Сценическая обработка русских народных костюмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 10:43, доклад

Описание работы

В работе представлены образцы театрализованных костюмов по мотивам русской народной одежды, созданных с учетом технических возможностей самодеятельных ансамблей при изготовлении костюмов на местах. Здесь представлены костюмы для исполнения русской пляски, кадрили для хоровода.

Содержание работы

1. Введение
2. Русские народные танцы
3. Сценическая обработка русских народных костюмов
4. Танцевальные костюмы по мотивам народной одежды Московской области
5. Сценическая обработка танцевальных номеров Московской области
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Сценическая обработка танцевального фольклора Московской области.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Русские народные танцы
  3. Сценическая обработка русских народных костюмов
  4. Танцевальные костюмы по мотивам народной одежды Московской области
  5. Сценическая обработка танцевальных номеров Московской области
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Учёные считают, что они возникли в VI веке н.э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать (да многое уже умерло с исполнителями). Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую исполняется тот или иной танец, например: "А я по лугу", "Камаринская", "Сени"; иногда по количеству танцоров: "Шестера" "Семера", "Восьмера", "Парная", "Напарочка"; иногда по названию персонажа, который изображается в пляске: "Бычок", "Медведь", "Чиж", "Дергач", "Рыбка", "Лебедушка".

Во многих случаях рисунок танца определяет его название, например, "Цепочка", "Плетень", "Улитушка", "Кружочки", "Корзина", "Воротца" и т п. Танец "Улитушка" напоминает своим рисунком причудливую ракушку улитки. Танцующие то скручивают, то раскручивают "улитку". В танце "Плетень" танцующие соединяют поднятые вверх руки, изображая плетень.

Есть танцы, которые получили свое название от преобладающих в нем движений, например "Топотуха", "Толкушка", "Дробушка".

В русских танцах "Ленок", "Костеля", "Капустка" изображается движение, связанное с тем или иным трудом: работа в поле, вышивание, шитье, тканье и др.

О выращивание льна говорят слова песни "Ленок", а плясуны в выразительных движениях показывают, как сеют лен, как полют, как обрабатывают, превращая в пряжу и ткань, и наконец, шьют из него рубашки.

Поскольку в этих и подобных танцах очень ярко выражено сюжетно-игровое начало, их называют игровыми или танцами-играми. Чаще всего они связаны с народными песнями, очень разнообразными в ритмическом и мелодическом отношении.

С бережностью по отношению к подлиннику обработали эти танцы для сцены наши балетмейстеры: О.Н.Князева - танцы Урала, М.Г. Чернышов - танцы Воронежской области, М.С. Годенко - танцы Сибири, Я.К.Филиппов - танцы Иркутской области. Самодеятельные коллективы активно включились в эту творческую работу, и не один прекрасный танец увидели мы на сцене в их исполнении. Благодаря этому русская народная хореография пережила как бы второе рождение и русский народный танец зажил во всем своем многообразии на сцене.

  1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

Русский народный танец - национальный танец страны. Он как портрет русского человека - мощный, яркий и «от всей души»...

В его основе лежат три направления - хоровод, пляска и кадриль. Хоровод. Особые протяжные песни - хороводные, неразрывно и органично связывают между собой большое количество участников и игру танца. Участники, как правило, держатся за руки. Иногда за платок, венок или шаль. Хоровод распространён по всей России и в каждой области он приобретает новые черты, настроение и характер. Орнаментальный (фигурный, узорный, кружевной) хоровод, если в песне нет конкретной сюжетной линии, водит участников кругами, заплетает из хороводной цепи различные фигуры, согласуя шаги с ритмом песни. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком раскрывают и передают содержание песни. Например, хоровод «Змейка», который любят в больших веселых компаниях. Исполнители игровых хороводов с помощью мимики, пляски и жестов создают различные образы и характеры героев, история которых раскрывается в песнях. Многие помнят из детства хоровод «А ну-ка, заяц, попляши!». В целом игровые хороводы и пляски построены на мифологии.

