Русская скульптура 2-й половины 18-го и начало 19-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:40, лекция

Описание работы

Цель занятия: Ознакомить учащихся с парадными портретами из коллекции белорусских магнатов. Сформировать интерес у учащихся через приобщение к мировому культурному наследию, дать возможность распознать и прочувствовать настроение в работах, объяснить, какие средства использовал художник для создания портрета. Изучить и систематизировать портрета 18 века.

Содержание работы

Организационный момент (1 – 2 мин)
Проверка ранее изученного материала (3 - 4 мин)
Сообщение темы урока.
Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)
Физкультминутка.
Практическая часть.
Закрепление материала
Рефлексия
Обобщение пройденного материала преподавателем.
Подведение итога.
Вывод-обобщение.

Файлы: 1 файл

история 3 класс.docx

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  Образования:

«Минский  государственный архитектурно-строительный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока по предмету «История изобразительного искусства»

на  тему «Русская скульптура 2-й половины 18-го и начало 19-го века»

 

 

 

 

 

 

 

Составила учащаяся гр.0791

Сергеева  Александра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2013

 

 

 

Название раздела: Искусство 18-19 века.(3 класс)

 

Тема занятия: Парадный портрет в коллекции белорусских магнатов.

 

Тип занятия: Урок освоения новых знаний и умений.

 

Вид занятия: Теоретический.

 

Цель занятия: Ознакомить учащихся с парадными портретами из коллекции белорусских магнатов. Сформировать интерес у учащихся через приобщение к мировому культурному наследию, дать возможность распознать и прочувствовать настроение в работах, объяснить, какие средства использовал художник для создания портрета. Изучить и систематизировать портрета 18 века.

 

Задачи занятия:

 

Обучающая:

 

Овладеть знаниями в области  языка искусства, изучить особенности парадного портрета, рассмотреть различных художников и их средства, способы создания композиции, ее настроения, характерные черты, эмоциональность. Формировать творческие навыки посредством выполнения искусствоведческого анализа произведений белорусской культуры.

 

Воспитательная:

 

Привить интерес и эстетический вкус к работам художников, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, эмоциональности и выразительных средств парадного портрета. Обучить видению и последовательному формированию навыков работы над портретом. Привить навыки аккуратности и уважительного отношения к труду преподавателя, одноклассников. Развить стремление к постижению шедевров искусства, к обогащению внутреннего мира.

 

Развивающая:

 

Развивать способности сопоставлять и анализировать явления культуры.  Дать возможность смотреть на вещи более широко, проецируя их на формальный уровень, попытаться раскрыть в учащихся их внутренние ощущения от произведений.

 

Оборудование: На классной доске: репродукции работ художников, книги, схематичные зарисовки.

 

План  урока:

 

  1. Организационный момент (1 – 2 мин)
  2. Проверка ранее изученного материала (3 - 4 мин)
  3. Сообщение темы урока.
  4. Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)
  5. Физкультминутка.
  6. Практическая часть.
  7. Закрепление материала
  8. Рефлексия
  9. Обобщение пройденного материала преподавателем.
  10. Подведение итога.
  11. Вывод-обобщение.

 

 

 

Литература:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Организационный момент.

 

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас  видеть на сегодняшнем занятии, надеюсь тема вам покажется занимательной и интересной. Приготовьтесь слушать внимательно, достаньте конспекты и ручки. Отметим отсутствующих. Садитесь поудобнее и приготовьтесь окунуться в захватывающий мир искусства 18-19 века. Итак, сосредоточьте все внимание на меня.

 

2.Организация повторения опорных знаний:

1.Устный опрос по материалу предыдущего занятия:

 

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

 

Художник, посвятивший себя искусству  скульптуры, называется скульптором, или  ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

 

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Искусство ваяния, или скульптура, относится к числу изобразительных  искусств. Художник-скульптор, как и  художник-живописец или график изображает окружающую его жизнь. Однако если художник-живописец  или график изображает действительность на плоскости, создавая только иллюзию  объема и пространства, скульптор  из глины, мрамора, камня, дерева и других материалов создает объемные, осязаемые  произведения искусства.

Статую или скульптурную группу, как правило, можно обойти кругом. В этом отношении, а также и  по своей долговечности скульптура сближается с архитектурой.

