодевшись в кимоно сделать прогулку по Эдомура. 
Методика экспонирования этнографических материалов, их комплектование. 
Этнографические музеи США. 
Развитие и значение выставочной деятельности музеев. 
Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. 
Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, аттрактивность. В экспозиции репрезентативно представлено музейное собрание. 
Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические. В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека (или типичная для определенного социального слоя). Систематическая экспозиция организована в соответствии с классификационной системой определённой научной дисциплины. В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и создаётся музейный образ представляемого события. Сюжетно-образные экспозиции отличаются от тематических большей эмоциональной насыщенностью, созданием запоминающегося образа и рассматриваются в последние годы в музееведческой литературе как отдельная группа экспозиций. 
 
Представленное деление экспозиций достаточно условно, в основном, в современных экспозициях сочетаются элементы тематических, ансамблевых и систематических экспозиций. 
Проектирование экспозиции - сложный многоэтапный процесс, включает в себя научное, художественное, техническое и рабочее проектирование. В научной концепции обосновывается тема экспозиции и её содержание, определяются цели и методы их достижения. Под архитектурно-художественным решением понимают поиск художественного образа будущей экспозиции, способного воплотить научное содержание. Техническое и рабочее проектирование состоит из разработки проектов экспозиционного оборудования, технических средств. Современный уровень развития технических средств является важным фактором восприятия экспозиции, позволяет влиять на эмоциональную сферу посетителя. 
В связи с переменами, наступившими в общественной жизни страны в 1990- е годы, многие исторические и краеведческие музеи демонтировали постоянные экспозиции и работали в режиме временных выставок. В некоторых случаях музеи и сейчас отказались от постоянной экспозиции, активно работая в режиме временных выставок, ориентируясь прежде всего на интересы местного сообщества.  
Мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей. В настоящее время демонтированные в 1990-е годы постоянные экспозиции вновь открываются в музеях на основе новой научной парадигмы, при этом в музеях сохраняется активная выставочная деятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Музеям мира"