Пляска. В древности пляска носила культовый, обрядовый характер, постепенно приобретая бытовой. Население Севера в пляске раскрывало образ петуха, а в Сибири - медведя. Это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца.

Пляска родилась в хороводе, но обросла более сложными элементами, стала самостоятельнее, насыщеннее и ярче. В мужской пляске преобладают удаль, сила, размах - это считалось прелюдией к рукопашному бою. Женщина же в танце величава, плавна, великодушна и сердечна, но танец она исполняет живо, с задором.

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости и изобретательности танцоров. Танцевальных элементов множество - дробушки, притопывания, прихлопывания… Кто кого перетанцует? Как правило, он исполняется под музыкальное сопровождение и реже под песню или частушки. Важно, чтобы в переплясе количество участников не превышало двух. В массовом плясе нет ограничений по количеству танцоров, а главная задача - не только показать свои умения в танце, но и исполнить его лучше остальных. Групповую пляску чаще исполняют парами или тройками. Все фигуры пляса круговые и исполняются против часовой стрелки.

Кадриль. Своеобразное построение и четкое деление на пары и фигуры отличают кадриль от традиционных плясок. Она ведет свое происхождение от салонного французского танца и начала распространяться в России в начале 19 столетия. Меняясь десятилетиями, кадриль взяла от французского танца лишь некоторые особенности построения и название. Танец, переплетаясь с русским стилем, приобрел новые движения и манеру исполнения. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться линиями и квадрат (четыре пары).

Значимость танца в русской народной культуре огромна. Это продолжение нашей культуры, но почему-то мы постепенно забываем о своих корнях, истоках. В песнях и танцах мы рассказываем историю нашей семьи, жизни, страны. Народные танцы - это продолжение нашей культуры, ментальность, национальный колорит. Поэтому так важно их знать, беречь и любить! Основой танца в настоящее время являются "специально отобранные, систематизированные либо сочиненные и, как правило, канонизированные традицией жесты, движения, позы; количество исполнителей, размещение их в пространстве; принципы организации некоего целостного танцевального действа". Совокупность данных качественно-количественных характеристик танца может быть использована в качестве критерия классификаций.

  1. СЦЕНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РУССКИХ НАРОДНЫХ КРСТЮМОВ

Русская народная одежда является замечательным наследием культуры прошлого. В течение многих веков искусством неизвестных умельцев создавались народные костюмы, редкие по красоте и гармонии. Многообразные по своему покрою, они отличались широкой гаммой цветов и богатством отделки.

Русская народная одежда очень сценична и задачей художников, работающих над костюмами для самодеятельных коллективов, является возрождение великолепных ее образцов. Это поможет воспитанию у трудящихся художественного вкуса, любви к неувядаемому искусству нашего народа.

Сценический костюм создается на основе фольклорного народного, но, конечно, облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок.

Создавая костюм по мотивам народной одежды, не следует полностью ее копировать важно, передать ее характер, особенности кроя, отделки, орнамента.

Костюм должен составлять «ансамбль», в переводе с французского означает тесную взаимосвязь, нераздельность. Ансамбль костюма благодаря строгой взаимоподчиненности его элементов и тесной взаимосвязи с предметной средой, интерьером. Обладает свойством отражать образ человека.

Ансамбль костюма создается по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного смысла. В основе создания ансамбля положены определенные принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных для предметной среды в целом.

Завершается ансамбль головным убором, который более чем другие части костюма, подчеркивают индивидуальность человека. Форма головного убора должно сочетаться как с силуэтом костюма, так и соответствовать исторической действительности и др.

В моей работе представлены образцы театрализованных костюмов по мотивам русской народной одежды, созданных с учетом технических возможностей самодеятельных ансамблей при изготовлении костюмов на местах. Здесь представлены костюмы для исполнения русской пляски, кадрили для хоровода.

  1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ ПО МОТИВАМ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ

В этом разделе приведены несколько вариантов костюмов, созданных по мотивам народной одежды, которая была распространена в центральной части России.

