Роль детских праздников в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Праздники играют чрезвычайно важную роль в обществе, поскольку выполняют широкий спектр функций. Среди них - мировоззренческие, идеологические, стабилизирующие, социализирующие, коммуникативные, развлекательные и компенсаторные функции. В российской культуре важное значение для приобщения детей к истокам русской духовности имели праздники, в которых дети, как члены общины принимали непосредственное участие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…3
1.Детский праздник……………………………………………….…………..3
1.1Виды и формы детских праздников……………………………………..5
1.2Идея, сущность и эффективность праздника…………………………..6
1.3Классификация современного детского праздника……………………………14
1.4Детские праздники на Руси……………………………………………....16
2.Детские праздники на Орловщине.
2.1Детские праздники в Орловской области………………………...…...…23
2.2Особенности проведения детских праздников в крупных городах......25
Заключение…………………………………………………………………...…26
Литература………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.05 Кб (Скачать файл)

Память святых Жен-Мироносиц отмечается в третье воскресенье по Пасхе, т.е. в следующее воскресенье после Красной Горки.

В воскресенье праздника Жен-Мироносиц каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали один общий молебен, причем платили за требу только яйцами, иногда, но очень редко, -- льном. Обычай оплачивать яйцами мироносицкий молебен стоит в общем контексте весенних традиций. В некоторых местах, например, в Псковской области, на мироносицкую службу женщины приносили малых детей, чтобы приложить их к плащанице. По воспоминаниям «это был как бы детский праздник Васильев М.И. «Проблемы сохранения русской традиционной университета. Серия «Гуманитарные науки: философия, культурология». // Вестник Новгородского государственного университета. Великий Новгород, 2002 С.130».

Активное участие принимали дети в празднике Дмитрия Солунского в ноябре (8/21). Сам же день празднования, называвшегося в народе «Мироточивым», отмечался братчинами, когда сообща варили пиво, и сообща им угощались. На праздник всех созывали дети и подростки в возрасте 7-15 лет. Обходя дома, они кричали под окнами: «Овин горит, пивом заливать!».

Зима открывала санные торги. Самым известным в Москве, на Лубянке был торг на Катерину-санницу (великомученица Екатерина: 24 ноября/7 декабря). Зима в России «стоит» по нескольку месяцев. Потому-то в старом быту ценились хорошие сани и их упряжь. По саням судили о хозяевах: «Каковы сани, таковы и сами». День Катерины-санницы был праздником молодух, которые вышли замуж в осенний мясоед. Для них, по первозимью, в Катеринин день устраивались катания в нарядных санях. Было принято, что бабушки и крестные мамушки дарили в этот день детям маленькие санки-козырки (без полости) Н.С. Полищук Развитие русских праздников.// Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Отв. ред. И.В. Власова. М., 2000 с.83.

День Рождества Христова в крестьянских хозяйствах среднерусской полосы начинался с того, что перед утреней или между утреней и обедней пастухи обсевали или посевали избы. Обходя деревню, они поздравляли хозяев с праздником и с порога бросали горсть овса в передник к хозяйке, или по углам, или вдоль по полу избы с приговорами: «На живущих, на плодущих, третье -- на здоровье!», «На полу теляток, под лавкой ягняток, на лавке ребяток!», В южнорусских областях, Нижнем Поволжье, Западной Сибири посевание изб совершалось детьми ранним утром на Новый год. В Западной Сибири, посевая зерном, дети пели:

Сею, вею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю!

На Новый Год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле -- копнами,

На столе -- пирогами!

С Новым годом,

С Новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

В среднерусской полосе, например, в Московской и Владимирской губерниях, печения в форме коровки или лошадки, которое называлось коровками, калёдушками, пекли для детей-колядовщиков.

Другой тип рождественского величания -- виноградья. Накануне Рождества ходили по избам, величая хозяев, преимущественно мальчики и подростки -- виноградьщики. Обход совершался со звездой, склеенной из бумаги со вставленными внутри нее свечами Н.С. Полищук Развитие русских праздников.// Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Отв. ред. И.В. Власова. М., 2000 с.149.

Праздник Рождества, наиболее любимый детьми по-разному справлялся семьями различных социальных слоев. В богатых городских семьях устраивали елку, дарили детям дорогие подарки. Праздники носили более светский характер. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Один из петербургских богачей заказал «Искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами. Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. По окончании вечера, пустили детей срывать с елки, все то, что висело на ней.

Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка эта стоила около 50000 рублей Свешникова М. Мемуары. СПб., 2003 с.95».

Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в "передачу" (подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке). После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день.

«Костюмы» на детских праздниках раздавались детям хозяевами дома. Часто это был только бумажный головной убор (чепчик, шляпка, треуголка, жокейский картуз). Меняться костюмами не полагалось.

Детские праздники в дворянской среде носили характер светских развлечений и не были приурочены к церковным праздникам. Детские балы не несли в себе такого национально-культурного своеобразия, как народные крестьянские праздники. Вспомним пушкинского Евгения Онегина -- это тип русского дворянина начала 19 века. «В сезон» (т.е. в осенне-зимний сезон, когда в города съезжалось больше дворян) балы и детские праздники бывали почти ежедневно по вечерам, и модный денди не мог даже всюду поспеть.

Бывало, он еще в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник…

В советские времена появились детские праздники, связанные с определенным этапом в жизни ребенка «Выпускной вечер» в детском саду, праздник «Первого звонка» в школе. В детских садах накоплен большой опыт детских праздников, позволяющих ребенку понять смену времен года - «Праздник урожая», «Прощание с осенью». «Проводы зимы». В настоящее время определенная десекуляризация коснулась детских праздников, наметилось возрождение православных традиций. Детские православные праздники проводятся в воскресных школах при храмах, силами муниципальных, общественных организаций (например, «Масленица» в Овсянниковом саду, проводимая Смольнинским Муниципальным округом в Санкт-Петербурге). Однако это явление не носит такого всеобщего характера как прежде. Внешняя обрядовость зачастую подменяет суть праздника, глубину его значения. Важно не только получение детьми информации о событиях Рождества или Пасхи, важно дать почувствовать детям дух праздника, радость, благодать, и связать это состояние именно с православным праздником. Переосмысление богатейшего национального опыта, возрождение традиций русского детского праздника - впереди.

 

Детские праздники в Орловской области.

 

Орловский край славится бережным отношением к традиционной культуре. Областным центром народного творчества, сельскими и городскими учреждениями культуры и искусства, ведётся большая работа по возрождению, сохранению и популяризации местных традиций народного творчества, приобщению молодого поколения к истокам и ценностям народной культуры. Результат этой работы можно увидеть на многочисленных фестивалях, конкурсах, концертах любительских и профессиональных творческих коллективов и исполнителей, на выставках работ народных мастеров.

 

Календарь детских прахдников на территории г. Орла.

 

 

Январь

1 января

7 января

Новогодний праздник

 

Рождество Христово.

Февраль

23 февраля   День защитника  Отечества.

Март

8 марта

22 марта

Международный женский день.

День птиц

Май

 

9 мая 

Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

18 мая

24 мая

Международный день музеев

День славянской письменности

Июнь

1 июня

6 июня

15   июня

Международный день защиты детей

День рождения Пушкина

День папы

26 июня

День советской молодежи

Июль

7 июля         День «Ивана купала»

Август

5 августа

            День освобождения г. Орла от нем.-фашистких   захватчиков.   День города

Сентябрь

1 сентября

День знаний

1 сентября

21 сентября

27 сентября

Всемирный день мира

День Мира

День основания Орловской Области

Октябрь

2 октября

День учителя

7 октября

День конституции СССР

Ноябрь

10 ноября

Всемирный день молодежи


 

 

Особенности проведения детских праздников в крупных городах.

 

Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается, прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность взрослых на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

 

Заключение.

 

Праздник– одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов; важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей в крупных городах – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Таким образом, мы рассмотрели этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники в больших городах благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Васильев М.И. «Проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре» 2002 с.43.
  2. Венгер А.А. Обучение дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 2002.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 2006.
  4. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.
  5. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира школьниками. // Тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». СП
  6. Научный центр проблем диалога, 2003.
  7. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.
  8. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.
  9. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. // Коррекционная направленность обучения и воспитания детей./ Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СП б, 2007.
  10. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.
  11. Методика музыкального воспитания детей. / Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 2006.
  12. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Просвещение, 2007.

Информация о работе Роль детских праздников в современной России