Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Содержание работы

Введение …............................................................................................................3
Глава I. Детство и юность будущего музыканта ..........................................4
Глава II.Этапы становления великого композитора ……………………..…..6
Глава III. Музыкальное наследие Шостаковича...........................................11
Заключение........................................................................................................15
Приложения.....................................................................................................16
Список использованной литературы...........................................................19
Интернет источники...................................................................................19

Файлы: 1 файл

шостокович экзаменационная работа.docx

— 305.35 Кб (Скачать файл)

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей 

''Атемарская детская школа искусств''

Экзаменационная работа

по музыкальной  литературе

Его музыка будет, жить в веках!

Жизнь и творчество

Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

                              

                                                            

 

 

 

  

 

 

 

 

 Выполнила: ученица                            7 класса

Музыкального  отделения

                                                                                         Авдюшкина Ксения

Проверила: Мастина Елена Анатольевна

 

Атемар 2013

Содержание

Введение …............................................................................................................3

Глава I. Детство и юность будущего музыканта ..........................................4

Глава II.Этапы становления великого композитора ……………………..…..6

Глава III. Музыкальное наследие Шостаковича...........................................11

Заключение........................................................................................................15

Приложения.....................................................................................................16

Список использованной литературы...........................................................19

Интернет источники...................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дмитрий Шостакович — величайший композитор современности. Природа одарила его характером необычайной чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нем начала — творческое, духовное и нравственное. Образ человека совпадал с образом творца. То мучительное противоречие между повседневностью и нравственным идеалом, которое не мог разрешить Лев Толстой, Шостакович привел в единство не декларациями, а самим опытом своей жизни, став, нравственным маяком действенного гуманизма, озарив XX век примером служения людям. Его музыка неразрывно связана с жизнью, историей народа, с его успехами и поражениями, радостями и страданиями.

Сочинял Шостакович быстро. Работал за письменным столом. Вся музыка рождалась в голове, и для записи не требовалось проигрывание на рояле. Симфонические произведения записывались сразу в виде партитуры.

По композиторскому пути его вела постоянная, неутолимая жажда  всеобъемлющего охвата и обновления. Гений Шостаковича универсален. Он писал музыку во всех жанрах — и очень сложную по содержанию, требующую серьезной работы мысли, и со всем простую, доступную любому слушателю. Среди всех произведений Шостаковича главным жанром является симфония. 15 симфоний — это весь наш современный мир, философское размышление о его сущности, о времени, о людях, о себе.

Широк и разнообразен был  круг интересов Шостаковича. Самый  любимый композитор – Чайковский. «Его творчество казалось недосягаемым. Это была любовь до сумасшествия, до самозабвения», - писал Шостакович. «И еще одна страстная любовь – Мусоргский, перед которым благоговею». К творчеству Мусоргского Шостакович обращался неоднократно на протяжении многих лет». Среди зарубежных композиторов любимыми были Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман. Сильное впечатление производили симфонии Малера.

Свои кумиры имелись среди  писателей – Гоголь, Достоевский. Из поэтов – Пушкин, Лермонтов. Очень  любил Шостакович театр, особенно пьесы  Шекспира, Евгения Шварца.

Скромный, внешне хрупкий, многие годы выглядевший юным, как мальчик, Шостакович, по словам писателя Михаила  Зощенко, был «жестокий, едкий, чрезвычайно  умный, сильный…мудрый человек».

 

 

 

Глава I. Детство и юность будущего музыканта

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября  1906 года в Петербурге. Дмитрий был средним из трёх детей в семье. Его старшая сестра, Мария (1903—1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908—1990), — ветеринаром. Отец, инженер – химик, работал в Главной палате мер и весов, мать до замужества училась в фортепианном классе Петербургской консерватории. Семья Шостаковича была гостеприимной, любимым времяпрепровождением являлось музицирование. Мать композитора впоследствии вспоминала: «У нас по вечерам собирались мои товарищи  по консерватории. Мы играли квартеты и трио. Чайковский, Бетховен, Рахманинов были нашими излюбленными  уверена, что  эти прекрасные вечера классической камерной музыки немало способствовали развитию музыкального вкуса у композитора-сына, который тогда ютился в своем укромном  уголке, боясь шевельнуться от счастья».

    В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.

  Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича— «Солдат», «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции».

  Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием.    В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.