У скульптуры как искусства есть свои особенности, свой круг сюжетов, связанный  с возможностями и особенностями  того материала, из которого создается  скульптурное произведение.

Камень, например, не терпит большого количества отверстий и выступающих  деталей, так как может расколоться, дерево ограничивает размер и форму  статуи и т.п. Скульптура, установленная  на площади, в парке или помещении, почти всегда становится композиционным, а подчас и смысловым центром  ансамбля, в который она входит.

Например, памятник Пушкину на площади  Пушкина в Москве одновременно доносит  до нас образ великого поэта и  является композиционным центром площади, входя как архитектурно-скульптурное сооружение в городской ансамбль.

 

Как правило скульптура должна быть «монументальна», то есть вызывать у зрителя ощущение значительности, величественности, торжественности изображаемого.

Прекрасный пример основных качеств скульптурного языка - широко известная группа выдающегося советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница».

Во-первых, при всей динамичности фигур, при всем их могучем порыве композиция группы построена так, что фигуры прочно, незыблемо возвышаются на своем постаменте. Их не сдвинешь и  не разрушишь прекрасное стройное здание, как бы динамично оно ни было по своей форме.

Во-вторых, пропорции фигур, их величавое  движение, торжественно развевающиеся  складки одежды, наконец, вдохновенные лица - все создает ощущение подлинной  монументальности.

 

Скульптуру, как и всякое искусство, принято делить на роды, виды и жанры. Так различают два рода скульптуры: круглую скульптуру и рельеф, который  в свою очередь делится на горельеф и барельеф.

Круглая скульптура (так называемые статуи), как правило, предполагает круговой обзор. Статуи ставятся в парках, на площадях и улицах или украшают здания.

Рельеф - настенное изображение. Если оно более чем на половину объема возвышается над плоскостью, его  называют горельеф. В барельефе изображаемые фигуры и предметы теснее связаны  с плоскостью и меньше выступают  на ней, чем в горельефе.

 

Виды скульптуры различаются по ее назначению.

Монументально-памятниковая скульптура включает монументы, мемориальные сооружения, памятники и другие произведения. Цель их создания - увековечивать изображенное.

Монументально-декоративная скульптура служит украшением задний, садов, интерьеров, не претендуя, как правило, на серьезное идейное содержание.

Камерная скульптура - это всевозможные художественные произведения, цель которых  украшать быт человека. Таковы небольшие  статуэтки, бюсты, фигурки животных.

Прикладная скульптура - скульптурные произведения, орнаменты или детали, которые украшают предметы человеческого  обихода: это пепельницы и подстаканники, настольные лампы и спортивные кубки, письменные приборы и радиоприемники и т.д.

 

Наконец, по своему содержанию вся  скульптура делится на ряд жанров. Портретная скульптура посвящена изображению  портретов людей. Анималистическая (от латинского слова, означающего «животное») - изображению животных. Бытовая, жанровая и историческая - изображению различных сцен и эпизодов человеческой жизни. Орнаментальная скульптура изображает те или иные орнаменты, гирлянды, цветы, маски.

 

 

3. Подготовка к изучению новой темы:

 

1.Сообщение темы урока:

 

Итак, давайте приступим. Тема нашего урока: «Парадный портрет в коллекции белорусских магнатов».

 

2.Формулировка целей, задач, изучения нового материала:

Основной  целью нашего урока является углубление знаний, появление понимания закономерностей  и последовательности раскрытия образного и содержательного смысла понятия “скульптура второй половины 18 – первой половины 19 вв».

 

3.Задачи нашего урока:

  • познакомиться ближе с жанром изобразительного искусства «скульптура»;
  • учить находить красоту портрета человека, угадывать его эмоции, характер и социальный статус;
  • передавать через скульптуру состояния человеческой души;
  • развивать творческое воображение, знания, умения, навыки
  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО);
  • научиться понимать отношения автора к натуре.

4.Вводная беседа:

Скульптура как жанр изобразительного искусства очень многогранен. Скульптор не может равнодушно относиться к натуре, он должен прочувствовать ее характер, ее эмоции, ее состояние.  

