Семантика народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия в отечественной науке наблюдается поворот от “вещеведения”, от изучения сугубо утилитарной сферы применения элементов материальной культуры к изучению глубинных аспектов функционирования вещей[3]. Все большее внимание привлекает проблема знаковости вещи, ее информативной нагрузки (в одежде, этикете, мифологии и т.д.), и в целом - проблема символического “языка вещей” в традиционной народной культуре.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………………4
1. Семиотика, семантика и народная культура……..………………………..4
2. Семантика народной культуры....…………………………………………..6
3. Семантика удмуртской культуры…………………………………………..9
3.1. Семантика удмуртского танца и музыки……...………………………9
3.2. Семантика декоративно-прикладного искусства и одежды…………11
3.3. Семантика жилищной культуры ……………..………………………17
3.4. Семантика цвета………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….…….30
Список литературы…………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

report.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

ГОУ ВПО  Удмуртский государственный университет

Факультет информационных технологий и вычислительной техники

Кафедра теоретических основ информатики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему «Семантика народного искусства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила:

                                                                                    Студентка 3 курса,  группа 39-31

                                                                                    Форма обучения: очная

                                                                                    Серебренникова Дарья

                                                                                    Владимировна

                                                                                    Подпись:_________

                                                                                    Руководитель: старший  преподаватель

                                                                                    Трофимов Н.И.

                                                                                    зав. кафедры: Бельтюков  А.П. 
 
 
 
 

                                                  Ижевск, 2011

                                                   АННОТАЦИЯ

к курсовому  проекту (работе) студентки 3 курса, группы 39-31 Серебренниковой Дарьи Владимировны на тему «Семантика народной культуры».

Цель  моей курсовой работы заключается в  том, чтобы объяснить семантику, смысл народной культуры на примере удмуртской. Актуальность этой темы в том, что многие люди не знают историю происхождения удмуртской культуры, именно не факты, а основу, на которой построена культура и почему именно таким образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………..………………………4

1. Семиотика,  семантика и народная культура……..………………………..4

2. Семантика народной культуры....…………………………………………..6

3. Семантика удмуртской культуры…………………………………………..9

    3.1. Семантика удмуртского танца и музыки……...………………………9

    3.2. Семантика декоративно-прикладного искусства и одежды…………11

    3.3. Семантика жилищной культуры ……………..………………………17

    3.4. Семантика цвета………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………….…….30

Список литературы…………………………………………………………….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   В последние десятилетия в отечественной  науке наблюдается поворот от “вещеведения”, от изучения сугубо утилитарной  сферы применения элементов материальной культуры к изучению глубинных аспектов функционирования вещей[3]. Все большее внимание привлекает проблема знаковости вещи, ее информативной нагрузки (в одежде, этикете, мифологии и т.д.), и в целом - проблема символического “языка вещей”  в традиционной народной культуре.

   Народная  картина мира не существует в каком-то оформленном, собранном воедино  виде, она распылена и фрагментарна. Одна и та же идея воспроизводилась на разных уровнях и выражалась разными  способами, и в этом смысле словесный  текст является лишь частным случаем реализации модели мира наряду с другими текстами культуры (в семиотическом смысле). Язык, мифология, ритуалы, элементы материальной культуры являются не чем иным, как различными реализациями одной и той же картины мира. Самые обычные вещи позволяют судить о цивилизации, ее технологическом уровне и культуре, социальных отношениях и идеологии;  Материальный мир является богатейшим источником информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Семиотика, семантика и народная культура.  

   Перед тем, как изучить семантику, нужно знать такое определение как семиотика. Одно из самых распространенных определений, что семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Однако если рассмотреть это определение поближе, то тут же возникают вопросы о том, кто устанавливает различие между знаками и «не» знаками, т.е. вещами. С одной стороны, мы можем познавать вещи и говорить о вещах только с помощью знаков, заменяя вещи их обозначениями. С другой стороны, то, что обычно используется как знак, в некоторых ситуациях может восприниматься (и использоваться) как простая вещь. Определение второго типа - определение по методу: "Семиотика - это приложение лингвистических методов к объектам иным, чем естественный язык". Что это значит? Это значит, что семиотика - это некоторый способ рассмотрения чего угодно как сконструированного и функционирующего подобно языку. В этом "подобно" - суть метода. Все может быть описано как язык (или как имеющее свой язык): система родства, карточные игры, жесты и мимика, кулинария, религиозные ритуалы и поведение насекомых.[2].

   Семантика – это одно из аспектов изучения знаков в семиотике, значение единиц языка. Семантика – это наука о понимании и значении определенных знаков, последовательностей символов  и других условных обозначений. Задачи семантики: дистрибутивный анализ(на основе распределения) значений, изучение системы смыслов.