   На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Этапы становления великого композитора

1.1Начало  творческого пути 

     В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано     (у Л. В. Николаева), а в 1925 году — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало «чувства и силы». В январе 1927 года участвовал на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер, в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

Шостакович с  учениками в Ленинградской консерватории

    В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни Шостаковича. Самой яркой в творчестве молодого композитора стала сатирическая опера  «Нос» по повести Гоголя, премьера которой состоялась в 1930 году в Ленинграде. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И.И.Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No. 2 (op. 36) Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.

      В 1934 году в Ленинграде, а затем в Москве состоялась премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда»  по повести Николая Лескова. Опера имела огромный успех, она была воспринята как «крупное, по-настоящему талантливое и отмеченное печатью огромного мастерства произведение». Так писала газета «Советское искусство». Но спустя некоторое время, в январе 1936 года, газета «Правда» резко, несправедливо раскритиковала оперу, назвав ее «сумбуром вместо музыки. «Это определило судьбу не только оперы, но и новой, Четвертой симфонии, исполнение  которой состоялось лишь спустя четверть века – 1961 году.

   Беда пришла и в семью. Была отправлена в ссылку сестра , расстрелян ее муж , выдающийся физик. В застенках НКВД погибли близкие Шостаковичу люди – маршал Тухачевский, режиссер Мейерхольд. Все это произвело очень сильное впечатление на композитора  «Я был близок к самоубийству… я не видел выхода. я просто хотел исчезнуть».

  Но жажда творчества  оказалась сильнее мрачных настроений. В1937 году, унесшем по воле сталинской тирании миллионы человеческих жизней, Шостакович создает Пятую симфонию – симфонию «величия человеческого духа».

2.1.Годы войны.

    В июне 1941 года в консерватории, как обычно, шли экзамены . Шостакович был председателем экзаменационной комиссии на фортепианном факультете. Но экзаменам на этот раз не суждено было  завершиться. Ранним утром 22 июня 1941 года началась война. Город перешел  на военное положение. Началась срочная эвакуация ценностей из ленинградских музеев. Уезжали театры, филармония, консерватория. С 8 сентября Ленинград оказался в кольце блокады.

    Шостакович в это время еще находился в городе, он покинул его только в начале октября. Трижды пытался пойти добровольцем в Красную армию, но неизменно получал категорический отказ. Тогда он принял участие в строительстве оборонительных сооружений, дежурил в отрядах противопожарной обороны, руководил вместе с артистом Николаем Черкасовым Театром народного ополчения. 

    Но главным делом стало для Шостаковича сочинение Седьмой симфонии. Он писал ее быстро, обуреваемый, по его словам, «страстным желанием скорее внести свой ощутимый вклад в борьбу».

    Шостакович почти не расставался с рукописью симфонии, забирал ее на крышу консерватории, дежуря во время  вражеских бомбардировок. В рукописной партитуре нотные записи прерываются обведенными кружками буквами «в.т» - «воздушная тревога».

    В сентябре были закончены три части симфонии, а последнюю, четвертую, композитор завершал уже в Самаре в декабре 1941 года.

    Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 года в Самаре, затем в Москве и Ленинграде. Событием исключительной важности стала в исполнительской биографии Седьмой симфонии премьера Ленинграде 9 августа 1942.

   Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию. Шостакович сочинил ее в Москве, куда переехал в 1943 году и по приглашению директора Московской консерватории В.Я.Шебалина стал вести в ней класс композиции. У него обучались К.С.Хачатурян, Б.А.Чайковский, А.Г.Чугаев. Тогда же было сочинено Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ми минор , посвященное памяти близкого друга И.И Соллертинского, и вторая фортепианная соната, которую композитор посвятил памяти своего учителя профессора Л.В.Николаева.

   3.1.Когда окончилась война.

   В 1945 году, сразу после войны Шостакович приступил к работе над Девятой симфонией, задуманной ранее. В этой «лёгкой» на первый взгляд, симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества — обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.

    10 февраля 1948 года появилось постановление ЦК ВКП «Об опере «Великая дружба» В.И.Мурадели». Ведущим композитором, среди которых названы Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Шебалин, Мясковскиий, были предъявлены обвинения в том, что в их творчестве «особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам». Обвинения были тяжелыми и несправедливыми, однако некоторые композиторы, как вспоминал Т.Н.Хренников, отнеслись к ним тогда вполне «искреннее и серьезно - как к процессу борьбы за передовое искусство , поставленное на службу массам».

    В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» — образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Е.А.Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию.

Информация о работе Шостакович Дмитрий Дмитриевич