 

  4.Организация восприятия и осмысления новой информации:

 

Давайте поговорим о русской скульптуре: 
Русская скульптура — один из жанров русского изобразительного искусства.

Будучи, в отличие от живописи, искусством дорогостоящим и затратным по материалам и времени, искусство  скульптуры тесно связано в своих  подъемах и спадах с развитием  и благосостоянием государства, его идеологии и уровня жизни  населения. Это наглядно наблюдается  в истории развития русской скульптуры. Хотя она ведет свою историю со времен язычества (и деревянной скульптуры), но после христианизации Руси оказывается  слабо развитой в связи с запретом на идолопоклонство, влиявшим на развитие скульптуры в православном искусстве (в отличие от католических стран). Однако провинциальные скульптурные школы  демонстрируют чрезвычайно любопытное развитие народной религиозной скульптуры до самой революции.

 

После реформ Петра I русская скульптура начинает догонять европейскую, заимствуя  из нее жанры и иконографии. В  Золотой век Екатерины II, с началом  классицизма, скульптура достигает  чрезвычайно высокого уровня, который  продолжается в образцах стиля ампир, знаменующих победу над Наполеоном. Ко 2-й пол. XIX века относится возникновение  огромного числа памятников официальной  идеологии, зачастую в стиле историзм или эклектика — то есть потерявшие лаконичность и простоту стиля, помпезные, усложненные и избыточные. После  революции был введен ленинский  план монументальной пропаганды, поставивший  пропагандистскую скульптуру на службу государства и продиктовавший масштабные образцы социалистического реализма. По мере кризиса Советского государства  качество скульптуры идет на спад, и  в XXI веке мастера, сформировавшиеся при  коммунизме, иногда создают произведения, подчас активно осуждаемые общественным мнением.

В середине XVIII века декоративная скульптура переживала подъем. Она нашла широкое  применение в архитектуре барокко. Тогда в России строилось огромное число роскошных дворцовых и  общественных сооружений. Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, горельефы, рельефные ленты). Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре. Показательны многочисленные сооружения работы архитектораВарфоломея Растрелли: в Екатерининском дворце в Царском Селе скульптура подчас заменяет архитектурную деталь, создавая акценты в самых значительных частях здания — но при этом не уничтожая архитектонике здания, не снимая ритмичности элементов и конструктивности. Также обильно пластика применялась и в интерьерах — рельефы служили рамами для панно и вставками. Скульптура остается средством раскрытия образной выразительности здания, не теряя самостоятельности.

В этот период определяющим стилем являлось барокко, который характеризуется динамичностью, каскадом объемов и живописным светотеневым трепетом, беспокойностью. «Только конструктивность архитектурного объема сдерживает поток скульптурной формы, придает ей необходимую логическую строгость. В образах скульптурных украшений барокко получило дальнейшее развитие декоративное начало, столь же свойственное и предшествующему времени».

Важную роль в формировании русской  скульптуры, совершенствовании мастеров сыграла основанная тогда же Императорская Академия художеств. Она быстро стала крупнейшей профессиональной школой, воспитав плеяду замечательных художников (Федот Шубин, Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Мартос,Феодосий Щедрин и проч.). «Если в 1-й половине столетия обучение резному делу было рассредоточено и подготовка мастеров осуществлялась преимущественно в процессе практической деятельности, то в Академии скульптурное образование сразу же приобрело вполне профессиональный характер. В основу обучения была положена строгая и продуманная программа, которая давала всестороннюю подготовку молодому скульптору». Академия оказалась крайне полезной в совершенствовании пластики, формировании высокого профессионализма нескольких поколений скульпторов. Благодаря ей развивались различные жанры скульптуры, с особенным вниманием к рельефу.

Рельеф стал так популярен из-за своей востребованности в убранстве архитектурных сооружений, монументальной и надгробной пластике. «Дошедшие до нас надгробия свидетельствуют о высокой профессиональной культуре их исполнителей. Превосходное владение анатомией человека, умение группировать фигуры в композициях, придавать им необходимую степень психологической выразительности отличают их. Высокая культура рельефа объясняется еще и тем, что этот жанр имел богатую традицию, восходящую к древнерусскому искусству».

Информация о работе Русская скульптура 2-й половины 18-го и начало 19-го века