   Народная культура – уникальная самобытная национальная культура, включающая в себя традиции, особенности быта, ценностей.  В научной литературе обнаруживаются разные, неоднозначные подходы к данному явлению. Нередко она предстает как совокупность отдельных направлений, видов, жанров, даже объектов (народные керамические изделия, одежда, обряды, лубок и пр.). Часто ее пространство сужается, особенно в области искусствоведения, до художественного народного творчества, фольклора (народные песни, танцы, ремесла), а то и до словесной художественной традиции, относящейся к историческому прошлому (былины, предания, пословицы и пр.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Семантика народной культуры

   Когда мы говорим о семантике народной культуры, мы подразумеваем не то, как выглядит какая-либо вещь либо для чего она предназначена, а именно смысл, причину: почему именно такой цвет, стиль, форма, ритм, состояние и т.д. Только судя по этим признакам, мы можем судить, о какой культуре идет речь. Знаком может являться всё: от пуговицы, выполненной в геометрической форме, до того, каким образом построены города, деревни.

   У каждого народа есть свои танцы и музыка, значит, и свой ритм и темп. Семантика танцев и музыки  чрезвычайно содержательна, так как это состояние души. Они делают человека более чувствительным,  восприимчивой к краскам жизни, учит ценить красоту мироздания

   Семантика изобразительного искусства призвана разрешить основную проблему герменевтики («искусство понимания): насколько правильно данное изображение передает действительность или оно искажает ее, насколько оно истинно или обманчиво. Значение (содержательность) изображения как знака возникает в результате мысленного соотнесения смысла творчества (его абсолютной ценности) с контекстом творческого процесса (конкретными задачами изображения, функциями произведения искусства, материальными условиями).  
Точки зрения художника и зрителя могут значительно различаться. Это различие усиливается с исторической дистанцией между творцом и зрителем. 

   Отсюда, к примеру, трудность понимания архаических форм искусства, средневековых произведений живописи, скульптуры. Так возникает еще одно понятие - язык художественного произведения. Художник может говорить на «иностранном», непонятном зрителю диалекте, и тогда зритель вынужден его изучить. Дополнительную трудность представляет соотношение субъективного и объективного в художественном образе.  
Семантика живописи достаточно сложна. В данном случае живопись, скорее всего, изначально представляла собой определенную систему знаков, манеру их создания. Таковой была наскальная живопись, которая была одним из немногочисленных способов передачи информации. Затем семантика перестала играть столь значительную роль. Сегодня живопись – это скорее передача эмоций и чувств, чем информации. Однако в некоторых случаях она продолжает играть роль знаков.

   Если  говорить о семантике архитектуры, то здесь можно «захватить» целые поселения. Так, например, начать с их построения и закончить расположением вещей в самом здании. Основной же «категорией» архитектуры является стиль.

   Кажется, что одежда не может нести какого-то большого смысла, но каждая деталь – это знак, и значение этого смысла определяется не только цветом, но и формой и расположением изображения.

   У любого народа есть своя вера и традиции. Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.

   Отдельно бы хотелось рассмотреть семантику цвета. Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет. С давних времен в культуре всех народов начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким цветовым сочетаниям. «Цвета народа» зависят от окружающей природы, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетических норм и религиозных воззрений зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметах быта, в произведениях искусства. 

   3. Семантика удмуртской  культуры.

   Удмурты – народ, издревле живущий в Прикамье, численностью примерно 750 тысяч по переписи 1989 г. Но этот сравнительно небольшой народ имеет большую историю. По языку удмурты принадлежат к финно-угорской группе. В антропологическом отношении удмурты относятся к малой уральской расе. Несмотря на сложность и условность психологических характеристик, можно утверждать, что удмурты в большинстве миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, чем к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства.  

   3.1. Семантика удмуртского  танца и музыки.

   У удмуртов есть праздник, называющийся Йо Кеян – праздник проводов льда – праздник солнечных бликов на воде. Первая мелодия этого праздника – музыка волн и ветра. Трещит и ломается лед, свищет ветер над волнами реки, донося до людей запах талой воды. Музыкант трет тёплое дерево на своем крезе и трогает твердые струны. Крезь – это инструмент тяжелый, важный. Он как гусли, половинка от луны. Дерево его от времени стало земли, еле угадываются на нем тайные орнаменты и магические символы. Только по большим праздникам выносят крезь из куалле – родового хранилища, он – голос рода, и поэтому его хранят вдали от посторонних глаз. Когда-то давно мастер сделал его из ели, в которую ударила молния – так бог Инмар указал своим огненным перстом на дерево, из которого будут литься звуки, понятные каждому сердцу. Музыкант тронул первую струну – это человеческое приветствие весны. Музыку крезя называют мелодией небесной росы.

Информация о работе Семантика народного искусства