Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Содержание работы

Введение …............................................................................................................3
Глава I. Детство и юность будущего музыканта ..........................................4
Глава II.Этапы становления великого композитора ……………………..…..6
Глава III. Музыкальное наследие Шостаковича...........................................11
Заключение........................................................................................................15
Приложения.....................................................................................................16
Список использованной литературы...........................................................19
Интернет источники...................................................................................19

Файлы: 1 файл

шостокович экзаменационная работа.docx

— 305.35 Кб (Скачать файл)

 В 1950 году во всем  мире широко отмечалось 200-летие со дня смерти И.С.Баха. Шостакович присутствовал на юбилейных торжествах в Германии, участвовал на работе Международного конкурса, на котором первую премию получила молодая советская пианистка Татьяна Николаева, подготовившая к конкурсу все 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха. Впечатление было столь сильным, что по возвращении Шостакович сочинил собственный цикл из 24 прелюдий и фуг о всех тональностях. Его первой исполнительницей и стала Т.Николаева.   

   4.1.Последнее пятнадцатилетие.

  В 60-70-е годы известность, авторитет документальные фильмы, одно за другим на родине исполняются произведения, которые либо вовсе ранее не включались в концертные программы, либо были изъяты из репертуара (среди них Вторая, Третья и Четвертая симфонии, оперы «Катерина Измайлова», «Нос»). В 1966 году, в связи с 60-летним юбилеем, творчеству композитора был целиком посвящен фестиваль «Белые ночи» в Ленинграде. Впечатляет обилие отечественных наград и званий. Их список настолько велик, что Шостакович даже иронизировал по этому поводу в своем вокальном сочинении, которое называется «Предисловие к полному собранию моих сочинение и размышление по поводу этого предисловия».

   Почести оказывали Шостаковичу не только на родине. Зарубежные страны считали большой честью принимать у себя великого композитора, организовывали фестивали,  ставили его оперы, удостаивали почетных званий и наград.

В последний период жизни  Шостакович по-прежнему пишет музыку активно, стремится создать все, к чему считает себя предназначенным. Все чаще вводит он в произведения словесный текст, чтобы наиболее ясно раскрыть их замысел. Такова Тринадцатая симфония для баса, мужского хора и оркестра в пяти частях. Она появилась в 1962 году в период, названный в отечественной истории «хрущевской оттепелью». Возникла мысль о симфонии. Шостакович отобрал для нее пять стихотворений Евтушенко: «Бабий яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи», «Карьера».  Шостакович любил это произведение и ежегодно праздновал две даты: 12 мая – премьеру  Первой симфонии, 20 июля – окончание Тринадцатой.

В последние полтора десятилетия  Шостаковича привлекает жанр струнного  квартета. Он хотел создать цикл 24 квартетов, ном последним стал 15-й. Четыре квартета последних лет (11-14-й) посвящены друзьям – участникам квартета имени Бетховена. Последний, 15-й квартет был создан из двух скрипичных концертов Шостаковича, первым исполнителем которых был в свое время прославленным скрипач.

В последние годы жизни  Шостакович открывает для себя творчество поэтессы Марины Цветаевой и до конца  дней не расстается с ее произведениями. Летом в 1973 года композитор работал  над вокальной сюитой «Шесть стихотворений Марины Цветаевой». В стихах, отобранных для этого произведения, главная тема- Поят и Смерть. Наиболее трагично тема раскрывается в Четырнадцатой симфонии для сопрано, баса, камерного оркестра на слова Р.Рильке.(1969 год). Вольная сюита «Сонеты Микеланджело Буонарроти», в обобщенном философском плане нашла свое воплощение в четырехчастной Пятнадцатой симфонии. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года.

В эти годы лучше всего  Шостаковичу работается в Доме творчеств  «Репино» под Ленинградом.

 Именно здесь, в  Репино, летом 1975 года Шостакович  сочинял свое последние произведение  – Альтовую сонату. Завершил он  ее уже в больнице.

Еще 4 и  августа он работал  над корректурной сонаты, а 9 августа  его не стало он умер от рака легких. «Утрата гения – тяжкий удар для всего человечества. Одно утешает – он уходит в бессмертие».

   

 

Глава III. Музыкальное наследие Шостаковича

   В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Г. Малера, А. Берга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева,  М. П. Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

    Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты — в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Восьмая, среди квартетов —Восьмой и Пятнадцатый.

     В творчестве Дмитрия  Шостаковича заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена  (в его поздних квартетах),  Г. Малера (в его симфониях), А. Берга (отчасти — наряду с  М. П. Мусоргским  в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования).

     Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к М.П.Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.

 Седьмая симфония ор. 60 «Ленинградская» до мажор 

   Седьмая симфония ор. 60 «Ленинградская» до мажор  — одно из важнейших произведений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

    Создана композитором в 1941 году. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде      (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).

  Финал симфонии, завершенный  в декабре 1941 года, композитор  создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза СССР под управлением С. А. Самосуда. Московская премьера (дирижёр С. А. Самосуд) состоялась 29 марта 1942 года.

   Исполнял симфонию  Большой симфонический Оркестр  Ленинградского радиокомитета. В  дни блокады некоторые музыканты  умерли от голода. Репетиции были  свёрнуты в декабре. Когда в  марте они возобновились, играть  могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались  уже в апреле.

   В мае самолёт  доставил в осажденный город  партитуру симфонии. Для восполнения  численности оркестра недостающие  музыканты были присланы с  фронта.

   Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

  Зал филармонии был  полон. Публика была самой разнообразной.  На концерт пришли моряки, вооруженные  пехотинцы, одетые в фуфайки  бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи  филармонии. Исполнение симфонии  длилось 80 минут. Всё это время  орудия врага безмолвствовали:  артиллеристы, защищавшие город,  получили приказ командующего  Ленинградским фронтом Л. А. Говорова — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал».

   Новое произведение  Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не  скрывая слёз. Великая музыка  сумела выразить то, что объединяло  людей в то трудное время:  веру в победу, жертвенность, безграничную  любовь к своему городу и  стране.

  Во время исполнения  симфония транслировалась по  радио, а также по громкоговорителям  городской сети. Её слышали не  только жители города, но и  осаждавшие Ленинград немецкие  войска. Много позже, двое туристов  из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему.

 

 

 

«Казнь  Степана Разина»

События отечественной истории в  периоды острых социальных потрясений являются одной из важнейших тем  творчества Шостаковича. В этом он близок Мусоргскому, которого почитал и  над произведениями которого работал  в течение многих лет. Подобно  своему гениальному предшественнику, Шостакович создает эпико-драматические  масштабные  полотна, повествующие о трагической судьбе русского народа и его отдельных личностей, и  заставляет нас переживать далекое прошлое так, будто оно свершается сейчас.

Выдающимся произведением  на историческую тему является поэма  «Казнь Степана Разина» для солиста (баса) смешанного хора и оркестра. В  ней использован текст одной  из глав поэмы Евгения Евтушенко  «Братская ГЭС», выдержанный в  духе народных былин и скоморошин. Для этого стихотворного текста характерны речевая архаика, грубая простонародная лексика, асимметричные  размеры – семисложные, одиннадцатисложные строки. Это нашло отражение и  в музыке. Музыкальные темы носят  повествовательный характер, основываются на былинных попевках.

Степан Разин – донской  казак, предводитель крестьянской войны 1670 -1671 годов, предстает у Шостаковича  как олицетворение могучей стихийной  силы русского народа. Образ этого  народного героя неоднократно привлекал  внимание русских художников, поэтов, музыкантов. Главная идея произведения Шостаковича – показатель, как  толпа превращается в народ, осознающий трагическое величие подвига  Разина.

Поэма начинается оркестровым  вступлением, где грозно звучит тема в ре миноре. Это основная тема произведения, из которой вырастает вся музыка поэмы.

Начинается первый раздел повествования «Как в стольной Москве белокаменной». Это несколько куплетов солиста с репликами хора, в которых свободно варьируется основная тема.

Следует второй раздел поэмы  – монолог Разина, сдержанный, исполненный  внутреннего достоинства. Неспешно, свободно развертывается песенно-речитативная мелодия у баса в сопровождении  реплик хора, повторяющего наиболее важные по смыслу фразы.

…Раздается удар колокола, возвещая о начале казни. Это третий раздел поэмы. На фоне выдержанных аккордов у засурдиненных струнных и тихого перезвона челесты звучат у хора мелодия-причет:

«Над Москвой колокола гудят».

В заключительных тактах произведения у всего оркестра звучит музыка вступления. Теперь она полна  могучей, стихийной  силы. От pianissimo до sffff разрастается завершающий сочинение звук ре. Так заканчивается поэма «Казнь Степана Разина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве не сравнит с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на ее социальные, идейно-художественные процессы. Сила его музыки — в абсолютной правдивости.

С невиданной полнотой и глубиной эта музыка запечатлела народную жизнь на  переломных этапах — революции 1905 года и первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, становления социалистического общества, борьбы с фашизмом в Великую Отечественную войну, а также проблемы послевоенного мира... Творчество Шостаковича стало и летописью и исповедью поколений, стремившихся к великому будущему, потрясенных и выстоявших в трагических испытаниях.

«Музыка была для него не профессия, а необходимость высказаться, выразить то, чем жили люди в его век, на его родине. Природа наградила  его особой чуткостью слуха: он слышал, как плачут люди, он улавливал низкий гул гнева и режущий сердце стон отчаяния. Он слышал, как гудела земля: шли толпы за справедливостью, гневные песни закипали над пригородами, ветер доносил напевы окраин, взвизгивала  грошовая гармошка: в строгий мир  симфоний входила революционная  песня. Потом лязгало и скрежетало железо на окровавленных полях, выли над Европой гудки стачек и  сирены войны. Он слышал стон и хрип: на мысль надевали намордник, щелкали  кнутом, искусство учили припрыгивать у сапога власти,,.выпрашивать подачку и стоять на задних лапах перед квартальным... Вновь II вновь въезжали на пылающее небо всадники Апокалипсиса. Над миром завывали сирены, как трубы Страшного суд…. Менялись времена.... Он трудился всю жизнь». Не только в музыке.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Аверьянова О.И.Отечественная музыкальная литература XX века – М.,Музыка,2007.

2. Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

3. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.; Советский композитор, 1980.

 

Интернет  источники 

1. Официальный сайт Дмитрия Шостаковича — биография, документальная хроника, фотоальбом, каталог сочинений, дискография, публикации, письма, Архив Д. Д. Шостаковича.

2. Официальный сайт издательства «Дмитрий Шостакович» («DSCH») — каталог полного собрания сочинений Д. Д. Шостаковича, прокат нотных материалов.


Информация о работе Шостакович Дмитрий Дмитриевич