Костюм по мотивам     Молодежный костюм для хоровода

подмосковных кадрильных.

                                                          

Женский костюм                Мужской костюм

                                                           

 

 

 

  1. ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВ

«Русские хороводы»

Краткое содержание танца:

В основу постановки танца «Русские хороводы» положены литературные и этнографические материалы по народным хороводам, бытовавшим во многих областях РСФСР.

Хороводы издавна были непременной составной частью всех весенних и летних гуляний и больших народных празднеств. Широкое распространение они имели в городах и деревнях Московской области и в самой Москве.

В праздничные дни рабочая молодежь Москвы уходила за город — в Сокольники, Покровское - Стрешнево или Ростокино. На полянах подмосковных рощ девушки и юноши водили хороводы и пели песни.

Содержанием танца «Русские хороводы» и является гулянье молодежи в весенний праздничный день.

Девушки в нарядных сарафанах, взявшись за руки, идут навстречу друг другу с двух сторон сцены. Неожиданно они изменили направление, и каждая группа девушек стала закручивать «улитку». Затем девушки незаметно раскрутили «улитки» и пошли навстречу друг другу.

Но встреча девушек опять не состоялась. Улыбнувшись друг другу, они снова расстались и закрутили «улитки», затем опять незаметно раскрутили их и пошли навстречу друг другу. Вот они, наконец, встречаются в глубине сцены и, соединив руки с платочками, идут пара за парой на передний план. Плавность, грация, благородство отличают их простые движения.

Дойдя до переднего плана, каждая пара поочередно взмахивает соединенными руками с платочками и отходит назад.

Пара за парой отходят девушки назад, взмахивая платками, точно выпуская стаю птиц из пышных белых рукавов.

Неожиданно пары разошлись по сторонам и соединились в кружочки. Обхватив друг друга за талию, девушки очень быстро закружились. Кружочки сменились вращающимися линиями: на сцене точно раскрываются большие веера. И вот все девушки, соединившись в один круг, величаво и гордо плывут по этому кругу.

Рисунок танца все время меняется: круг перестраивается в четыре линии, которые, словно весенние ручейки, текут, извиваясь, то в центр, то из центра. Наконец все девушки собираются в глубине сцены в квадратное построение, рассыпающееся затем по всей сценической площадке,

Быстро-быстро кружатся девушки, поднял высоко над головой платки. К ним присоединяется группа юношей.

Еще стремительнее закружились танцующие, еще веселее стала пляска.

Все танцующие разделились на два круга и, взявшись за руки, приплясывая, один за другим понеслись по этим кругам сначала в одну, потом в другую сторону.

Рассыпались круги, разошелся по сторонам народ. Танцующие образовали большой полукруг, оставив на середине сцены одного юношу. Притопывая, он стал приглашать других: кто хочет сплясать, чтобы показать всем свою удаль, ловкость и мастерство? С двух сторон полукруга выходят две девушки и двое юношей. Степенно и плавно танцуют девушки, а юноши выделывают перед ними замысловатые коленца.

На смену этим танцующим из центра полукруга выходят еще две девушки и двое юношей. Девушки, взмахнув платками, стремительно несутся вперед, лукаво посматривая на юношей, исполняющих рядом с ними сложные фигуры танца.

С одной стороны полукруга вышла еще одна девушка, с другой — юноша; приплясывая, пошли они по кругу, приглашая желающих плясать.

К пляшущим присоединяются вторая, третья, четвертая девушки, а также юноши.

Один из юношей (пятый) закружился волчком на присядке, то и дело взлетая вверх, точно мяч.

Четыре девушки и четверо юношей, повстречавшись, пляшут друг перед другом. Затем все танцующие соединяются в один большой круг и начинают кружиться в быстрой пляске: парни прыгают, кружатся перед девушками, а девушки, ласково улыбаясь и переводя руки с платками из стороны в сторону, двигаются быстро, но плавно, как лебедушки, чуть-чуть поводя плечиками то вправо, то влево.

Информация о работе Сценическая обработка русских народных костюмов